Антикризисная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является выяснение теоретико-методических аспектов изучения антикризисной политики государства.
В процессе проработки темы курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определение сущности кризиса, его причин и влияния на экономику государства.
Изучение антикризисной политики государства по этапам и направлениям.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Кризис: причины и влияние на экономику государства
ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления
2.1 Основные направления краткосрочного стабилизационного периода
2.2 Основные направления среднесрочного стабилизационного периода
2.3 Основные направления долгосрочного стабилизационного периода
ГЛАВА 3. Антикризисная политика в Украине
3.1 Особенности экономического кризиса в Украине
3.2 Пути для преодоления кризисных явлений в Украине
Выводы
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Антикризисная политика государства.docx

— 62.13 Кб (Скачать документ)

Теория неравновесия сочетается с теорией кризисов как  порождения внешних условий –  политических, демографических, природных. Ф. фон Хайек считал, что кризисы  перепроизводства возникают из-за избыточного  финансирования со стороны государства.

Согласно психологической  теории кризиса И. Шумпетера, на каждой фазе экономического цикла у населения  формируется свое отношение к  инвестициям.

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд концепций экономических  циклов. П. Самуэльсон, например, отмечает следующие:

  • денежную теорию, которая выделяет в качестве причины цикла экспансию банковского кредита;
  • теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (И. А. Шумпетер, Х. Хансен);
  • психологическую теорию, трактующую фазы циклов как следствие пессимистического и оптимистического настроения у людей (А. С. Пигу);
  • теорию недопотребления, согласно которой циклы возникают при слишком большой доле дохода, идущей на сбережения, по сравнению с потреблением (Д. А. Гобсон, Р. Фостер и др.);
  • теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что источником спада может стать в большей степени излишнее, чем малое вложение средств (Ф. Хайек, Л. Мизес и др.);
  • теорию солнечных пятен – погоды, урожая (У. С. Джевонс).

Как средство наиболее безболезненного выхода из кризиса  Дж. М. Кейнс предложил обеспечить обязательное государственное регулирование  экономики.

В настоящее время  мировой экономический кризис находится  на ранней стадии, проявившись преимущественно  в финансовой сфере (дестабилизация фондовых рынков, убытки банков, рост инфляции, удорожание капиталов), в наибольшей степени от кризиса пострадало национальное хозяйство США, где подготовляется открытие торгового кризиса и  падение промышленного производства.

Влияние кризиса  на мировую экономику проявляется  следующим образом:

  • Вслед за падением спроса на американском рынке кризис перекинулся на "новые индустриальные страны", где началась остановка производства;
  • Сокращение объемов продаж и мирового промышленного производства приводит к новым обвалам на фондовых рынках планеты и переходу инфляции в стагфляцию, происходит падение цен на нефть, возрастает число безработных, происходит масштабное падение потребления;
  • Кризис затрагивает все страны, включенные в мироэкономику, и влечет за собой продолжительную депрессию и разрушительные последствия глобальной хозяйственной дестабилизации;
  • Правительства стран мира не располагают стратегиями преодоления кризиса, вероятность их выработки (в силу недооценки кризиса и незаинтересованности в необходимых преобразованиях) до перехода кризиса в пиковую фазу крайне невелика;
  • Начавшийся мировой экономический кризис является системным, обусловленным противоречиями неолиберальной модели капитализма (мировое хозяйство не может дальше развиваться по-старому), исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления;
  • Падение потребления в "старых индустриальных странах" привело к потере эффективности экономической модели, основанной на эксплуатации дешевой рабочей силы в "третьем мире" (дальнейшее снижение товарных цен за счет сверхэксплуатации рабочей силы невозможно, ее ресурсы также почти исчерпаны);
  • Инфляция является одним из проявлений глобального кризиса и порождена изменением баланса между товарной и денежной массой в экономике (обесцениванием значительной части ценных бумаг, жилой недвижимости, а также проявившимся в ходе американского ипотечного кризиса падением покупательной способности населения);
  • Кризис знаменует собой смену понижательной волны в развитии мироэкономики повышательной (как кризис смены волн, он окажется тяжелым и продолжительным);
  • По итогам глобального кризиса энергопотребление в мире возрастет, возникнут новые способы получения энергии, значение углеводородов упадет;
  • Кризис приводит к разрушению изолированных рынков труда и поспособствует образованию единого мирового рынка рабочей силы;
  • Кризис поспособствует укрупнению глобальных монополий и усилению их роли в мировом хозяйстве (значение среднего и мелкого бизнеса еще более упадет);

 

 

ГЛАВА 2. Антикризисная политика государства: этапы и направления

 

Есть только один способ заставить

человека любить свою работу.

