Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:31, реферат

Описание

Вероятность наступления кризиса существует в процессе развития любой организации. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как создателя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мер. Если же предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства и прекращения существования организации. Остроту и масштаб кризиса можно уменьшить, если учесть его специфику, вовремя распознать и спрогнозировать его наступление. В такой ситуации любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным с учетом возможности и опасности кризиса.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.39 Кб (Скачать документ)

Антикризисное управление — сравнительно молодая, но весьма быстро развивающаяся  область менеджмента. Пристальное  внимание специалистов по управлению к данной проблематике вызвано рядом  объективных причин. Кризисные ситуации, время от времени возникающие  в любой организации, требуют  от менеджеров и сотрудников действий, во многом отличающихся от их типичного  поведения в процессе повседневной работы. В постоянно изменяющейся, динамичной среде, в которой функционирует  большинство современных организаций, вероятность возникновения кризисов различной природы очень высока. Особенно актуальны вопросы управления в кризисной ситуации для стран  с развивающейся рыночной экономикой, к которым принадлежит и Россия, где политико-экономическая нестабильность усиливает угрозу кризиса для  любого предприятия. Однако даже в случае стабилизации экономики не следует  ожидать, что кризисные ситуации перестанут возникать. В США, например, около 50 % вновь созданных малых  и средних предприятий прекращают свою деятельность в течение одного года. Сказанное позволяет сделать  вывод о необходимости постоянно  осуществлять мероприятия по антикризисному управлению.

Вероятность наступления кризиса  существует в процессе развития любой  организации. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что  кризисные ситуации могут возникать  на любой стадии жизненного цикла  предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как  создателя прибыли, они могут  быть устранены с помощью оперативных  мер. Если же предприятие в целом  неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства и прекращения  существования организации. Остроту  и масштаб кризиса можно уменьшить, если учесть его специфику, вовремя  распознать и спрогнозировать его  наступление. В такой ситуации любое  управление должно быть антикризисным, т. е. построенным с учетом возможности  и опасности кризиса.

Исходя из вышеперечисленных характеристик  кризиса, можно сформулировать его  определение. Итак, кризис — это событие, способное угрожать нормальному функционированию и даже собственно существованию организации, характеризующееся неопределенными причинами и труднопредсказуемыми последствиями, требующее принятия немедленных решений. Таким образом, основной задачей антикризисного управления является принятие своевременных мер, направленных на недопущение возникновения кризисных ситуаций, а в случае, если кризис наступил, — минимизация возможных негативных последствий для организации.

Понятие кризиса тесным образом  связано с понятием социально-экономической  системы, которая может проявлять  способность своего существования  в двух направлениях. Это функционирование(сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) иразвитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды). Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер: управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий и одновременно сдерживающий характер, а управление развитием организации носит инновационный характер, разрушающий процесс достигнутого уровня функционирования.

Обострение противоречий через  преобладание деструктивных сил  порождает опасность возникновения  и развития кризиса, угрожает жизнестойкости социально-экономической системе, оказавшейся  под давлением негативных внешних  и внутренних факторов.

Причины кризиса могут быть различными: объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, исубъективные, порожденные ошибками и недостатками в управлении

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешниепричины кризисов связаны с несовершенством управления на макро-и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренние причины кризиса связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.

Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Возможен переход в состояние нового кризиса, может быть, еще более глубокого  и продолжительного.

Последствия кризиса могут сопровождаться резкими изменениями или мягким длительным и поступательным выходом  из состояния кризиса.

Посткризисные изменения в развитии предприятия могут носить долгосрочный или краткосрочный, а также обратимый или необратимый характер, отличаться качественными или количественными характеристиками.

В процессе учета и анализа банкротств важно определить вид экономического кризиса и его особенности. Идентификация  кризиса позволит более четко  высветить те параметры, по которым  можно будет разрабатывать планы  финансового оздоровления, способные  реализовываться и выводить предприятие  из кризиса.

В ходе продолжающегося реформирования общества органы государственной власти Российской Федерации постоянно  совершенствуют рыночную экономическую  политику. В настоящее время в  этой области пройдены важные этапы  и получены позитивные результаты: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной  собственности, снижена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование кредитными ресурсами, в основном определена законодательная  база (Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Административный и Арбитражный кодексы).

Создание макроэкономических условий  для экономического роста еще  не до конца переломило негативные тенденции и лишь обозначило реальные предпосылки для преодоления  промышленного кризиса.

Недостаточное влияние органов  государственной власти на проведение активной микроэкономической политики и не всегда адекватная компетентность самих руководителей предприятий  еще тормозят налаживание более  гармоничного развития рыночного механизма. Причины недостаточной эффективности  реализации потенциала экономической  реформы, по нашему мнению, состоят  в следующем.

1. Низкая эффективность функционирования  системы управления предприятиями.

2. Недостаточный уровень ответственности  руководителей перед 
учредителями и собственниками за последствия принимаемых решений в части сохранности имущества и эксплуатации инвестиций в 
активы предприятия, неадекватное влияние на финансово-хозяйственные результаты деятельности.

