Банкротство предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика на протяжении десятилетий и столетий выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Эта система разработана с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Содержание

Введение
1. Особенности банкротства отдельных категорий должников
2. Система антикризисного регулирования таких категорий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

антикрWord.docx

— 41.77 Кб (Скачать документ)

В-третьих, после составления  реестра требований кредиторов конкурсный управляющий должен составить промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемой кредитной организации, перечне предъявленных кредиторами  требований, а также о результатах  их рассмотрения. По окончании конкурсного  производства составляется также ликвидационной баланс. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс конкурсный управляющий должен представить Банку России.

В-четвертых, имеется определенная особенность и в порядке удовлетворения требований кредиторов первой очереди: в приоритетном порядке подлежат удовлетворению требования граждан-вкладчиков по договорам банковского вклада и банковского счета; требования граждан, перед которыми кредитная  организация несет ответственность  за причинение вреда жизни или  здоровью; требования Федерального фонда  обязательного страхования вклада.

В-пятых, ликвидация кредитной  организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента  внесения в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций  соответствующей записи о ликвидации кредитной организации.

    1. Банкротство страховых организаций.

Заявление в арбитражный  суд о признании страховой  организации банкротом может  быть подано самой страховой организацией, конкурсным кредитором, также уполномоченным в соответствии с федеральным  законом государственным органом. В случае введения в отношении  должника – страховой организации  процедур банкротства, должник или  конкурсный управляющий должны в  течение 10 дней с даты введения соответствующей процедуры федеральный уведомить об этом орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять надзор за страховой деятельностью.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  страховой организации банкротом  и об открытии конкурсного производства влечет прекращение заключенных  страховой организацией договоров  страхования, по которым не наступил страховой случай и, следовательно, не возникло обязательство по уплате суммы страхового возмещения.

В случае принятия арбитражным  судом решения о признании  страховой организации банкротом  и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

- в первую очередь - требования кредиторов по договорам  обязательного личного страхования;

- во вторую очередь  - требования кредиторов по иным  договорам обязательного страхования;

- в третью очередь - требования иных кредиторов-страхователей  (выгодоприобретателей), в том числе требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 185 Закона о банкротстве;

- в четвертую очередь  - требования прочих кредиторов.

3.3. Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг

Особенности процедур банкротства, установленные ст. 187 Закона о банкротстве, подлежат применению в том случае, если производство по делу о банкротстве  возбуждено арбитражным судом в  отношении должника - профессионального  участника рынка ценных бумаг, т.е. лица, осуществляющего предпринимательскую  деятельность, предусмотренную ст.3 - 9 Федерального закона "О рынке  ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г., на основании  лицензий, выданных Федеральной комиссией  по рынку ценных бумаг (далее ФКЦБ). В эту категорию не попадают банки и иные кредитные организации, хотя и осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Арбитражный управляющий, участвующий  в деле о банкротстве профессионального  участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый государственным  органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг. Порядок выдачи таких аттестатов должен быть установлен ФКЦБ.

Арбитражный управляющий  направляет клиентам профессионального  участника, в котором предлагает дать распоряжения о действиях, которые  необходимо совершить с ценными  бумагами, принадлежащими клиенту.

Ограничение совершения сделок или проведения операций по учету  прав на ценные бумаги при применении процедур банкротства, за исключением  конкурсного производства, не распространяются на ценные бумаги его клиентов или  проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами  после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  должника профессионального участника  рынка ценных бумаг банкротом  влечет открытие в отношении его  конкурсного производства. Последствия  открытия конкурсного производства изложены в гл.VI Закона о банкротстве. Имущество, хотя и находящееся в распоряжении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг (деньги, ценные бумаги), но принадлежащее на праве собственности его клиентам, не включается в конкурсную массу и не может быть использовано для расчетов с кредиторами. Принадлежность указанного имущества клиентам определяется конкурсным управляющим: во-первых, по заявлениям клиентов на основании документов, подтверждающих права собственности, во-вторых, на основе данных внутреннего учета профессионального участника рынка ценных бумаг, который обязан вести раздельный учет собственного имущества и имущества, принадлежащего его клиентам (см., например, постановление ФКЦБ от 26 ноября 1996 г. N 21 "Об утверждении Временного положения об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг").

