Теория неравновесия
сочетается с теорией кризисов как
порождения внешних условий –
политических, демографических, природных.
Ф. фон Хайек считал, что кризисы
перепроизводства возникают из-за избыточного
финансирования со стороны государства.
Согласно психологической
теории кризиса И. Шумпетера, на каждой
фазе экономического цикла у населения
формируется свое отношение к
инвестициям.
Экономической наукой
к настоящему времени разработан
целый ряд концепций экономических
циклов. П. Самуэльсон, например, отмечает
следующие:
- денежную теорию, которая выделяет в качестве причины цикла экспансию банковского кредита;
- теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (И. А. Шумпетер, Х. Хансен);
- психологическую теорию, трактующую фазы циклов как следствие пессимистического и оптимистического настроения у людей (А. С. Пигу);
- теорию недопотребления, согласно которой циклы возникают при слишком большой доле дохода, идущей на сбережения, по сравнению с потреблением (Д. А. Гобсон, Р. Фостер и др.);
- теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что источником спада может стать в большей степени излишнее, чем малое вложение средств (Ф. Хайек, Л. Мизес и др.);
- теорию солнечных пятен – погоды, урожая (У. С. Джевонс).
Как средство наиболее
безболезненного выхода из кризиса
Дж. М. Кейнс предложил обеспечить
обязательное государственное регулирование
экономики.
В настоящее время
мировой экономический кризис находится
на ранней стадии, проявившись преимущественно
в финансовой сфере (дестабилизация
фондовых рынков, убытки банков, рост инфляции,
удорожание капиталов), в наибольшей
степени от кризиса пострадало национальное
хозяйство США, где подготовляется
открытие торгового кризиса и
падение промышленного производства.
Влияние кризиса
на мировую экономику проявляется
следующим образом:
- Вслед за падением спроса на американском рынке кризис перекинулся на "новые индустриальные страны", где началась остановка производства;
- Сокращение объемов продаж и мирового промышленного производства приводит к новым обвалам на фондовых рынках планеты и переходу инфляции в стагфляцию, происходит падение цен на нефть, возрастает число безработных, происходит масштабное падение потребления;
- Кризис затрагивает все страны, включенные в мироэкономику, и влечет за собой продолжительную депрессию и разрушительные последствия глобальной хозяйственной дестабилизации;
- Правительства стран мира не располагают стратегиями преодоления кризиса, вероятность их выработки (в силу недооценки кризиса и незаинтересованности в необходимых преобразованиях) до перехода кризиса в пиковую фазу крайне невелика;
- Начавшийся мировой экономический кризис является системным, обусловленным противоречиями неолиберальной модели капитализма (мировое хозяйство не может дальше развиваться по-старому), исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления;
- Падение потребления в "старых индустриальных странах" привело к потере эффективности экономической модели, основанной на эксплуатации дешевой рабочей силы в "третьем мире" (дальнейшее снижение товарных цен за счет сверхэксплуатации рабочей силы невозможно, ее ресурсы также почти исчерпаны);
- Инфляция является одним из проявлений глобального кризиса и порождена изменением баланса между товарной и денежной массой в экономике (обесцениванием значительной части ценных бумаг, жилой недвижимости, а также проявившимся в ходе американского ипотечного кризиса падением покупательной способности населения);
- Кризис знаменует собой смену понижательной волны в развитии мироэкономики повышательной (как кризис смены волн, он окажется тяжелым и продолжительным);
- По итогам глобального кризиса энергопотребление в мире возрастет, возникнут новые способы получения энергии, значение углеводородов упадет;
- Кризис приводит к разрушению изолированных рынков труда и поспособствует образованию единого мирового рынка рабочей силы;
- Кризис поспособствует укрупнению глобальных монополий и усилению их роли в мировом хозяйстве (значение среднего и мелкого бизнеса еще более упадет);
ГЛАВА 2. Антикризисная политика
государства: этапы и направления
Есть только один способ
заставить
человека любить свою работу.
И имя этому способу...КРИЗИС
Антикризисная политика государства
– это такой вид управления, при котором
развиты механизмы предвидения и мониторинга
кризиса, анализа его природы, вероятности,
признаков, применения методов снижения
отрицательных последствий кризиса и
использования его результатов для будущего
более устойчивого развития.
Возможность внедрения антикризисной
политики государства связана с искусством
выхода из критических ситуаций, деятельностью
человека, который может искать и выбирать
оптимальные пути выхода из кризисных
ситуаций, мобилизовываться на выход из
наиболее тяжелых и опасных ситуаций,
использовать прошлый тысячелетний опыт
преодоления кризисов, приспосабливаться
к проблемным ситуациям. Также возможность
антикризисной политики определяется
знанием циклического характера развития
социально-экономических систем, что позволяет
предвидеть кризисные ситуации, готовиться
к ним.
