Жесты и культура народов мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:44, реферат

Описание

Тема реферата – «Жесты и культура народов мира».
Цель реферата – показать роль жестов в невербальном общении разных народов.
Для выполнения намеченной цели необходимо выполнить несколько задач:
1. Дать общее представление о жестах
2. Выявить специфику жестов представителей разных народов и национальностей

Работа состоит из  1 файл

Физиогномика.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

    До сих пор не были обнаружены жесты, которые одинаково выполняются и имеют одно и то же значение во всех исследуемых культурах. Однако в будущем, возможно, такие жесты будут найдены. Наиболее вероятными кандидатами на это место являются жесты, используемые для подтверждения, отрицания, остановки, выражения незнания, а также для обозначения процессов сна, принятия пищи и питья (общих для всех людей).

    Намного более распространены примеры похожих жестов, которые имеют в разных культурах разное значение. В 1877-1878 годах Болгария и Россия заключили союз для войны с Турцией. Этот альянс столкнулся с очень серьезной проблемой, заключавшейся в том, что русский способ сказать «нет» — это вращение головой из стороны в сторону, а очень похожий болгарский жест означает «да». Жест-кольцо (большой и указательный палец, образующие круг), во Франции и в Бельгии означает «ты ничего не стоишь», в Японии — «деньги», в некоторых областях юга Италии — «задница», а в Греции и Турции он является оскорбительным или вульгарным сексуальным предложением. Для многих жителей Соединенных Штатов он, разумеется, обозначает всего лишь «о'кей». Конечно, не все будет «о'кей», если жест-кольцо использовать в тех культурах, где ему соответствуют иные значения.

    Жест поднятия большого пальца обычно в Соединенных Штатах расшифровывается как «хороший», «все отлично» или «о'кей», но на Ближнем Востоке он является непристойным жестом. Палец, помещенный между указательным и средним пальцем (фига) является в Германии, Голландии и Дании приглашением к сексу, но он же будет пожеланием удачи или покровительства в Португалии и Бразилии, а в России — выражением издевательского отказа. Жест «V», когда ладонь обращена к производящему его, является в Великобритании сексуальным оскорблением, но означает «победа», если ладонь направлена наружу. Во время Второй мировой войны Уинстон Черчилль дал широкую известность жесту «V за победу». В Соединенных Штатах жест «V» не наделен значением сексуального оскорбления, как в Великобритании, и нет различий в форме жеста «V-победа» и «V-мир» - значения, ставшего популярным во время протестов против войны во Вьетнаме в 1960-х годах.

    Вертикальный жест «рога» в Португалии. Испании, Италии и в некоторых областях Центральной и Южной Америки обычно расшифровывается как «тебе наставили рога». Студенты, принадлежащие к культурам, в которых этот жест означает, что «твоя жена была тебе неверна, и ты либо слишком глуп, чтобы понять это, либо сам не можешь удовлетворить ее», были бы изрядно удивлены, если бы попали в Техасский университет. Тут, как и по всему Техасу, жест «рога» используется для демонстрации принадлежности к университету и поддерживает дух студенчества. Он изображает породу коров «лонгхорн» («длиннорогая») и буквально представляет Университет Техасских Лонгхорнов («длиннорогий» часто используется как прозвище техасца). Подставьте себе, что будет, если люди, в сознании которых жест «рога» ассоциируется с фразой «тебе наставили рога», посмотрят футбольный матч с участием команды Техасского университета, на котором 75 тысяч болельщиков показывают этот жест настойчиво, многократно и в унисон. Кроме того, другой знак, похожий на жест «рога», но с большим пальцем, не прижатым к ладони, а отставленным в сторону, многими людьми по всему миру расшифровывается как «я вас люблю». Этот знак позаимствован из азбуки глухонемых.

    Многие автономные жесты свойственны только одной культуре. Во Франции, например, человек может изобразить «подвыпивший», зажав нос в кулак и повертев его. Некоторые послания имеют различные жестовые формы в разных культурах. Обратите внимание, как суицидальные жесты отражают наиболее распространенные в каждой культуре способы самоубийства. Число независимых от речи жестов, используемых в пределах одной культуры, может широко варьировать — от менее ста в Соединенных Штатах до более 250, которые распознают израильские студенты.

    Жесты, преимущественно используемые для игр, наподобие шарад или «Море волнуется», обычно не считаются «естественными». Фальсификации и жесты, требующие речи, тоже исключались. Опять-таки требовалось, чтобы по крайней мере 70% расшифровщиков угадали заложенное кодирующим значение и расценили жест как естественно используемый в повседневных ситуациях коммуникации.

