Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:44, реферат
Тема реферата – «Жесты и культура народов мира».
Цель реферата – показать роль жестов в невербальном общении разных народов.
Для выполнения намеченной цели необходимо выполнить несколько задач:
1. Дать общее представление о жестах
2. Выявить специфику жестов представителей разных народов и национальностей
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский
Политехнический
Университет»
Факультет – Институт дистанционного образования
Специальность – 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Кафедра
– Культурологии и социальной коммуникации
Жесты и
культура народов мира
Реферат
Основы
физиогномики и кинесики
Студентка гр. З-11273
Руководитель
(доцент)
Томск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема реферата – «Жесты и культура народов мира».
Цель реферата – показать роль жестов в невербальном общении разных народов.
Для выполнения намеченной цели необходимо выполнить несколько задач:
С научной точки зрения «жест — любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию». «Жестов язык — система знаков, осуществляемых условными жестами и используемых для языкового общения наряду со звуковой речью или взамен ее. Употребляется народами первобытной культуры, а также развитой культуры в условиях многоязычья, в связи с древними бытовыми обрядами, а также при немоте». «Жест — действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему».
Невербальный язык может иногда выразить (или скрыть) даже большую информацию и в более эмоциональном варианте, чем речь. Делается это как непроизвольно – жесты ликования, отчаяния, безнадежности, неожиданного удивления и многие другие, - так и вполне осмысленно, для того, чтобы подчеркнуть ту или иную озвученную мысль или же, напротив, чтобы не выдать своих истинных чувств.
Изучение различных средств невербального общения (позы, жестов, мимики, временно-пространственной организации общения) поможет нам понять не только окружающих людей, но и себя.
Важно подчеркнуть, что люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20—40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Мы сможем понять, как встречено то, что мы говорим, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить нас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Таким образом, разговорный язык и жесты общепризнанно считаются структурными элементами человеческих взаимоотношений (как неформального общения, так и формальной беседы), но в отличие от языка, жесты до последнего времени интересовали ученых мало.
Что именно называется жестом? Жесты — это движения тела (или некоторой его части), используемые для передачи мысли, намерения или чувства. Такие действия часто совершаются руками, однако в жестикуляции также задействованы лицо и голова. Некоторые действия обычно не считаются жестами — в том числе прикосновения к себе, отряхивание, оглаживание одежды и нервная манерность. Одни движения, ориентированные на собственное тело, отражают или регулируют состояние возбуждения, а другие могут быть направлены на выполнение задачи. Действия, используемые при выполнении таких задач, как курение, еда или поднимание книги, обычно не считаются жестами. Однако если подобные инструментальные действия осуществляются явно аффектированным образом («стильно»), они будут расцениваться как преднамеренные жесты. Известен по крайней мере один случай, когда люди пытались воспроизвести легко узнаваемый оскорбительный жест - сгибание руки — так, что он не походил на оригинал, но все равно передавал его значение. Поскольку выполнение характерного сгибания руки на Мальте было запрещено законом, некоторые жители острова производили его, словно бы почесывая верхнюю часть выпрямленной и вытянутой вперед руки. Почесываемая рука при этом зажата в кулак.
Действия, которые мы воспринимаем как незапланированный результат переживаемого чувства, не входят в планируемое послание и, соответственно, исключаются из категории жестикуляций. Иначе говоря, действия, не являющиеся частью «актуального» повеления человека, обычно не считаются жестами.
У жестов много функций. Они могут замещать речь (во время диалога или когда речь не используется вообще), регулировать поток и ритм взаимоотношений, удерживать внимание, подчеркивать высказывание и вносить в речь ясность, характеризовать содержание речи и делать его запоминающимся, предвосхищать последующие фразы и помогать собеседникам воспринимать и формулировать речевые высказывания.
Какие типы жестов обычно употребляются в повседневном общении? Существует несколько классификаций жестов, но важнейший метод классификации рассматривает связь жеста и речи. Соответственно, мы рассматриваем независимые от речи и связанные с речью жесты.
Рассмотрим жесты независимые от речи и жесты зависимые от нее.
Независимые от речи жесты также называют эмблемами, или автономными жестами. Это невербальные действия, которые имеют прямой вербальный перевод или словарное определение, состоящее обычно из одного-двух слов или из одной фразы.
Члены одной культуры или субкультуры в большинстве случаев переводят такие сигналы одинаково. Эти жесты практически не зависят от речи по значению и чаще всего выполняются как единичный жест. Жест «о'кей» - пример жеста, независимого от речи и общего для нескольких культур.
