Антикризисное управление на различных стадиях жизненного цикла организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе хотелось бы рассказать о жизненном цикле организации на примере деятельности Генри Форда, о создании им своего собственного предприятия, его развитии, и соответственно неизбежных кризисов

Содержание

Введение.
1. Общая теория жизненного цикла организации и опасность возникновения кризисов на определенных этапах развития организации.
2. Теория о жизненном цикле организации, связанная с жизненным циклом продукции.
3. Теория пятиэтапного развития организации.
4. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях циклического развития фирмы.
5. Формирование ресурсного потенциала и кризис, предшествующий рождению предприятия.
6. Формирование ресурсного потенциала.
7. Кризис.
8. Рождение предприятия и его детство.
9. Отрочество.
10. Ранняя зрелость.
11. Расцвет сил.
12. Полная зрелость.
13. Старение. Кризис, связанный с обострением конкуренции.
14. Обновление. Выход из кризиса.
Заключение.
Приложение 1.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Гот.docx

— 77.36 Кб (Скачать документ)

«Маленькие черные жуки ползали по всем дорогам, и их стали называть ласкательными именами … О них сочиняли анекдоты, всюду можно было слушать «фордовские шутки». … Каждая такая шутка была бесплатной рекламой.» 

  1. Расцвет сил.

Этот этап в теоретическом  плане рассматривается так: имея в правлении акционеров, организация  ставит на данном этапе цель сбалансированного  роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое  же значение, как и инновации, совершенствование  всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалифицированные навыки управленческого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущим стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

Нельзя сказать, что  развитие компании Форда в данном случае шло по теории. Об этом можно  судить по цитатам из Синклера:

«Перед автомобильными промышленниками встала проблема. Чем  больше они нанимали рабочих, тем  больше рабочие впустую тратили  время, переходя от одной машины к  другой и мешая друг другу. В компании «Дженерал Моторс» кому-то пришла в голову блестящая идея: зачем  рабочему идти к работе, не лучше  ли пододвинуть работу к рабочему?

Компания «Дженерал  Моторс» начала ставить опыты, и  вскоре лазутчики Генри донесли  ему об этом. Он не мог допустить, чтоб его опередили, и занялся  тем же.» То есть рост производства скорее происходил неравномерно, опять же рывками, где скачком в развитии производства можно считать создание конвейера: «Была установлена движущаяся платформа, и различные части шасси поступали или при помощи крюков, подвешенных на цепях, или на небольших моторных тележках. Вскоре сборочный конвейер приподняли до пояса, а потом не замедлили появиться два конвейера – один для высоких и один для низких ростом. … Когда этот метод производства был налажен, появилось непреоборимое желание увеличивать скорость конвейера. … Никогда еще не было такого усовершенствованного аппарата для ускорения темпа работы. Достаточно было повернуть выключатель, и тысячи рабочих ускоряли движения.»

Но рынок сбыта  все-таки контролировался специальным  подразделением компании: «Отдел сбыта  настойчиво требовал увеличения выпуска  автомобилей.» И компания Г.Форда постепенно переходит в следующую фазу жизненного цикла, именуемую, как «полная зрелость». 
 
 

  1. Полная  зрелость.

Как объясняется  теоретически этот этап, видно из последующего пояснения. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация  действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное  состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то, что уровень доходов  вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклониться  от своих первоначальных целей под  влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством. Пожалуй, это соответствует действительности. Но на примере деятельности Форда, это даже выглядит все более впечатляющим: «Вскоре он выпустил десятимиллионный форд и отправился на нем в паломничество по Соединенным Штатам; превосходная реклама, ибо его повсюду встречали шествиями с оркестрами, и гордые владельцы самых древних фордов…» приветствовали его. … Сотни «клубов борьбы за президентство Форда» были созданы по всей Америке и пробные баллотировки … показали, что Генри намного обогнал других кандидатов … не было лучшей рекламы для автомобиля, чем бюллетень всеобщих выборов. … Американская промышленность, следуя фордовской политике массового производства и низких цен, давала возможность каждому иметь свою долю в общем благополучии. ... Спрос на автомобили Генри казался неистощимым. На его предприятии было занято свыше двухсот тысяч рабочих, он выплачивал в год четверть миллиарда заработной платы. Он поставил пятьдесят три различных производства, начиная - по алфавиту – с производства аэропланов и кончая производством электрической энергии. Он купил разрушенную железную дорогу и сделал ее рентабельной; он купил каменноугольные копи и утроил добычу. Он совершенствовал новые процессы производства – даже дым, когда-то вылетавший из труб его заводов, шел теперь на изготовление автомобильных деталей.» Но нельзя сказать, что в качестве руководителя Форд «благодушествовал», он продолжал безостановочно работать во благо своей идеи и своего производства, но тем не менее, уже на данном этапе можно было заметить симптомы, предвещающие кризис производства, о чем и будет рассказано в следующем параграфе. 
 