    Указательный палец, показывающий на голову, может означать «умный» или «глупый» в зависимости от контекста, но если 70% людей в данной группе населения говорят, что это означает «глупый» (без сопровождения информацией в контексте), считается, что это подтвержденная эмблема для обозначения понятия «глупый» в пределах данной группы. Однако контекст может изменять это значение.

    Давайте теперь поговорим о жестах, связанных с речью. Связанные с речью жесты, иногда называемые иллюстраторами, прямо соотносятся с речью или сопровождают се. Значение и функции этих жестов раскрываются по мере того, как мы изучаем их связь с сопутствующей разговорной речью. При попытке систематизации различных типов связанных с речью жестов использовалась различная терминология, но так или иначе были выявлены четыре общих типа.

  1. Жесты, связанные с референтом говорящего — конкретным или абстрактным.
  2. Жесты, указывающие на отношение говорящего к референту.
  3. Жесты, используемые как визуальное выделение слов говорящего.
  4. Жесты, способствующие регуляции и организации разговорного диалога между двумя участниками.

Жесты, связанные с референтом

    Как уже говорилось, мы используем жесты для описания содержания нашей речи. Иногда это движения, изображающие совершенно конкретные референты; иногда же референтами жестового указания оказываются пространные, абстрактные идеи.

    Указывающие движения, например, помогают описать определенного человека, определенное место или определенную вещь, о которых идет речь. Референт может находиться в непосредственном окружении беседующих, а может быть более отдаленным, как в случае, когда вы говорите: «И где ты был до этого?», указывая пальцем в направлении того места, о котором идет речь. Жесты, рисующие форму или движение референта, и жесты, которые отображают пространственные отношения, могут использоваться с целью помочь слушателю визуализировать черты конкретного референта. Когда мы говорим: «Мне пришлось отогнуть эту ветку назад», показывая, как мы это сделали, наш жест тесно взаимосвязи с конкретным семантическим содержанием речи. Если жесты, связанные с референтом, обрисовывают референт путем начертания фигуры в пространстве (например подобие песочных часов, что обозначает «хорошо сложенная женщина»), можно задаться вопросом, в самом ли деле этот жест является связанным с речью. Чтобы прийти к утверждению, может ли такой жест быть независимым от речи, нужно, чтобы 70% членов той группы населения, которая использует данный жест, распознали значение «хорошо сложенная женщина», столкнувшись с жестовым изображением вне речевого контекста.

    Более абстрактные референты можно охарактеризовать, очертив в воздухе путь или направление мысли или совершая круговые движения кистью или рукой, желая сказать: «Я имею в виду нечто большее, чем конкретные использованные мной слова», а также используя для обозначения широты обсуждаемого предмета жесты расширения или сужения, подобные движениям аккордеониста. Иногда посредством жестовых метафор мы изображаем абстрактное содержание. Например, ладони, сложенные чашечкой представляют вместилище того, что можно было предполагать. Когда они разведены в стороны, то передают идею о том, что «все возможно», и внезапное их исчезновение предполагает, что то, что могло быть, не произошло.

    Жесты, указывающие на отношение говорящего к референту

    Эти жесты не столько характеризуют характер того, о чем идет разговор, сколько отражают ориентацию говорящего на референт. Расположение ладоней может указывать на совершенно разное отношение к собственному посланию. Например, ладони направлены вверх, когда человек чувствует неуверенность («Я думаю» или «Я не уверен»); ладони направлены вниз, когда человек уверен в своих словах («точно» или «безусловно»); ладони направлены наружу, к слушающему, когда человек делает заявление («Позвольте сказать...» или «Тише»); ладони направлены к говорящему, когда тот описывает идею («У меня появилась замечательная мысль...»). Положение ладоней может иметь другие связанные с речью ассоциации, например говорящий поворачивает руки ладонями вверх, когда оправдывается, умоляет или даже предчувствует близость приветствия.

    Колебательные движения рукой предполагают, что говорящий «не уверен» или «может пойти любым путем». У Шарля де Голля, бывшего президента Франции, был знаменитый хватательный жест, который многие понимали как желание контролировать предмет обсуждения.

Пунктуационные жесты

    Пунктуационные жесты подчеркивают, акцентируют и организуют важные сегменты разговора. Таким сегментом может быть отдельное слово или большая единица высказывания (например подведение итогов или ввод новой темы). Когда эти жесты используются для подчеркивания определенного слова или предложения, они часто совпадают с главным голосовым ударением. Пунктуационные жесты могут также разбивать речевой поток на части. Когда мы говорим о ряде вещей, мы может передавать дискретность ритмичными рубящими движениями рук, например: «Мы должны учитывать А (жест), В (жест) и С (жест)». Иногда единичный рубящий жест после С указывает на то, что С следует рассматривать отдельно, или на то, что А, В и С следует рассматривать как группу. Легкий наклон головы может сопровождать жесты рукой. Удар рукой или кулаком в воздухе или по другому объекту тоже является способом постановки ударения и визуального подчеркивания определенного сделанного акцента.

    Пунктуация, безусловно, может сопровождаться и другими движениями. Одним из таких проявлений является «Поднятие взгляда» (но не «Поднятие бровей»). Как выяснилось, мгновенное поднятие век говорящего без участия бровей чаще всего наблюдается при произнесении имен прилагательных и используется для постановки акцента на них.

Интерактивные жесты

    Категории жестов, о которых мы говорили до сих пор, были ориентированы на содержание монолога говорящего. Интерактивные жесты требуют присутствия второго участника диалога и помогают регулировать и организовывать диалог как таковой.

    Поскольку эти жесты направлены на непрерывное вовлечение в общение и разделение ролей участников разговора, они возникают только в присутствии других людей. Соответственно, основной функцией интерактивных жестов является вовлечение в диалог партнера по общению. Подобные жесты, вероятно, составляют от 10 до 20% всех жестов, наблюдаемых в ходе беседы.

    Бэйвлас и ее коллеги (1992, 1995) выделили четыре основные функции, выполняемые этими жестами.

  1. Передача информации.
  2. Сепию на предшествовавшее высказывание собеседника.
  3. Попытка добиться от собеседника определенной реакции.
  4. Регулировка очередности реплик.

    Другие ученые обнаружили, что мимическое изображение «задумчивого лица» стимулирует аудиторию принять участие в поисках нужного слова и, следовательно, выполняет общую функцию включения. Гудвины указывают, что прикосновение к себе способствует уклонению от беседы, что противоположно включению.

    Хотя вышеприведенное разделение связанных с речью жестов на четыре категории полезно для понимания того, как соотносятся между собой жесты и речь, у некоторых жестов может быть несколько функций. Например, отношение говорящего к референту может быть очень насыщенным. Однако некоторые жестовые проявления, обнаруживающие  эти взаимоотношения, могут также подчеркивать (акцентировать) определенные специфические части послания. Тем не менее следует помнить, что существуют различные типы связанных с речью жестов, функции которых для разных участников беседы могут быть различны. Кросс-культурное сравнение, выполненное Эфроном, показывает, каким полезным может оказаться проведение различий между жестами. Ученый обнаружил, что жители юга Италии во время разговора широко используют жесты, имеющие близкое сходство с референтом (например изобразительные), в то время как евреи Восточной Европы используют подобные жесты в очень незначительном объеме. Разумно предположить, что различные культуры ценят разные виды информации, вследствие чего различаются и их жесты. Даже количество жестов во всех категориях может варьировать от культуры к культуре.

    На частоту жестикуляции могут оказывать воздействие несколько ключевых факторов: 1. Во-первых, связанные с речью жесты чаще наблюдаются при общении лицом к лицу, чем при разговоре при помощи средств связи. Конечно, мы используем некоторые жесты и тогда, когда слушатели нас не видят, например во время телефонного разговора. Однако продолжительное общение без визуального контакта уменьшает количество используемых жестов. Любопытно, почему мы вообще используем жесты, когда слушатели нас не видят. Это может объясняться привычкой, но поскольку жесты, как известно, используются для облегчения передачи мыслей, мы можем продолжать использовать их с целью увеличения до максимума эффективности единственного используемого канала — голоса. В этом отношении жесты выступают как запал, активирующий всю коммуникативную систему и таким образом извлекающий все возможное из речевых сигналов. 2. Связанные с речью жесты, как правило, наблюдаются чаще, когда творящий увлечен и заинтересован темой разговора. 3. Мы можем ожидать, что говорящие, заинтересованные в том, чтобы слушатель понял их послание, будут использовать связанные с речью жесты в большем количестве, особенно в сложных или затруднительных коммуникативных ситуациях, например, когда слушатель либо невнимателен, либо не понимает говорящего или если сам говорящий не может подобрать слов для передачи своей мысли. 4. Говорящие, стремящиеся управлять разговором, тоже обычно используют большее количество связанных с речью жестов. 5. Содержание разговора также играет роль в количестве используемых жестов. Отвечая на вопросы, касающиеся физической деятельности («Объясни, как заменить колесо у автомобиля или у велосипеда» или «Объясни, как упаковать подарок»), мы будем использовать больше жестов, чем при ответе на вопросы о визуальных или абстрактных образах.

Информация о работе Жесты и культура народов мира