Дети уже к трем годам способны расшифровывать некоторые такие жесты, и эта способность стремительно развивается до пятилетнего возраста. В ходе одного исследования четырехлетние дети (как мальчики, так и девочки) правильно расшифровывали эмблемы, обозначающие «да», «нет», «подойди сюда», «тихо», «до свидания», «два», «я не хочу слушать», «воздушный поцелуй», «я собираюсь спать» и «я не буду этого делать». Никто из четырехлетних малышей не смог правильно расшифровать жест «чокнутый». В целом дети этого возраста понимают и правильно расшифровывают больше независимых от речи жестов, чем они используют в общении между собой. Однако с помощью и подсказками воспитателей дети, еще не научившиеся говорить, могут аффективно использовать для коммуникации от 10 до 60 жестовых знаков.
В некоторых культурах несколько независимых от речи жестов, проделанных в определенном порядке, могут формировать последовательное сообщение, но в Соединенных Штатах это происходит редко. Хотя такое может случиться, например, если вы разговариваете по телефону, а в это время к вам входит посетитель, и вам требуется показать ему так, чтобы он понял, последовательность «подождите минутку», «входите» и «садитесь». У представителей определенных профессий, например у водолазов, спортивных судей и телеведущих, формируется целая система независимых от речи жестов. Хотя обычно так системы сигналов относятся к выполнению определенной задачи, они могут и выходить за границы задач. Например, уровень зашумленности на лесопилках Британской Колумбии сделал вербальную коммуникацию практически невозможной. Была сформирована система жестов, связанных с задачей, но в итоге в нее вошли и жесты, не имевшие никакого отношения к работе лесопилки. Системы жестов, не ограниченные специфической задачей, известны как знаковые языки. Знаковый язык прежде всего ассоциируется с общением людей с нарушениями слуха, но такие языки возникают и при других обстоятельствах — вспомним религиозные ордена, где принимается обет молчания, или социальные ситуации, в которых некоторым участникам запрещается говорить как, например, армянкам в присутствии их муже.
Независимые от речи жесты могут применяться тогда, когда вербальные каналы заблокированы или ущербны, но они могут использоваться и во время вербального общения. Человек может рассказывать о том, как кто-то странно себя повел, и завершить его жестом «он сошел с ума». В этом случае вращение пальцем у виска заменяет все предложение. В западной культуре этот жест также может использоваться для завершения высказывания: «Если уж ты меня спрашиваешь, я думаю...» В этом случае вербализации излишни и не являются необходимыми для понимания передаваемого послания. В этом примере независимый от речи жест выступает в роли заключительного слова говорящего, но другие могут появляться и в начале высказывания. Экман, изучая эмблему «пожимание плечами», пришел к выводу, что наиболее часто к нему прибегают в начале высказывания.
Детальная работа Шерцера, посвященная жесту указывания на губы, который использовали члены протестантской общины Куна в Панаме, и жесту поднятия большого пальца у жителей бразильских городов, доказывает, что жесты могут иметь общее значение, изменяющееся в зависимости от контекста. Например, жест поднятия большого пальца имеет общее значение «хороший» или «положительный». Контекст, однако, расширяет круг значений. Этот жест используется для подтверждения того, что адресант понял сказанное или сделанное собеседником; как признание достоинства; как приветствие; для выражения того, что человек может предсказать следующий ход в общении и указать того, кто собирается его осуществить; как просьбу о разрешении выполнить какое-либо действие, например, когда клиент уведомляет официанта о наличии столика.
Иногда контекст влияет на значение в меньшей степени, чем небольшие изменения в способе исполнения жеста. Когда указательный палец вытягивается (а другие пальцы сжаты в кулак) и неподвижно удерживается на расстоянии около 30 сантиметров от чьей-то груди, жест означает «подожди минутку»; когда палец многократно поднимается и опускается, значение меняется на замечание или подчеркивание; когда палец перпендикулярно прижат к губам, жест значит «тихо».
Существуют опубликованные перечни эмблемных жестов культур всего мира. Анализ более 800 эмблемных жестов, вошедших в эти перечни, обнаруживает три широкие категории значения, придаваемого 80% независимых от речи жестов, наблюдаемых в Соединенных Штагах, Колумбии, Франции, на юге Италии и в Кении, а также 66% иранских жестов. Эти категории таковы: межличностный контроль, извещение о своем текущем состоянии или о текущих обстоятельствах и оценочная реакция на действия или внешность другого. В результате исследования пяти культур, выполненного Экманом, было отмечено, что в каждой из них существуют эмблемные жесты для приветствия и расставания, ответа, обозначения передвижения (все это — формы межличностного контроля); для оскорбительной оценки действий или внешности другого человека; для обращения к физическому или аффективному состоянию другого, или для извещения о собственном состоянии на данный момент, или об обстоятельствах, в которых человек находится. У некоторых культур больше эмблем одной категории (например, оценки поведения другого), в то время как эмблемы других культур могут акцентировать другие послания (например, межличностный контроль).