Необходимость проведения антикризисной
политики государства определяется целями
развития.
Все проблемы антикризисной
политики государства можно распределить
по четырем группам.
Первая группа включает проблемы
распознавания предкризисных ситуаций.
Вторая группа проблем
связана с методологическими
проблемами жизнедеятельности организации.
Эта группа включает комплекс проблем
финансово-экономического характера.
Проблематику антикризисной
политики государства можно представить
и в дифференциации технологии управления
(третья группа проблем). Она включает
в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга
кризисов и разработку прогнозов развития
социально-экономических систем, проблемы
разработки управленческих решений.
Четвертая группа проблем
включает конфликтологию и селекцию
персонала, которая всегда сопровождает
кризисные ситуации.
В широком смысле предметом
управления всегда выступает деятельность
человека.
Антикризисноя политика государства
имеет предмет воздействия –
проблемы и предполагаемые и реальные
факторы кризиса, т. е. все проявления
неумеренного совокупного обострения
противоречий, вызывающих опасность
крайнего проявления этого обострения,
наступления кризиса. Любое управление
должно содержать черты антикризисного
и задействовать антикризисный
механизм управления по мере вступления
в полосу кризисного развития организации.
Игнорирование этого положения
имеет значительные отрицательные
последствия.
Сущность антикризисной
политики государства определяют следующие
характеристики:
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
- к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
- управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
- кризисами можно управлять;
- управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
В зависимости от разновидности
кризиса будет различаться и
механизм управления им.
Но система антикризисной
политики государства должна соответствовать
следующим характеристикам:
- гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;
- склонность к усилению неформального управления;
- диверсификация управления;
- децентрализация управления;
- повышение интеграции.
Особенности процессов и
технологий антикризисной политики
государства можно выразить в следующем:
- мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
- использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;
- ускорение процесса реализации антикризисных мер;
- повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.
Приоритетными средствами антикризисной
политики государства должны являться:
- мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;
- поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;
- интеграции по ценностям профессионализма;
- развитие инициативы в решении проблем развития;
- корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.
Стиль антикризисной политики
государства управления характеризоваться:
- профессиональным доверием,
- целеустремленностью,
- антибюрократичностью,
- исследовательским подходом,
- самоорганизацией, принятием ответственности.
Важным элементом системы
антикризисной политики государства
являются его функции.
1. Функции антикризисной
политики государства– это виды деятельности,
которые реализуют предмет антикризисной
политики и определяют его результат.
Они отвечают на простой вопрос: что надо
делать, чтобы управлять успешно на всех
стадиях кризиса.
Можно выделить шесть функций:
- предкризисное управление;
- управление в условиях кризиса,
- управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),
- минимизация потерь и упущенных возможностей,
- своевременное принятие решений.
2. Важнейшей чертой антикризисной
политики государства является интеграция
неформального и формального управления.
3. Для антикризисной политики
государства особое значение имеет перспективность,
возможность выбрать и построить рациональную
стратегию развития.
Существуют разные стратегии
антикризисной политики государства.
Наиболее важными являются следующие:
- предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
- ожидание зрелости кризиса для его преодоления;
- противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;
- стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
- рассчитанный риск;
- последовательный вывод из кризиса;
- предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Главной целью антикризисной
политика государства является преодоление
системного кризиса и дальнейшее
его предотвращения.
Для достижения цели в программе
предусматриваются следующие основные
задачи.
В краткосрочном периоде:
- восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;
- поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;
- стабилизация валютного курса гривны;
- сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;
- сбалансирование государственного- бюджета;
- стимулирование занятости населения.
В среднесрочном периоде:
- проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;
- проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;
- поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;
- государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.
В долгосрочном периоде:
- повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;
- разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;
- сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;
- приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.
- сохранение и развитие трудового потенциала.
2.1 Основные направления
краткосрочного стабилизационного
периода
Война
- это грабёж того,
что не
разворовали в период
экономического
кризиса.
Любое преодоления системного
кризиса предусматривает такие этапы:
- стабилизационный (краткосрочный), который предусматривает восстановление ликвидности банковских учреждений и предприятий реального сектора экономики, предотвращение их массового банкротства, стабилизацию государственной финансовой системы и внешнеэкономических отношений с другими странами мира;
- восстановительный -(среднесрочный), который предусматривает рост товаров отечественного производства, в первую очередь народного потребления, энергосбережения во всех отраслях экономики;
- качественного роста (долгосрочный), который предусматривает повышение качества государственного управления и построение его целостной системы, развитие высокотехнологичного сектора экономики на основе ускорения внедрения инноваций.