Антикризисное управление в условиях инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:34, реферат

Описание

сущность инфляционных процессов, их причину, влияние экономического кризиса на предприятия и возможные меры по снижению вредного влияния инфляции на состояние фирмы

Содержание

Введение 2
Инфляция: понятие, причины виды 4
Понятие инфляции 4
Причины инфляции 6
Типы и виды инфляции 8
Влияние инфляции на субъекты экономической деятельности 9
Понятие антикризисного управления и его применение на практике. 11
Меры по антикризисному управлению в условиях инфляции 15
Первоочередные антиинфляционные методы. 15
Антиинфляционные меры на предприятиях 18
Заключение 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

инфляция.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Понятие антикризисного управления и его применение

на  практике. 

      Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — система мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.

      Таким образом, антикризисное управление — это:

      • анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

      • познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;

      • стратегический контроллинг фирмы  и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;

      • разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

      • постоянный учет риска предпринимательской  деятельности и выработка мер  по его снижению.

      Совершенно  ясно, что действие механизма возникновения  кризисного состояния производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.

      Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от того, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме.

      Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

      Мировой опыт показывает, что антикризисный  процесс в условиях рыночной экономики  – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

      Антикризисное управление – применение антикризисных  процедур на микроуровне, применительно  к конкретному предприятию. Антикризисное  управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

      Кризисные ситуации возникают на всех стадиях  жизненного цикла предприятия. Они  выражаются в колебаниях объемов  производства продукции, возникновения  сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.

      Реализация  всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью  предприятия.

      Антикризисное регулирование – это воздействие  на должника на макроуровне. Антикризисное  регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия  со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных  ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

      Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

  • совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
  • осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
  • принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
  • приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников
  • создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

      Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

      ФСДН  выполняет следующие функции:

  • анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
  • проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
  • выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

      Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной  оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.

      Основными этапами антикризисного управления являются:

      в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового  состояния:

  • разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;
  • регулирование процесса финансового оздоровления;
  • оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;
  • выбор и реализация антикризисных процедур4.
 

    Меры  по антикризисному управлению в условиях инфляции  

    Инфляция  – это тяжелая  болезнь экономики, которая поражает всё государства. В тяжёлых инфляционных условиях нет выигравших – есть только проигравшие. И с инфляцией должны также бороться все субъекты экономической деятельности. И здесь главная роль отводится государству. 

    Первоочередные антиинфляционные методы. 

    Сбивать темпы инфляции - значит сокращать  разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

    1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

    а) установление порядка  выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под  векселя с погашением их за счет будущего урожая;

    б) установление государственных  закупочных цен, а  также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

    2. Воссоздание разрушенного  инвестиционного  поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

    3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

    4. Взамен налога  на добавленную  стоимость, стимулирующего  в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

    5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

    6. Для стабилизации  потребительского  рынка целесообразно:

    а) создать систему  стимулирования развития мелкого бизнеса  в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

    б) создать условия  для повсеместного  распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

    7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах5.

    Правительство каждой страны, находящейся  в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

    Косвенные методы:

    1. Регулирование общей  массы денег через  управление ими  центральным банком;

    2. Регулирование ссудного  и учетного процесса  коммерческих банков  через управление ими центральным банком;

    3. Обязательные резервы  коммерческих банков, операции центрального  банка на открытом рынке ценных бумаг.

      Прямые методы:

    Прямые  методы регулирования  покупательной способности  денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

    1. Прямое и непосредственное  регулирование государством  кредитов и тем самым - денежной массы;

    2. Государственное  регулирование цен;

    3. Государственное  (по соглашению  с профсоюзами)  регулирование заработной платы;

    4. Государственное  регулирование внешней  торговли, ввоза и  вывоза капитала и валютного курса6.

     

    Антиинфляционные  меры на предприятиях 

    Силами  отдельных производителей бороться с инфляцией  невозможно. Но у  фирм есть возможность  минимизировать потери от гиперинфляции. В сущности они являются крайне нежелательными, но в условиях кризиса иной выход невозможен.

Информация о работе Антикризисное управление в условиях инфляции