  1. Старение. Кризис, связанный  с обострением  конкуренции.

Сначала немного  теории: Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации  постоянно осознавало необходимость  обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая  волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотивации, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это, вместе взятое, создает условия для  «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация  начинает постепенно распадаться. Она  вынуждена либо принять жесткую  систему обновления, либо погибнуть  как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и  вновь начинается борьба за ее выживание.

В принципе, все так  оно и происходило, закрытость к  новым идеям, то есть отказ Форда  признать, что пора создавать новые  модели автомобилей, вполне могло привести компанию к краху: «Восемнадцать  лет Генри выпускал фордовскую модель Т. Вначале ему пришлось драться за нее со всем миром, теперь война началась снова. Агенты по продаже говорили, что модель устарела; публика требовала новых моделей, новых фасонов, новой окраски, - а Генри в ответ на это ежегодно выпускал два миллиона экземпляров модели Т любого цвета, при условии, что этот цвет – черный. … Все эти машины двигаются и будут двигаться еще добрых двадцать лет, это-то и нужно американцам, говорил Генри Форд. Но соперники Генри думали иначе; они думали, что американцы хотят идти в ногу со своими соседями, а то и обогнать их. Они считали, что современный мир требует изящества, шика, фасона, блеска, «перца», «гвоздя», - уже одно разнообразие этих слов указывало на то, какое множество людей раздумывало над этим. … Именно это Генри и называл «гнусным ориентализмом»; и он прилагал все усилия, чтобы предохранить от него свое благопристойное предприятие. Он выпустил пятнадцатимиллионный черный «дамский капор» и послал его в триумфальный пробег по Америке. Он выкидывал тех служащих, которые предлагали изменить модель. Год за годом он выкидывал их всякий раз, как они осмеливались противиться его воле.

Но была одна инстанция, еще более могущественная, чем  Генри, - потребитель автомобилей. Мало-помалу шевроле и плимуты лезли в гору, а форды сползали под гору, и Генри пришлось сократить производство и уволить десятки тысяч рабочих. Упрямейший из знаменитых людей Америки по-прежнему настаивал, что модель его автомобиля никогда, никогда не будет изменена; но весной следующего года он понял, что его карта бита и что пора думать о новом форде.» 

  1. Обновление. Выход из кризиса.

Организация в состоянии  подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда  руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление  плановой программы внутреннего  организационного развития.

Как это происходило  на практике, как мы сказали, Форд признал, что «его карта бита и что пора думать о новом форде.» И «Перед автомобильным королем встала гигантская задача. Большинство из его сорока пяти тысяч станков изготовляли одну какую-либо деталь; их приходилось либо переделывать, либо выбрасывать.» Но тем не менее Форд пошел на это, и обновление, реорганизация предприятия пошла полным ходом, так как, если Форд брался за что-либо, так он делал это с полной отдачей, чего и требовал от всех остальных: «… огромная работа идет вокруг… электрические краны хватали огромные машины и опускали на грузовики, а те отвозили их на заводы для реконструкции или в Ривер-Руж для установки. Часть оборудования грузилась на суда – целый тракторный завод перебрасывали в Ирландию. … Были изготовлены новые станки еще невиданной мощности. На старом заводе штамповка рам производилась двухсотысячефунтовым прессом; пресс изготовленный для нового завода, был в два с половиной раза больше. Прошло пять месяцев, прежде чем закончилась вся эта работа; а между тем автомобильный мир ломал голову над величайшей тайной своего века. Каков будет новый форд?» Это тщательное скрывание своих планов, можно считать хитрым тактических приемом, привлекающим внимание общественности, к чему это привело поясняет следующая цитата: «Тайна сохранялась до последней минуты. Новые автомобили были уже в производстве; образцы, зашитые в холщовые мешки, были отправлены в демонстрационные помещения. Поступило четыреста тысяч предварительных заказов – покупали поросенка в мешке. Пять дней подряд, после того, как новый автомобиль был пущен в продажу, Фордовская автомобильная компания печатала огромные рекламы в пяти тысячах газет по всей Америке. Генри сообщил, что новая модель А … «элегантного фасона» и «слегка европеизирован…»»

««Гнусный ориентализм» победил; новая модель имела такой  успех, что в первые полгода Генри пришлось выпустить миллион автомобилей». И с этого момента начался новый виток развития предприятия Форда. Можно было конечно рассмотреть его дальнейшую судьбу, но после смерти Форда, компанией управляли достаточно бездарно, и в принципе, даже сложно рассматривать, последующие периоды, как этапы развития, так динамика развития очень скачкообразна, лишь в последние годы компания развивается стабильно, и скорее всего ее можно назвать «могучим слоном» в виолентной стадии развития.

