Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:52, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
3) единичные запросы по вопросам, касающимся концептуального аспекта, с нашей точки зрения, немаловажного:
. определение понятия "насилие";
. характеристика групп
риска: потенциального
. истоки и причины насилия.
4) блок вопросов о службах помощи, существующих в городе (какие; где; кому помогают).
Выше говорилось, что с теоретической точки зрения насилия над детьми можно рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации.
Страх является одной из
важных доминант, определяющих психологическое
состояние и поведение
Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным с насилием, у школьного психолога есть три приоритетных направления в работе:
. профилактика насилия;
. работа с проблемой, связанной с фактом насилия;
. профилактика виктимности.
Как в отношении совершающего насилие, так и в отношении жертвы, изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации, открывая возможность оценить сумму обстоятельств, повлиявших как на формирование
"насильника", так и
на формирование уязвимой
Отдельно следует рассмотреть
особенности социально-
В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие. М.: ВНИИ
Проблем исследования,1990.[28].
Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать опосредованные виновники возникшей проблемы – взрослые: родители и учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.
4.2 Анализ позиций насилия
Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.
Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют ее как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия «жестокость» и
«насилие» – «более узкие и входят в понятие агрессия» Руководство по предупреждению насилия над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.:
ВЛАДОС,1997.[32, с.48].
Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа здоровья»,1995. [12]. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.
Насилие – это нарушение чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. [28].
Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком.
Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. –
М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.51]:
. физическое насилие;
. пренебрежение;
. сексуальное насилие;
. психологическое жестокое обращение.
Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
Анализируя позиции
. психологическое пренебрежение
– это последовательная
. психологическое жестокое
обращение – хронические
Ранее говорилось, что в
связи с со скрытностью, латентностью
явления насилия над детьми во
время диагностики приходится иметь
дело с большим количеством
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.
1. Возраст 0-6 месяцев:
. малоподвижность;
. безразличие к окружающему миру;
. отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
. редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
2. Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
. боязнь родителей;
. боязнь физического контакта со взрослыми;
. постоянная беспричинная настороженность;
. плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
. испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
3. Возраст 1,5 – 3 года:
. боязнь взрослых;
. редкие проявления радости, плаксивость;
. реакция испуга на плач других детей;
. крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
4. Возраст 3 года – 6 лет
. примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
. пассивная реакция на боль;
. болезненное отношение к замечаниям, критике;
. заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
. негативизм, агрессивность;
. лживость, воровство;
. жестокость по отношению к животным;
5. Младший школьный возраст:
. стремление скрыть причину повреждений и травм;
. одиночество, отсутствие друзей;
. боязнь идти домой после школы;
6. Подростковый возраст:
. побеги из дома;
. суицидальные попытки;
. делинквентное поведение;
употребления алкоголя, наркотиков.
Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми.
Выделение и фиксация специфических
признаков данных, имеет место
сексуального насилия над ребенком
и приобретает большое значение
для распознавания факта
Выше говорилось, что существует
много причин, по которым ребенок
не может прямо сказать о
Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой
М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[28]
В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:
o физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).
o поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:
Возраст 3-4 года:
. чрезмерная мастурбация;
. частая демонстрация гениталий;
. сексуальные игры навязчивого
характера, хотят сделать что-
. поведение ребенка становится сексуальным;
. периодические ночные кошмары;
. энкопрез и анурез;
. нарушения сна;
. боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад;
. регрессивное поведение;
1. Возраст 4-6 лет:
. чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;
. сексуальные игры навязчивого
характера, хочет сделать что-
. агрессивное сексуальное поведение с детьми;
. псевдовзрослое поведение;
. некоторая враждебность
и агрессивность поведения,
. ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);
. нарушения сна;
. боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
. устраивает поджоги.
. регрессивное поведение
. соматические жалобы.
2. Возраст 6-8 лет:
. сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;
. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;
. внезапное ухудшение успеваемости;
. не может найти друзей и ему никому не верит;
. не может сконцентрировать внимание.
3. Возраст 8-10 лет:
. сексуальные игры навязчивого характера;
. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение школы.
Возраст 10-12 лет:
. социальный уход;
. агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение
школы и несвоевременный
. внезапное ухудшение успеваемости;
. никому не верит;
. не может сконцентрировать внимание;
. часто прогуливает школу;
. приходит в школу рано – уходит очень поздно;
. начальные признаки
Возраст 12-18 лет:
. симптомы клинической депрессии;
. нарушения сна;
. суицидальные наклонности;
. изоляция от окружающих;
. побеги из дома;
. промискуитет;
. асоциальное поведение;
. не участвует в школьных мероприятиях;
. аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);
Информация о работе Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы