Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:16, курсовая работа
В данной курсовой работе хотелось бы рассказать о жизненном цикле организации на примере деятельности Генри Форда, о создании им своего собственного предприятия, его развитии, и соответственно неизбежных кризисов
Введение.
1. Общая теория жизненного цикла организации и опасность возникновения кризисов на определенных этапах развития организации.
2. Теория о жизненном цикле организации, связанная с жизненным циклом продукции.
3. Теория пятиэтапного развития организации.
4. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях циклического развития фирмы.
5. Формирование ресурсного потенциала и кризис, предшествующий рождению предприятия.
6. Формирование ресурсного потенциала.
7. Кризис.
8. Рождение предприятия и его детство.
9. Отрочество.
10. Ранняя зрелость.
11. Расцвет сил.
12. Полная зрелость.
13. Старение. Кризис, связанный с обострением конкуренции.
14. Обновление. Выход из кризиса.
Заключение.
Приложение 1.
Список литературы.
Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь распознавать характер изменений в управляемых и неуправляемых процессах, отделять изменения переходного периода от изменений нормального функционирования фирмы.
5. Формирование ресурсного потенциала и кризис, предшествующий рождению предприятия.
Руководящая идея Г.Форда.
Руководящую идею Генри Форда, кратко можно описать следующим образом: работать нужно не только для получения прибыли, но и для того, чтобы твой товар, продукт приносил пользу народу. Это можно подтвердить цитатами из его произведения «Моя жизнь. Мои достижения».
«Большинство людей чувствуют инстинктивно – даже не сознавая этого – что деньги не богатство» - Форд говорит, что не нужно работать только ради прибыли, только ради самих денег. «Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства – чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю.» То есть предприятие работает для потребителей, и это должно быть основой для прибыли. Также Форд говорит о вредности монополии, когда организации имеет возможность всем ставить свои условия, это, как он считает, развращает: «Никогда не бывает так здорово предприятие, как тогда, когда оно, подобно курице, должно часть своего питания разыскивать само.» Также он перечисляет принципы, на которых должен быть основано производство:
Если рассматривать
ресурсный потенциал, не только как
материальный, но и как накопление
опыта, то можно сказать, что формирование
его началось еще в 80-х годах: «Когда
я ездил в город, карманы у
меня всегда были набиты всяким хламом:
гайками и обломками железа. …
В 1879 году – почти четыре года после
моей встречи с локомобилем Никольс-
Форд накапливал свой опыт постепенно, постоянно работая над своей идеей создания автомобиля, не как средства роскоши, а как средства передвижения:
«Я построил тележку с паровым двигателем. Она функционировала. … Меня интересовал газовый двигатель, и я следил за его развитием.»
«В 1885 году я чинил мотор Отто в ремонтных мастерских Игль в Детройте. Во всем городе не было никого, кто знал бы в этом толк. … Так я получил возможность изучить новый мотор из первых рук и в 1887 году сконструировал себе модель по имевшейся у меня четырехтактной модели…»
Дошло даже до того, что отец Форда предложил ему деньги, чтобы он бросил эти свои автомобили, и стал фермером , но « … я жил снова на ферме, куда вернулся не сколько затем, чтобы сделаться фермером, сколько для того, чтобы продолжать свои опыты. Как ученый механик, я устроил теперь первоклассную мастерскую вместо кукольной мастерской детских лет.»
Возникали различные проблемы, в том числе и нехватка денежных средств – воистину бич изобретателей! «Все … детали [имеется в виду для первого автомобиля] я придумал заранее за немногими исключениями. Так я всегда поступал при своей работе. Я черчу сперва план, в котором каждая деталь разработана до конца, прежде чем начинаю строить. … Главные трудности при постройке заключались в добывании соответствующего материала. Затем встал вопрос об инструментах. … но, что меня больше всего задерживало, это недостаток денег и времени для приобретения лучших материалов для каждой отдельной части. Однако весной 1893 года машина подвинулась настолько вперед, что могла быть уже пущена в ход…» Но автомобиль быль построен, он был опробован множество раз, и затем была продана: «… потом продал за 200 долларов Чарльзу Эйнсли из Детройта. Это моя первая продажа.»
Естественно, что
при таком удачном стечении обстоятельств,
Форду не могла не прийти в голову
мысль о создании своего производства,
но, как истинный предприниматель, Форд
трезво оценивал свои возможности: «У
меня решительно не было намерения
строить автомобили в … огромном
масштабе. Мой план был – крупное
производство, но, сперва, мне нужно было
иметь кое-что для производства. Не было
никакого смысла торопиться.»
Но созданию предприятия предшествовал кризис, его скорее можно назвать кризисом личного плана, это следующее событие в его биографии, которое он описывает так: «15 августа 1899 года я отказался от службы, чтобы посвятить себя автомобильному делу. Тем ни менее, это был ответственный шаг, так как у меня не было никаких сбережений. Все что я смог сэкономить, было потрачено на опыты. Но жена со мной была согласна в том, что я не мог отказаться от автомобиля: теперь предстояла победа или поражение. На автомобили не было никакого «спроса» - его не бывает ни на один новый товар.»
И вроде бы из этого кризиса был найден выход, Форд устроился на работу, но это скорей можно назвать продолжением кризиса, почему, это станет ясным из следующей цитаты: «После моего выхода из Электрической компании группа предприимчивых людей организовала, на основе моего изобретения, «Детройскую Автомобильную Компанию». Я был ответственным инженером и – в ограниченных размерах – пайщиком. Три года мы продолжали строить автомобили – все, более или менее, по моей первой модели. … имели лишь небольшой сбыт … Главное было – нажить деньги. … В марте 1902 года я покинул поэтому свой пост … снял себе мастерскую …»
И Форд вторично остался без работы, но теперь все свое время он посвящал своему любимому делу – созданию автомобилей: «Год до основания Общества Автомобилей Форда был почти исключительно посвящен исследованиям.»