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся  в управлении или во владении должника, на хранении и /или учете у него, другой организации, имеющей соответствующую  лицензию профессионального участника  рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги и иное имущество  клиентов, в том числе денежные средства, находящиеся на специальном  брокерском счете, находящиеся в  распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированные организаторами торгов или клиринговыми организациями.

Внешний управляющий либо конкурсный управляющий в процессе исполнения ими своих обязанностей устанавливают принадлежность ценных бумаг и иного имущества, хотя и находящихся в распоряжении профессионального участника рынка  ценных бумаг, но принадлежащих его  клиентам, и, по общему правилу, осуществляют возврат этих ценных бумаг и иного  имущества клиентам.

Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих  им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся  в распоряжении профессионального  участника рынка ценных бумаг, возврат  указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям  клиентов.

Если внешнему либо конкурсному  управляющему не удалось договориться с клиентами и имеющихся в  наличии у должника ценных бумаг  одного вида недостаточно для удовлетворения требований клиентов, такие ценные бумаги возвращаются клиентам пропорционально  требованиям последних. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами, которые погашаются в числе требований пятой очереди в порядке, установленном  гл.VI Закона о банкротстве

 

 

 

 

 

2.СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАКИХ КАТЕГОРИЙ.

Процесс реализации антикризисных  процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

Мировой опыт показывает, что  антикризисный процесс в условиях рыночной экономики – управляемый  процесс, включающий в себя два блока  процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное регулирование  – это воздействие на должника на макро и микроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями  государственного антикризисного регулирования  являются:

1. совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

2. осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

3. принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

4. приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

5. создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам  о несостоятельности и финансовому  оздоровлению (ФСДН).

ФСДН выполняет следующие  функции:

1. анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

2. проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

3. выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

Антикризисный процесс –  применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной  оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия  могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может  привести к ликвидации вполне перспективных  предприятий, к санации явно несостоятельных  предприятий, обострению интересов  должников и кредиторов.

В антикризисном управлении предприятием решающее значение имеет  построение тщательно продуманной  стратегии управления. Поэтому, необходимый начальный этап в разработке стратегии антикризисного управления предприятием - комплексная и своевременная диагностика его состояния. Диагностику кризиса на микроуровне можно разбить на два этапа - качественной и количественной идентификации объекта. Для выявления кризиса в процессе диагностики используются следующие методы - аналитические, экспертные, методы линейного и динамического программирования, построение экономико-математических моделей исследуемого предприятия. В работе диагностика кризиса на предприятии анализируется с учётом всех рассмотренных выше подходов.

В финансовом подходе последовательно  анализируются: макросреда предприятия (политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение); конкурентная среда предприятия (покупатели, поставщики, конку­ренты внутри отрасли, новые  потенциальные конкуренты, товары-заменители); внутренняя среда предприятия (оценка эффективности текущей стратегии, SWOT-анализ, оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия методом «цепочки ценностей», угроз и возможностей для предприятия).

С точки зрения финансового  подхода, сущность антикризисной стратегии  заключается в маневре денежными  потоками для заполнения разрыва  между их расходованием и поступлением. Антикризисное управление допускает  любые потери (в том числе и  будущие), ценой которых можно  добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации осуществляется последовательно в три этапа:

1. Устранение   неплатежеспособности: продажа   краткосрочных   финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов, деинвестирование. продажа нерентабельных производств и объектов непроизводст­венной сферы;

2. Восстановление финансовой устойчивости: остановка нерентабельных производств, выведение из состава предприятия затратных объ­ектов, совершенствование организации труда и оптимизация числен­ности занятых на предприятии, уменьшение текущей финансовой потребности, выкуп долговых обязательств с дисконтом, конвертация долгов в уставный капитал, форвардные контракты на поставку продукции предприятия;

3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде: повышение конкурентных преимуществ продукции, увеличение денежного компонента в расчётах, увеличение оборачиваемости активов. В работе последовательно проанализированы сильные и слабые стороны каждой из этих методик и установлена наиболее оптимальная очередность их применения.

К функциям антикризисного регулирования – относится вид  деятельности, который отражает предмет  управления, и определяют его результат. Он отвечают на простой вопрос: что  нужно, чтобы управлять успешно  в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно  выделить шесть функций: предкризисное  управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных  возможностей, своевременное принятие решений.

Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей  совокупности они характеризуют  антикризисное управление.

Информация о работе Банкротство предприятия