Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 01:45, реферат

Описание

Антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.30 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНЕИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь  человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении  наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться  к возникающим ситуациям.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и  тем более становиться антикризисным  по мере вступления в полосу кризисного развития организации.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта;
  • кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

  • гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным структурам управления;
  • склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
  • диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
  • снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
  • усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

  • мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
  • установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
  • интеграции по ценностям профессионализма;
  • инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
  • корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Антикризисное управление так  же, как и любое другое, может  быть малоэффективным или более  эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации  или позитивного использования  кризиса в сопоставлении с  затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность  в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе  и общей оценке управления, его  успешности или просчетов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИВНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  

 

В ходе развития рыночных отношений объективно обозначилась потребность в формировании новых  структур и механизмов управления промышленными  предприятиями. Большинство крупных отечественных предприятий, располагавших налаженной системой производственно-хозяйственной деятельности, планирования и учета, оказались неспособны адекватно и осознанно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды в силу неразвитости рыночных инструментов гибкого, адаптивного управления.

Различия в  понимании целей и приоритетов  развития реального сектора экономики, несогласованность предпринимаемых  действий, отсутствие научно обоснованного  подхода обусловили преобладание стихийных, узкоспециализированных решений, не обладающих необходимым стратегическим потенциалом. Закономерным следствием этого стало  формирование «гибридных» форм хозяйствования и управления, состоящих из элементов  разнородных, неформализованных, часто  взаимоисключающих подходов, содержащих массу внутренних противоречий, избыточных, недостающих или нефункционирующих  связей. Внедрение подобных разработок не только не увеличило эффективность  работы предприятий, но и заставило  привлекать дополнительные ресурсы  для поддержания неадекватных, неадаптивных систем управления.

В связи с этим можно говорить о том, что на данном этапе развития одной из центральных  задач является дальнейшее совершенствование  принципов и организационно-методических аспектов функционирования систем управления на промышленных предприятиях, во многом определяющих характер и результаты проводимых реформ, особенно связанных  с внедрением рыночных форм хозяйствования. Особую важность приобретают теоретические и прикладные исследования, направленные на разработку и совершенствование концептуальных подходов и механизмов функционирования систем адаптивного управления, адекватных сложившимся в стране социально-экономическим, научно-технологическим и правовым условиям.

Проблемам гибкого, адаптивного управления посвящены  труды многих известных ученых: А.А.Богданова, В.С.Ефремова, М.В.Мельникова, П.Друкера, А.Чандлера, П.Сенге, Ф.Котлера, И.Ансоффа и др. Несмотря на значительный объем работ, затрагивающих различные аспекты управления на промышленных предприятиях, целый ряд теоретических и практических вопросов, связанных с данной проблемой, остаются дискуссионными и требуют дополнительного изучения.

На основе критического анализа работ, посвященных вопросам совершенствования управления на промышленных предприятиях, автор рассматривает  адаптивное управление как процесс принятия управленческого решения и последующей реализации целенаправленного управляющего воздействия, обеспечивающего адекватное реагирование всех структур предприятия на изменение параметров его внешней и внутренней сред. Система адаптивного управления определяется как упорядоченная совокупность взаимодействующих подсистем, обеспечивающих согласование и оптимальное регулирование параметров хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

Научно обоснованный подход к формированию и функционированию систем управления предполагает проведение детального изучения объекта управления, в качестве которого в настоящем  исследовании выступают промышленные предприятия, рассматриваемые как  сложные открытые социально-экономические  системы. С целью более глубокого  изучения особенностей объекта управления, связанных с процессом осознанной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, выполнена систематизация свойств сложных открытых социально-экономических систем (ОСЭС). В результате установлено следующее:

-         в основе адаптивных ОСЭС лежит базовая способность динамических систем к самоорганизации;

-         адаптивные ОСЭС, как правило, состоят из сетей относительно самостоятельных, специализированных элементов;

-         управление в рамках ОСЭС должно иметь целевой, распределенный, децентрализованный, ситуационный, процессно-ориентированный характер.

На основе результатов  анализа различных научно-технических  направлений, в рамках которых в  настоящее время проводятся исследования отдельных аспектов адаптивного  управления, можно выделить следующие  основные требования, предъявляемые  к процессу формирования и функционирования систем адаптивного управления:

-         корректность учета сложного пространственно-временного причинно-следственного характера взаимодействия элементов, составляющих внутреннюю среду промышленного предприятия;

-         постоянное отслеживание адекватности алгоритмов принятия управленческих решений условиям функционирования ОСЭС;

-         приоритетное значение гибкости и вариативности алгоритмов принятия управленческих решений и реализации управляющих воздействий над подвижностью организационной структуры предприятия;

- необходимость использования  специального математического (в  частности, формально-логического)  аппарата для решения задач  оптимального регулирования и  прогнозирования динамики развития  ОСЭС.