И имя этому способу...КРИЗИС

 

Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Возможность внедрения антикризисной  политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.

Необходимость проведения антикризисной  политики государства определяется целями развития.

Все проблемы антикризисной  политики государства можно распределить по четырем группам.

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

Вторая группа проблем  связана с методологическими  проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем  финансово-экономического характера.

Проблематику антикризисной  политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.

Четвертая группа проблем  включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

В широком смысле предметом  управления всегда выступает деятельность человека.

Антикризисноя политика государства  имеет предмет воздействия –  проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность  крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный  механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения  имеет значительные отрицательные  последствия.

Сущность антикризисной  политики государства определяют следующие характеристики:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
  • кризисами можно управлять;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности  кризиса будет различаться и  механизм управления им.

Но система антикризисной  политики государства должна соответствовать следующим характеристикам:

  • гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;
  • склонность к усилению неформального управления;
  • диверсификация управления;
  • децентрализация управления;
  • повышение интеграции.

Особенности процессов и  технологий антикризисной политики государства можно выразить в следующем:

  • мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
  • использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;
  • ускорение процесса реализации антикризисных мер;
  • повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисной  политики государства должны являться:

  • мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;
  • поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;
  • интеграции по ценностям профессионализма;
  • развитие инициативы в решении проблем развития;
  • корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисной политики государства управления характеризоваться:

  • профессиональным доверием,
  • целеустремленностью,
  • антибюрократичностью,
  • исследовательским подходом,
  • самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы  антикризисной политики государства являются его функции.

1. Функции антикризисной  политики государства– это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.

Можно выделить шесть функций:

  • предкризисное управление;
  • управление в условиях кризиса,
  • управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),
  • минимизация потерь и упущенных возможностей,
  • своевременное принятие решений.

2. Важнейшей чертой антикризисной  политики государства является интеграция неформального и формального управления.

3. Для антикризисной политики государства особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии  антикризисной политики государства. Наиболее важными являются следующие:

  • предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
  • ожидание зрелости кризиса для его преодоления;
  • противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;
  • стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
  • рассчитанный риск;
  • последовательный вывод из кризиса;
  • предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Главной целью антикризисной  политика государства является преодоление  системного кризиса и дальнейшее его предотвращения.

Для достижения цели в программе  предусматриваются следующие основные задачи.

В краткосрочном периоде:

  1. восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;
  2. поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;
  3. стабилизация валютного курса гривны;
  4. сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;
  5. сбалансирование государственного- бюджета;
  6. стимулирование занятости населения.

В среднесрочном периоде:

  1. проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;
  2. проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;
  3. поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;
  4. государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.

В долгосрочном периоде:

  1. повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;
  2. разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;
  3. сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;
  4. приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций.
  5. сохранение и развитие трудового потенциала.

 

2.1 Основные направления  краткосрочного стабилизационного  периода

 

Война - это грабёж того,

что не разворовали в период

экономического  кризиса.

 Любое преодоления системного кризиса предусматривает такие этапы:

  1. стабилизационный (краткосрочный), который предусматривает восстановление ликвидности банковских учреждений и предприятий реального сектора экономики, предотвращение их массового банкротства, стабилизацию государственной финансовой системы и внешнеэкономических отношений с другими странами мира;
  2. восстановительный -(среднесрочный), который предусматривает рост товаров отечественного производства, в первую очередь народного потребления, энергосбережения во всех отраслях экономики;
  3. качественного роста (долгосрочный), который предусматривает повышение качества государственного управления и построение его целостной системы, развитие высокотехнологичного сектора экономики на основе ускорения внедрения инноваций.

Информация о работе Антикризисная политика государства