 

Заключение.

И в заключение можно  сказать, что многочисленные исследования показывают, что организации в  течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают  отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. На примере  деятельности компании Форда, это видно  достаточно четко, можно сказать, что  его предприятие развивалось  по «правильному», теоретическому пути, и его вполне можно помещать в  учебники, как пример классического  развития предприятия. Сам Г.Форд был талантливейшим изобретателем и оригинальным конструктором. В эпоху, когда весь цивилизованный мир был повально увлечен паровой машиной и новомодным тогда электричеством, он первым применил заимствованную из английского журнала идею бесшумного газового двигателя для создания в 1892-1893 годах прообраза современного автомобиля. К новациям Г.Форда можно отнести и создание им на своих предприятиях специальной службы социологических исследований со штатом 60 человек, а также изучения быта и досуга своих работников, о чем неоднократно говорится в книге Синклера. В этом нетрудно видеть закономерное внимание умного капиталиста к тому, что сегодня мы называем человеческим фактором общественного производства. Но это еще не все. В процессе разработки операционно-модульных технологических схем поточно-конвейерного производства Форд по существу создавал предпосылки для будущей автоматизации, роботизации и компьютеризации, а также весьма далекие в то время подступы  к тенденции трансформации электрификации общественного производства в его электронизацию. Словом, на излете промышленной революции Г.Форд как бы предвосхитил контуры некоторых траекторий подспудно вызревавшей тогда научно-технической революции. Также предвидением времени было создание целой системы производства, внутреннего круга самообеспечения себя всем необходимым, и выпускавшим из этого круга только продукцию.

Но Генри Форд был не просто капиталистом-миллиардером. Он был выдающимся и мудрым капиталистом. Целый ряд фордовских решений не могут не поражать глубиной социального замысла и изяществом его экономической реализации. Насколько гениально, например, Форд предугадал широту социального спектра внедрения еще только рождавшегося в экспериментах автомобиля в жизнь общества, которое о нем не ведало и более того – не ощущало в нем потребности! Форд, по сути дела, сумел убедить человечество, что автомобиль  - не забава, не роскошь, а средство передвижения и высвобождения времени.

Можно как бы еще  долго петь дифирамбы о мудрых и разумных действиях Форда, но главное  не это, главное то, что несмотря на то, что прошло уже столько времени, более 100 лет, опыт Г.Форда и по сей день бесценен тем, что он учитывает и экономические, и социальные, и многие другие факторы производства. Конечно, нельзя назвать использование опыта Форда нашими российскими предприятиями панацеей от бед, но все таки много можно и даже нужно бы использовать в нашей экономике.

 

Приложение 1 

Таблица 1. Стадии развития организации. 

Стадии

Факторы

Рождение Детство Отрочество Ранняя  зрелость Расцвет сил Полная  зрелость Старение Обновление
Первичные цели Выжива-ние Краткосрочная прибыль Ускорен-ный рост Систематический рост Сбаланси-рованный рост Уникаль-ность, образ Обслужива-ние Обновле-ние
Тип лидера Новатор Оппорту-нист Консуль-тант Участник Корпора-тивный деятель Государст-венный деятель Администратор Реоргани-затор
Организационный характер Борьба Достиже-ние Изменение Расшире-ние, дивер-сификация Системная ориентация Зрелость, самудовлетворенность Ориентация на сложив-шиеся структуры Ориента-ция на перемены
Организационный образ В центре внимания –  организа-ция Местный Секцион-ный Национальный Многонациональный Междуна-родный Самодовольный Самокри-тичный
Концентрация  энергии На новом На конкурен-ции На завоева-ниях На коор-динации На интег-рации, правлении На приспособлении На продол-жении существования На обнов-лении, развитии
Центральная проблема Выход на рынок Существо-вание Удержание рынка Многосто-ронний рост Централи-зация и автоном-ность Равновесие интересов Стабиль-ность Омоложение
Тип планирования С предвиде-нием Текущий Планирование продаж, бюджета Планирование зака-зов, спе-циализация Сложный, комплекс-ный Социально-полити-ческий Экстраполяция Созида-тельный
Метод управления Единолич-ный Управле-ние, осущест-вляемое малой группой единомышленников Делегирование полномо-чий Децентрализованный Централи-зованный Колле-гиальный Основанный на традициях Состяза-тельный, поощряющий
Организационная модель Максимизация прибыли Оптимиза-ция прибыли Плановая прибыль Хорошее положение Социаль-ная ответственность Социаль-ный инсти-тут Бюрократия Подража-ние Фениксу

Информация о работе Антикризисное управление на различных стадиях жизненного цикла организации