Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:45, контрольная работа
Система банкротств, которая начинает действовать в России, вызывает резкую
реакцию у различных общественных институтов, партий и движений, которые
пытаются ускорить или приостановить процедуру банкротства у предприятий,
ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения,
экономики, судьбы России. Изложенные цели и принципы действия системы
банкротства позволяют судить о банкротстве с более объективных позиций.
Введение ......................................................................3
1. «Банкротство предприятия» ..................................................5
1.1. Понятие банкротства предприятия ..........................................5
1.2. Характеристика глубины состояния банкротства ............................ 6
1.3. Признаки банкротства .....................................................6
1.4. Предотвращение краха ....................................................12
1.5. Мониторинг управления банкротством предприятия .................... 26
1.6. Антикризисное управление деятельностью предприятия .............. 30
1.7. Причины несостоятельности предприятия ...................................32
1.8. Пути предотвращения банкротства предприятия ........................... 36
Заключение ...................................................................40
Список используемой литературы ...............................................42
его правления. В первую очередь по требованиям граждан погашается
задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью. Затем
— по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым
договорам (контрактам),
и по выплате авторских
очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам,
обеспеченным залогом имущества должника. Далее требования по обязательным
платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В последнюю очередь производятся
расчеты с другими кредиторами по установленной задолженности перед ними.
• Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента
принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом в целях
обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его
финансового состояния.
• Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в
судебном порядке в целях восстановления его платежеспособности, с передачей
полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
• Мировое соглашение — достижение договоренности с кредиторами
относительно рассрочки, отсрочки или скидки с долгов.
• Санация (оздоровление) — реорганизационная процедура, когда
собственниками предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается
ему финансовая помощь. Таким образом, в России создана мощная система
мониторинга банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя
успешный зарубежный опыт многих развитых стран.
1.7. Антикризисное управление деятельностью
предприятий
Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой
совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. В отличие от мониторинга это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.
Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. «критического банкротства». Механизм
антикризисного
управления включает: диагностику технико-
финансового состояния предприятия, оценку перспектив развития бизнеса,
маркетинг, антикризисную инвестиционную политику, управление персоналом,
производственный менеджмент, а при пессимистичном исходе — организацию
ликвидации предприятия.
Рассмотрим
диагностику технико-
предприятия.
Слово диагностика произошло от греч. diagnostikos и понимается как
процесс распознавания проблемы и обозначение ее с использованием принятой
терминологии, проще говоря, это установление диагноза.
С экономической точки зрения, технико-экономическое и финансовое
диагностирование деятельности предприятия — периодическое исследование
соответствующего состояния предприятия с целью уточнения тенденций развития всех его видов деятельности в траектории жизненного цикла и принятия экономически и социально обоснованных корректировочных решений.
С организационной точки зрения, диагностирование — это система методов,
приемов и методик проведения исследований для определения целей
функционирования хозяйствующего субъекта, способа их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения.
Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного
поведения предприятия при быстро изменяющейся конъюнктуре.
Предметом диагностирования является технико-экономический и финансовый
уровень развития предприятия:
•
технико-экономический уровень
комплексная качественная характеристика уровня развития производительных сил,
их использования и конечных результатов;
• финансовый уровень развития предприятия — обеспеченность или
необеспеченность его необходимыми денежными средствами для осуществления
нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных
расчетов.
Диагностика предприятия предполагает следующие процедуры:
• анализ состояния предприятия и прогнозирование его ожидаемых изменений;
• выявление факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций и
оздоровлению предприятия;
• разработку мер по ослаблению одних и усилению других. Методы
диагностирования предприятия—это система теоретико-познавательных категорий,
научного инструментария и регулятивных принципов исследования технико-
экономического
и финансового состояния
Таким образом,
необходимым средством
является диагностика их технико-экономического и финансового состояния с
целью выявления негативных тенденций и причин, их обусловивших,
своевременного упреждения их развития и тем самым предотвращения кризисных
ситуаций.
1.8. причины несостоятельности предприятия
Деятельность предприятия подвержена влиянию многочисленных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По направлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной деятельности все факторы делятся на внешние и внутренние. Американские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обусловлена отрицательным воздействием внешних факторов; а остальная часть —внутренних. В России — наоборот. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия факторов по их содержанию.
Внешние факторы:
• экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная
способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая
политика государства; изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;
• социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за
рубежом; международная конкуренция, уровень культуры предпринимателей и
потребителей их продукции, организация досуга населения, нравственные
притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая
ситуация.
• правовые: наличие законов, регулирующих предпринимательскую
деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации
предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование
налогового законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие
совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; обеспечение
гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных
обязательств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции.
• природно-климатические и экологические: наличие материальных
ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды и т.п.
Внутренние факторы:
•
материально-технические —
техники и технологии, внедрением в производство научных открытий,
совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически устаревшего оборудования; ремонт действующего оборудования;
механизация и автоматизация производства; электрификация производства;
химизация производства; строительство, реконструкция, увеличение использования
производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых
технологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ресурсов, повышение качества; углубление специализации машин; экономия материальных ресурсов;
освоение альтернативных источников энергии и т.п.
• организационные — факторы, обусловленные совершенствованием
организации
производства, труда и управления;
выбором организационно-
формы. Все они объединены в три группы:
а) организация производства: размещение предприятия по территории
страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и
разделение,
организация материально-
организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контроля за качеством; организационно-техническая подготовка производства;
проведение текущего и капитального ремонта; организация бесперебойной работы
оборудования; повышение сменности работы оборудования; организация
внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;
б) организация труда: рациональное разделение и кооперация труда;
организация и обслуживание рабочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда;
организация рациональных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой и
производственной дисциплины; развитие коллективных форм труда;
совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;
в) организация управления: формирование организационной структуры;
создание
экономичной и действенной
работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая
форма; совершенствование стилей и методов управления; финансовый, кадровый,
инвестиционный менеджмент; управление ценовой политикой, издержками,
амортизационной политикой и т.п.;
• социально-экономические — факторы, связанные с составом работников,
уровнем их квалификации, отношением работников к собственности, условиями
труда и быта, эффективностью стимулирования труда. К ним относятся:
материальная
и моральная
уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на
средства производства и результаты труда и т.п.
В зависимости от преобладания причин возникновения банкротства предприятий в экономике различают следующие их типы:
• предприятие-банкрот,
функционирующее в
предприятие, которое не могло выполнить ранее взятые на себя обязательства
по субъективным причинам;
• предприятие-банкрот, функционирующее в экономике массового банкротства, —
это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в
перспективе. Возвращаясь к поставленному вопросу, следует выделить разницу в экономике России и США. В России в текущем периоде преобладает второй тип банкротства, а в США — первый. Соответственно видна разница в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обусловливающих это состояние. В
нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США:
• внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую
покупательную
способность; недостаточная материально-