3. Малые суммы уставного капитала  акционерных обществ. После проведенных  переоценок основных фондов добавочный  капитал предприятий на порядок  выше величины уставного капитала.

4. Слабая проработка механизма  исполнения решений судебного  делопроизводства, особенно в части  обращения взыскания на имущество  должника.

5. Снижение инвестиционной привлекательности  бизнеса из-за нарушения единства  предприятия как имущественного  комплекса.

6. Высокие расходы на содержание  объектов социально-культурного  назначения и жилищно-коммунального  хозяйства, энергоресурсы.

7. Снижение конкурентоспособности  российских предприятий на внутреннем  и внешнем рынках из-за наличия  устаревших технологических линий  производства профильной продукции.

8. Сложность получения достоверной  информации о финансово-экономическом  состоянии предприятия акционерам  и менеджерам, потенциальным инвесторам  и кредиторам, а также органам  исполнительной власти.

Негативные тенденции экономической  нестабильности часто подводят предприятие  к несостоятельности (банкротству). В принципе любое управление так или иначе должно быть антикризисным (профилактическим) и тем более становиться антикризисным (оздоровляющим) по мере попадания предприятия в полосу кризисного состояния.

Игнорирование этой концепции может  привести к ощутимым негативным последствиям, а ее понимание и претворение  в жизнь способствуют менее болезненному, «бархатному» прохождению кризисных  ситуаций. Концепция антикризисного управления, в основу которой положен  учет и анализ банкротств, состоит  из пяти блоков: кризисы макро- и микроразвития общества, содержание антикризисного управления, факторы антикризисного управления, роль человеческого фактора, специальные темы.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается удостоверение судом  абсолютной неплатежеспособности должника.

Результатом банкротства может  быть принудительное прекращение хозяйственной  деятельности неплатежеспособной организации  по решению суда с открытием конкурсного  производства, по завершению которого юридическое лицо, как субъект  права ликвидируется, если предприниматель, то утрачивает силу его регистрация, т.е. банкротство-это грань которая определяет прекращение конкретной деятельности (юридического лица или предпринимателя).

Банкротство является самым жестким  основанием прекращения предпринимательской  деятельности  и поэтому требует особого государственного правового регулирования, поскольку затрагивает интересы и имеет негативные последствия не только для собственников имущества, но и для трудового коллектива, кредиторов, партнеров и т.д.

Поэтому для прекращения деятельности организации по банкротству принимаются  определенные меры по оздоровлению ее финансового положения.

Отношение несостоятельности (банкротства) регулируются многими нормами международного и процессуального права. Применение законодательства создает дополнительные стимулы для повышения эффективности  хозяйственной деятельности, улучшает экономическую среду за счет ликвидации несостоятельных и неконкурентных организаций, создает определенные гарантии для защиты имущественных  интересов кредиторов.

В соответствии со ст. 65 ГК РФ (1994г.) объявление юридического лица банкротом применяется  к коммерческим организациям, а также  к потребительским кооперативам и фондам. Исключение составляют казенные, унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они не могут признаваться банкротами, потому что по их обязательствам дополнительную (субсидиарную) ответственность несет  государство, т.е. РФ.

Потребность в антикризисном управлении заключается в реформировании предприятий и организаций в условиях меняющейся рыночной  экономики страны.

Для этого нужно:

- Изменить принципы действия  предприятий и организаций, направленную  на их реорганизацию;

-     Улучшение управления;

-     Повышение эффективности производства;

-     Увеличение конкурентоспособности продукции;

-     Улучшение финансово-экономических результатов;

Т.е. потребность в антикризисном  управлении предполагает адаптацию  предприятия к условиям рыночной экономики.

Необходимость антикризисного управления продиктована:

-      Невостребованностью на рынке производимой массы;

-     Отсутствием работоспособной в условиях рынка системы организации и управления производственной, торговой и сбытовой деятельностью;

-    Достаточно сильной конкуренцией со стороны как российских, так и зарубежных товаропроизводителей;

-     Наличием предприятий монополистов;

-    Низкими потребительскими качествами значительной доли российских товаров;

-    Физическим и моральным старением части активов предприятий;

-    Высоким уровнем затрат.

Несостоятельность хозяйствующих  субъектов — явление распространенное и типичное для стран с рыночной экономикой. Поэтому в относительно стабильных экономических условиях несостоятельность предприятий  носит локальный характер. Согласно общепринятым представлениям несостоятельность  рассматривается как определенное негативное положение субъекта в  системе экономических связей, которое  характеризуется уровнем неплатежеспособности субъекта по своим обязательствам.

По своей сути такое понятие  является внешним признаком оценки неэффективности деятельности предприятия, которая сводится к определению  его финансового состояния, отражающего  способность устойчиво выполнять  принятые на себя финансовые обязательства. Так, по крайней мере, трактуется несостоятельность  в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ и других нормативных актах, новом  Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Это свидетельствует о  том, что в действующем законодательстве термины «несостоятельность» и  «банкротство» признаются равнозначными. Однако следует согласиться с  тем, что «вопрос о целесообразности такого терминологического единства весьма спорен».

Информация о работе Антикризисное управление