Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:09, реферат
Вопрос лидерства, власти и авторитета в современном российском бизнесе является одним из важнейших. Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что это «наиболее значимый фактор групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с наибольших эффектом».
Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.
Эффективное руководство необходимо любой организации, для этого руководитель должен обладать набором определенных навыков и способностей. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач и находить выходы из разных ситуаций. Основной механизм осуществления этой задачи — это руководство, а также самостоятельные, но тесно связанные концепции власти и личного влияния.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 . Теоретические аспекты авторитета, власти и лидерства…...……...………..5
1.1 Понятие авторитета, власти и лидерства…………………………..…...5
1.2 Источники власти в организации ……….…………..………………......8
1.3 Лидер и менеджер ..……..………………..…………………………….12
1.4 Подходы к изучению лидерства………………………………………..15
2 Анализ авторитета, власти и лидерства на ООО «Альфапак 2000»…………………………………17
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Альфапак 2000»…………………….17
2.2 Описание власти, лидерства в системе управления ООО «Альфапак 2000»………….20
2.3 Анализ проблем, связанных с авторитетом, властью и лидерством в ООО «Альфапак 2000»……..24
3 Перспективы развития лидерства, власти в системе управления ООО «Альфапак 2000»………………………….25
3.1 Пути устранения существующих проблем ООО «Альфапак 2000»……………………….………….25
3.2 Укрепление авторитета, власти и лидерства руководителя ООО «Альфапак 2000»……….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…...………………………………………30
ООО «Альфапак» является крупным оптовиком, на его долю приходится 10% от общего рынка Сибирского региона. Среднегодовой рост объема продаж равен 15% в год, при этом в конце прошлого года и начала нынешнего отмечена отрицательная динамика роста, продажи упали до уровня 2006 г. в связи с экономическим кризисом(Рисунок 5).
Рисунок 5 – Среднемесячный объем продаж ООО «Альфапак» с 2004 по 2009 гг.
Эта фирма достаточно известна на своем рынке и пользуется доверием, как у своих покупателей, так и у контактной аудитории.
В ООО «Альфапак» работают 11 сотрудников: директор, главный бухгалтер, исполнительный директор, офис-менеджер, 3 менеджера по продажам, менеджер по рекламе, заведующий складом, 2 грузчика.
Организационную структуру можно представить в следующем виде:
Рисунок 6 – Организационная структура ООО «Альфапак 2000»
Данная структура является линейной и является одной из самых распространненых.
Миссией данной организации является обеспечение населения сибирского региона качественными упаковочными материалами.
Основными преимуществами данной организации являются:
- четкое распределение функций среди подчиненных;
- налаженные коммуникации в организации;
- безупречная репутация на рынке;
- в результате больших объемов закупок у производителей возможность получения у них существенных скидок на товар;
- более низкая стоимость доставки грузов железнодорожным транспортом из Москвы и Санкт-Петербурга в результате получения скидок в транспортных компаниях на условиях постоянной работы;
- наличие отдела продаж и возможность индивидуального подхода к каждому покупателю;
- возможность предоставления отсрочки платежа;
- гибкая ценовая политика;
- отсутствие требований к минимальной партии покупки;
- удобное месторасположение офиса и склада.
2.2 Описание власти, лидерства в системе управления ООО «Альфапак 2000»
Описание власти на данном предприятии стоит начать с описания власти, которой наделен руководитель данного предприятия Славиков С.А.
Директор ООО «Альфапак 2000», как и любой руководитель компании, наделен законной властью, властью основанной на традиции. Традиция — привлекательный инструмент, как для организации, так и для руководителя. В нашей стране и на данном конкретном предприятии традиционный авторитет играет важную роль. Подчиненные подчиняются руководителю в силу занимаемой им должности и значимости в организации. Так же Славиков С.А. благодаря своим личностным характеристикам обладает властью примера или харизмы, это доказывают результаты анкетирования, в котором 100% опрошенных с уверенностью ответили, что их руководитель является для них примером для подражания (Рисунок 7).
Рисунок 7 – Характеристики харизматической личности
Основными характеристиками харизматической личности являются обмен энергией: создается впечатление, что он излучает энергию и заряжает ею окружающих их людей; внушительная внешность: этот человек привлекает внимание, прекрасно держится в любой ситуации; независимость характера: данный человек добился много сам, принимал самостоятельные решения и руководит отличной компанией; хорошие риторические способности: трудно не заметить, что данный человек обладает ораторскими способностями, умеет убеждать.
Так же, как в силу занимаемой должности, Славиков С.А. обладает властью поощрения и принуждения, последнюю он использует редко и только в крайних случаях.
Данного человека можно охарактеризовать как настоящего лидера своей организации, он умеет эффективно использовать все источники власти для достижения целей организации. При опросе работников ООО «Альфапак 2000», 10 работников из 10 с уверенностью ответили, что Славиков С.А. является лидером их организации. Стиль управления Славикова С.А. можно охарактеризовать как демократический, вследствие чего в фирме налажены хорошие коммуникации, в том числе неформального характера, и создана гибкая система контроля, основанная на получении информации.
