Антикризисный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание

Антикризисный менеджмент - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре на собственные ресурсы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….2
1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии…3
2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов………………………4
3. Потребность и необходимость в антикризисном управлении……………………………………6
4. Механизм антикризисного управления…………………………………………………………….8
5. Стратегия и тактика антикризисного управления………………………………………………..10
6. Государственное регулирование кризисных ситуаций…………………………………………..13
7. Санация предприятий………………………………………………………………………………16
8. Управление рисками………………………………………………………………………………..19
9. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости…………………………....21
10. Механизмы антикризисной устойчивости……………………………………………………….22
11. Человеческий фактор антикризисного управления……………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат ОСН.ЧАСТЬ111.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

     

     Рис. 6.1. Схема государственного управления процессом санации экономики

     Сущность  процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки зрения градообразующих мероприятий. Таким образом, сложность и важность задачи государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики обусловливает необходимость создания специального органа по регулированию сферы финансового оздоровления хозяйствующих субъектов. Вместе с тем закрепление за государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом организации управления финансовыми процессами.

     Государственное управление системой финансового оздоровления

     В России функции реализации технологии финансового оздоровления предприятий  закреплены за ФСФО (рис. 6.2).

     Рис. 6.2. Функции ФСФО России

     Действия  ФСФО России:

     – утверждение методических указаний по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, ведение учета юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с проведением такой экспертизы;

     – осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением организациями-должниками принятой законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;

     – проведение анализа финансового состояния организаций-должников и принятие решения о признании их неплатежеспособными, определение порядка ведения учета неплатежеспособных организаций и ведение такого учета;

     – оформление заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе по вопросам о платежеспособности организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности организации должника, обязательствах, связанных с особенностями банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц, планах финансового оздоровления организации-должника, возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве), результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ – должников.

     Возложение  на этот государственный орган ответственности  за финансовое здоровье предприятий  подкреплено соответствующей организацией ее работы на местах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Санация предприятий

Сущность  санации предприятия

Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;

3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

В зависимости  от глубины кризиса предприятия  и условий предоставления ему  внешней помощи, различаютдва вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.

1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

– погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;

– погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;

– перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

– выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы  собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может  быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Продажа бизнеса предприятия-должника

Под бизнесом предприятия-должника понимается имущественный  комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (далее – предприятие). Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника – юридического лица.

Продажа бизнеса предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.

При продаже  бизнеса предприятия-должника отчуждаются  все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской  деятельности, в том числе земельные  участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Продажа бизнеса предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным  законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Начальная цена продажи бизнеса предприятия, выставляемого на торги, устанавливается  решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости  имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.

Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний  управляющий не позднее чем через  десять дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажи предприятия.

     8. Управление рисками

     Антикризисный менеджмент в значительной части  решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется  в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.

     Признак      Вид риска
     Назначение  риска      Риск, предполагающий потери; риск, предполагающий выгоду
     Функциональные особенности риск-процесса      Маркетинговый; инновационный; инвестиционный; производственный; страховой; финансовый
     Содержание  риск-результата      Экономический; социальный; правовой; организационный; инновационный; психологический; имиджевый
     Последствия реализации риск-решения      Социальные; политические; экологические; демографические
     Уровень внешних факторов (источников) риска      Международный; макроэкономический; региональный
     Рыночный  фактор риска      Конкурентный; конъюнктурный; ценовой; коммуникационный
     Рынки факторов производства как источники риска      Человеческих  ресурсов; информационный; финансовых ресурсов; материальных ресурсов; временной
     Средства  воздействия      Целевой; стратегический; тактический; прогнозируемый; планируемый; концептуальный; мотивационный; стимулирующий; структурный
     Характер  проявления      Субъективный; объективный; неправомерный (правомерный); неоправданный (оправданный); криминогенный
     Метод (методология)      Экспертный; экономико-математический; дисконтирования; статистический; интуитивный
 

     Приведем отдельные примеры управленческого риска.

     – Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.

     – Финансовый риск – риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.

     – Производственный риск – превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.

     – Инвестиционный риск – риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации, в связи с неполнотой и погрешностью исходных данных об условиях реализации, о величине затрат и результатов, с возникновением негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), а также с воздействием факторов технического, коммерческого, политического характера.

     Методы  управления рисками при антикризисном управлении представлены на рис. 9.1.

     

     Рис. 9.1. Методы управления рисками при  антикризисном управлении

     9. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости

     Можно выделить следующие виды инноваций, применяющиеся при антикризисном управлении: 
1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага; 
2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара; 
3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет; 
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать; 
5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Антикризисный менеджмент