Естественно, в своей книге, Форд не преминул сделать выводы об этом тяжелом периоде своей жизни, так его опыт этого периода был для него бесценен:
«В общем, мои важнейшие выводы из опыта того года, …
Вместо работы на первый план ставятся финансы, что грозит тормозом работе и умаляет значение настойчивого труда.
Преобладающая забота
о деньгах, а не о работе, влечет
за собой боязнь неудачи; эта боязнь
тормозит правильный подход к делу,
вызывает страх перед конкуренцией,
заставляет опасаться каждого шага,
вносящего изменения в
Всякому, думающему
прежде всего об упорном труде, о наилучшем
исполнении своей работы, открыт путь
к успеху.»
В теоретическом аспекте этап «рождение предприятия и его детство» рассмотрен следующим образом: это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение первых двух лет, четыре из предприятий – в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой. Посмотрим, как же все происходило на примере возникновения предприятия Форда. Начиналось все следующим образом:
Малколмсом «предложил Форду организовать «Фордовскую автомобильную компанию» и поделить между собой пятьдесят один процент ее акций… Торговец углем внес семь тысяч долларов на покрытие организационных расходов. Завербовали еще пайщиков; конторщик Малколмсона, Джемс Казенс, наскреб тысячу долларов, и то же сделал его бухгалтер. Вошел в предприятие и плотник, чью мастерскую компания сняла, а два брата Додж, владельцы механической мастерской, согласились поставлять моторы для новых автомобилей и получать вознаграждение акциями. Пригласили двух молодых юристов выработать устав, и они тоже рискнули войти в долю. Новая компания начала свою деятельность с капиталом в двадцать восемь тысяч долларов.» То есть создавали компанию «… люди, в большинстве своем скопившие деньги на покупку акций из своего жалованья и знавшие Форда лично или через друзей.»
Но «предприятие
… по существу не было автомобильным
заводом. Там не было станков для
производства деталей; почти все
производилось на стороне, по спецификации
мистера Форда, и бывшая плотницкая
была лишь сборочной мастерской. За
первый год предполагалось собрать
1708 автомобилей, то есть по шесть автомобилей
за рабочий день, - цифра неслыханная
в новой, автомобильной промышленности.
Задачей главного директора было
разделить эту работу на несколько
частей с таким расчетом, чтобы
каждая часть заполняла десятичасовой
рабочий день, при максимальной загрузке
рабочего.» И можно сказать, что старт
молодому предприятию был дан успешный.
Опять же теоретически этот этап описывается так: во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль. Как же это происходило с организацией Г. Форда, можно узнать из следующих цитат из книги Э. Синклера «Автомобильный король. Повесть о фордовской Америке»: предприятие действительно развивалось: «Генри Форд тоже со своей стороны испытывал отцовскую гордость; его детищем было трехэтажное кирпичное заводское здание на углу Пикет-стрит и Бобьен-стрит, построенное целиком на прибыли компании. Когда пришло переезжать время из плотницкой, площадь которой едва равнялась трем десятым акра, в новое роскошное здание, занимающее более двух с половиной акров, и с оборудованием стоимостью в четверть миллиона, Генри Форд был вне себя от радости…»
«Все в новом помещении было распланировано заранее; на полу мелом было отмечено место для каждой части оборудования. Как только в старом помещении закончилась сборка последнего автомобиля, станки и инструменты были перевезены в новое; рабочие перебрались сами и вскоре начали собирать новые автомобили на новом месте. Генри был тут как тут, присматривая за всякой мелочью; «всюду сует свой нос»,- говорили про него некоторые рабочие, но таким путем он добивался результатов.»
Причем предприятие
развивалось не только за счет хорошо
организованного рабочего процесса,
но и сам Г.Форд тоже искал пути совершенствования
своей продукции. Об этом говорит следующий
случай, описанный Синклером: однажды
Генри Форд поехал на автомобильные гонки
во Флориду, там произошел несчастный
случай – разбился французский автомобиль,
«… мистер Форд подобрал от него обломок
и подумал, что никогда раньше не держал
в руках более легкого и прочного металла
… это была ванадиевая сталь … Вот это
был подходящий металл для автомобилей,
во всяком случае для фордовских; Генри
выписал из Англии человека, который знал
в этом толк, и после некоторых трудностей
наладил производство новой стали. Это
было началом новой эпохи; автомобили
будут легче, прочнее, дешевле.» То есть
Форд все делал для того, чтобы его предприятие
соответствовало его целям, рассмотренным
выше, то есть работать не только ради
прибыли, но и ради потребителей, которым
нужен качественный и не очень дорогой
товар.
В теории говорится, что отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.
И это подтверждается практически, действительно Г.Форд расширил производство, убедил потребителей, что автомобиль – это необходимая и очень удобная вещь в хозяйстве, и даже период президентских выборов не коснулся компании Форда, тогда как на других компаниях этот год отразился достаточно серьезно: «Тяжелые времена лишь слегка задели Генри Форда. Он снизил цену автомобиля до 600 долларов и продавал ежедневно свыше пятисот автомобилей. В следующем году он снизил цену до 550 долларов и продавал ежедневно почти тысячу. Этот процесс снижения цен и увеличения продажи будет продолжать, утверждал Генри; и, по-видимому, покупателям эта идея нравилась.»
Информация о работе Антикризисное управление на различных стадиях жизненного цикла организации