Таким образом данного человека можно назвать эффективным лидером, т.к. в своей работе он строит систему управленческих отношения «лидер - последователь», а не полагается на традиционную система управления «начальник – подчиненный». Он имеет способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей, наделяет работников соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы. Как признают сами работники фирмы, их генеральный директор является энтузиастом по сути, умеет вдохновить подчиненных на работу, любит внедрять новые технологии, например, совсем недавно (осенью 2008 г.) фирма перешла на новое программное обеспечение, связанное с ведением бухгалтерской отчетности – 1C. Так же еще одной положительной чертой стиля руководства данного человека является то, что он учитывает мнение своих работников при принятии решений: в данной организации существует так называемый «круглый стол», время совещания, в котором принимают участие все работника офиса, т.е. за исключением зав. складом и 2 грузчиков.
Исполнительный директор данного предприятия – Иванов П.Н., обладает экспертной властью или властью через разумную веру и многие вопросы, касающиеся заключения договоров с клиентами прорабатывает сам. Данный человек уже давно работает в сфере торговли промышленными упаковочными материалами и имеет большой опыт работы как с поставщиками, так и с клиентами, поэтому директор прислушивается к советам данного работника и полагается на его знания.
Далее стоит привести сводную таблицу всех форм власти, распределенных по должностям в ООО «Альфапак 2000».
Таблица 2 – Наличие власти у каждого работника.
| Экспертная власть | Власть примера | Право на власть | Вознаграждения | Принуждения |
Генеральный директор |
| + | + | + | + |
Исполнительный директор | + |
| + | + | + |
Главный бухгалтер | + |
| + | + |
|
Офис-менеджер |
|
|
|
|
|
Менеджер по продажам |
|
| + |
|
|
Менеджер по рекламе | + |
| + |
|
|
Зав. складом |
|
| + |
|
|
Грузчик |
|
|
|
|
|
Из данной таблицы видно, что большей властью на предприятии обладают генеральный директор, Славиков С.А., и исполнительный директор – Иванов П.Н. Главный бухгалтер, Давтян А.А., уступает по объему наделенной власти, далее идут работники среднего звена, которые уступают по объему делегируемой власти. Можно утверждать, что власть распределена сбалансировано в организации по уровням управления и занимаемым должностям. Славиков С.А, осознает, что поскольку подчиненные тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может принести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому он как эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, — непокорности.
2.3 Анализ проблем, связанных с авторитетом, властью и лидерством в ООО «Альфапак 2000»
Главной проблемой и, пожалуй, основной на предприятии является безоговорочное лидерство генерального директора. Эффективность организации, основанной на этом данном типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений.
Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у генерального директора соответствующих желаний.
Во-вторых, достигнув цели, данный человек часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации.
В-третьих, уход или устранение генерального директора может расстроить организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.
Неформального лидера на предприятии не существует. Трудно назвать это проблемой в данной компании, так как предприятие является маленьким, на нем работает всего 11 человек и наличие еще одного лидера неформального характера осложняло бы управление и вносило беспорядок в фирму.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСТВА, ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИИ ООО «АЛЬФАПАК 2000»
3.1 Пути решение существующих проблем ООО «Альфапак 2000»
При анализе деятельности данной фирмы были выявлены существующие проблемы в руководстве Славикова С.А., которые являются незначительными, т.к. все являются скрытыми и не оказывают прямого влияния на эффективность работы организации, но при смене условий внешней или внутренней среды ситуация может измениться.
Для решения данных проблем и повышения эффективности организации можно предложить следующие принципы управления:
Рисунок 8 – Принципы эффективного управления
1. Принцип «соответствия личности подчиненного» предполагает, что руководитель строит свои отношения с подчиненными, по возможности, индивидуализировано, с учетом личностных характеристик подчиненных. Руководитель должен хорошо «чувствовать» коллектив, знать психологические особенности каждого человека и с учетом этого выбирать правильный стиль поведения в отношение каждого работника, например, для творческих личностей (как менеджер по рекламе) – либеральный стиль управления. Для работников, не отличающихся особым рвением к работе и требовательностью к себе и качеству своей работы подходит авторитарный стиль управления
2. Принцип «сосредоточенности на человеке» означает, что генеральный директор должен достаточно времени и внимания уделять совершенствованию человеческих отношений в коллективе.
3. Принцип «соответствия стадии развития группы» предполагает коррекцию стиля управления от жесткого авторитарного до либерального в зависимости от зрелости подчиненных, группы. Например, данному уровню зрелости (средняя стадия) коллектива ООО «Альфапак 2000» соответствует демократический уровень управления.
4. Принцип «гибкости» заключается в умении использовать тот или иной стиль управления в зависимости от ситуации и условий работой фирмы. Если перед ООО «Альфапак 2000» встанет проблема, критическая ситуация, требующая незамедлительного решения, Славикова С.А. необходимо применить авторитарный стиль управления, а если фирма будет развиваться успешно – можно использовать либеральный стиль управления
5. Принцип «соответствия квалификации сотрудников» означает, что, чем выше профессионализм сотрудника и его квалификация, тем меньшей контроль можно осуществлять за его работой. Например, главный бухгалтер, Давтян А.А., является квалифицированным работников и работает в данной должности более 10 лет, а менеджер по продажам, Свиридов П.А., работает в данной должности только 3 года, так что контроль за ним должен быть жестче.