Исходя из результатов  критического анализа работ отечественных  и зарубежных ученых по проблемам  адаптивного управления, автором  предлагается концепция адаптивного  управления, учитывающая как особенности  текущей социально-экономической  ситуации в Республике Казахстан, так  и накопленный в мировой практике опыт формирования систем адаптивного  управления. Как показано на рисунке 1, структура системы адаптивного  управления должна включать две базовые  подсистемы: метасистему управления или систему управления управленческой деятельностью; непосредственно систему управления предприятием.

ОСЭС

(предприятие)

U1

Uvv

U3

U2  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Система адаптивного  управления

Система управления

Метасистема управления 

 

Z1

Z2

 
   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Агрегированная  модель организации управления  предприятием: Х1, Х2 – входящие информационные потоки; Y1, Y2 – выходящие информационные потоки (в том числе, обратные связи); Z1, Zf – управленческие решения; U1 –U4 – управляющие воздействия; W1-Wn – возмущающие воздействия внешней среды  

 

 

 Выделение метасистемы обусловлено необходимостью адаптивного регулирования параметров управленческой деятельности, которое, как следует из базовых положений системного подхода, может осуществляться только обособленной по отношению к объекту управления системой. К основным функциям, реализуемым в рамках метасистемы управления, можно отнести, например, взаимодействие с институтами социального партнерства, влияющими на механизм принятия управленческих решений, работа с профессиональными консультантами по управлению и организационному развитию; стимулирование процессов самоорганизации; своевременное адаптивное регулирование и оценка эффективности механизма управления, реализуемого системой управления промышленного предприятия. 

Разработка вопросов адаптивного  управления связана с необходимостью изучения микроэкономики, теории организаций  и теории эволюции предприятий, обеспечивающих их выживание и развитие, теории экономических институтов, в значительной степени определяющих состояние  внешней среды. Особо значимыми  являются вопросы, связанные с анализом форм адаптации предприятий, раскрытия направлений необходимых изменений в деятельности предприятий и их взаимосвязи. Важным является анализ итогов процесса адаптации предприятий, определение глубины качественных сдвигов в их производственной и организационной структуре. 

Теоретические, научно обоснованные модели управления, требующие привлечения  сложного математического аппарата и значительных массивов временных  рядов по целому ряду параметров, характеризующих  внешнюю и внутреннюю среду предприятия, к настоящему моменту не получили достаточного распространения в  практике отечественных промышленных предприятий.

Можно выделить следующие основные причины, затрудняющие практическое использование  теоретических моделей управления:

-         информационная закрытость («непрозрачность») большинства отечественных промышленных предприятий, фактическое отсутствие необходимой статистической информации в связи с неразвитостью учетной и информационно-аналитической областей деятельности;

-         укоренившаяся привычка многих руководителей рассчитывать при выработке управленческих решений только на свои собственные аналитические способности, опыт и интуицию, явная недооценка сложности задачи оптимального управления промышленным предприятием;

-         низкий уровень программно-технологического обеспечения, ориентация на решение частных задач управления (например, автоматизацию бухгалтерского учета) часто в ущерб комплексным решениям в сфере управления.

Большинство названных причин имеет  объективную основу. В то же время  важно отметить, что качество управления предприятием как сложной многоцелевой, открытой социально-экономической  системой в значительной степени  зависит от эффективности использования  информации, которая может быть получена путем оценки и обработки параметров, характеризующих динамику внешней  и внутренней среды предприятия. Решение задачи своевременного анализа  и принятия на его основе результатов адекватных управленческих решений в настоящее время может быть обеспечено благодаря использованию математических методов и приемов оптимального стохастического регулирования. При этом на первом этапе эффективность функционирования предприятия повышается преимущественно за счет рационализации алгоритмов принятия решений, а не дорогостоящих, часто болезненных процедур перестройки организационной структуры или изменения общей парадигмы хозяйствования /1/. 

В соответствии с современной  теорией управления одной из основных функций системы управления предприятием принято считать оптимальное  регулирование параметров ключевых бизнес-процессов и координирование  деятельности входящих в него подразделений. Бизнес-процессы при этом рассматриваются как строго упорядоченные последовательности действий (операций) над идеальными и/или материальными объектами, выполняемые при определенных условиях. К основным видам бизнес-процессов, характерным для промышленных предприятий, следует отнести следующие: «разработка стратегий», «разработка новых видов продукции», «совершенствование и модификация выпускаемой продукции», «реорганизация производственно-технической базы», «налаживание и развитие двусторонних связей предприятия с внешней средой», «реализация заказов».

Информация о работе Антикризисное управление