Человеческий фактор антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:19, реферат

Описание

Целью работы является исследование роли человеческого фактора в антикризисном управлении.
Соответственно задачами работы стали:
- изучить человеческий фактор антикризисного управления;
- изучить роль персонала в системе антикризисного управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Человеческий фактор антикризисного управления 4
1.1 Человеческий капитал и управление социально-экономическими процессами 4
1.1 Роль человеческого капитала в системе антикризисного управления 7
1.2 Управление развитием человеческого капитала как фактором антикризисного развития организации 9
1.4 Социально-психологические аспекты управления персоналом в кризисных условиях 12
Заключение 15
Литература и источники 16

Работа состоит из  1 файл

Человеческий фактор антикризисного управления.docx

— 37.19 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»  
 
 

Факультет - Инженерно-экономический 

Направление (специальность) – менеджмент

Кафедра  - менеджмента 
 

Реферат

Человеческий  фактор антикризисного управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск -  2011 
 

Содержание

Введение 3

Глава 1: Человеческий фактор антикризисного управления 4

1.1 Человеческий  капитал и управление социально-экономическими  процессами 4

1.1 Роль человеческого капитала в системе антикризисного управления 7

1.2 Управление развитием человеческого капитала как фактором антикризисного развития организации 9

1.4 Социально-психологические  аспекты управления персоналом  в кризисных условиях 12

Заключение 15

Литература  и источники 16

Введение

       Центральное положение в любой организации  занимает ее персонал. Именно люди с  их определенным образом подобранными знаниями, навыками, между которыми существуют определенные вертикально-подчинительные и горизонтально-консультативные  связи, составляют лицо организации и ее содержание. В совокупности люди, составляющие организацию, их интересы, мотивы поведения, формы реагирования на управленческие воздействия и другие проявления среды обитания составляют человеческий фактор организации, который в периоды кризиса чрезвычайно усиливается.

       Особенностью  персонала организации как живого организма является обязательная непрерывность  его функционирования. Всякие остановки, даже кратковременные, влекут отмирание  или отдельных фрагментов, или  всего организма. Мировая практика свидетельствует, что остановившиеся заводы, уволив персонал, в последующем  не оживают, не возрождаются. Это обусловливает  необходимость специального подхода  к оценке функционирования персонала  организации как исходного содержательного элемента производительных сил.

       В организациях, находящихся в кризисном  состоянии, персонал выступает главной  производительной силой в осуществлении  изменений по преодолению кризиса. Это объясняется тем, что именно персонал организации представляет собой целостное формирование, обладающее особым качеством, способностью к структурированным  действиям по выполнению задач.

       Целью работы является исследование роли человеческого  фактора в антикризисном управлении.

       Соответственно  задачами работы стали:

       - изучить человеческий фактор  антикризисного управления;

       - изучить роль персонала в системе  антикризисного управления.

Глава 1: Человеческий фактор антикризисного управления

1.1 Человеческий капитал и управление социально-экономическими процессами

 

       Управление  социально-экономическими процессами всегда построено на приоритетах. Развитие общества требует изменения приоритетов. Сегодня исключительно важную роль играют приоритеты формирования человеческого капитала. Этими процессами можно и нужно управлять.

       Человеческий  капитал может проявляться в двух функциях

       -  как средство и

       - как объект управления. 

       Его формированием и использованием можно управлять. Это наиболее заметно в работе с персоналом, мотивировании деятельности, организации повышения квалификации, создании условий развития индивидуальных способностей, проектировании необходимой социально-психологической атмосферы работы (творчество, самостоятельность, ответственность и пр.).

       Особое  значение в управлении человеческим капиталом имеет экономическая мотивация. 

       Основная  проблема состоит в определении  связи между качеством труда и его оплатой и степени искажения этой связи под действием различного рода привходящих факторов.

       Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, состояние здоровья — все это так или иначе отражается на величине заработной платы. Поэтому учет образования в дифференциации заработков групп с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения.

       По  мнению большинства западных исследователей, лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают не слишком опасные и вредные для них профессии и т.д.

       Вместе  с тем высокое образование  и хорошее состояние здоровья могут быть независимыми следствиями какой-либо общей причины.

       Например, чем меньше у человека так называемая «субъективная норма предпочтения времени» (т.е. степень предпочтения настоящих благ будущим), тем активнее он сегодня заботится о своем завтрашнем и послезавтрашнем дне — проявляет большую склонность к сбережениям, чем к приобретению товаров в кредит, а  также готовность больше инвестировать в человеческий капитал »- как в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в «запас здоровья». 

       Важнейшим фактором управления человеческим капиталом  являются инвестиции в его рост.

       В США инвестиции в человеческий капитал  по сравнению с традиционными инвестициями в физический капитал непрерывно растут.

       Образование не обязательно должно трактоваться как независимая переменная. Уровень образовательной подготовки во многом зависит от природных способностей человека и условий его воспитания в семье.

       Однако  образование может быть различным  не только по уровню, но и по специальностям.

       В этом аспекте важную роль играет не производительная, а информационная (селективная) функция образования.

       Как же образование выполняет информационную функцию? Поскольку предполагается, что более одаренные люди достигают в среднем более высоких ступеней образования, то, следовательно, в процессе обучения происходит как бы сортировка учащихся по уровню их способностей. Естественно, что при найме работников предприниматели будут использовать информацию о потенциальной производительности работника. 

       Выгоды  от образования могут выступать в виде:

       а) более высоких заработков в будущем;

       б) более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе;

       в) высокого престижа профессии или  повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в будущем. 

       Некоторые люди рассматривают образование  как потребительское благо, им нравятся посещение лекций и образ жизни студентов. Одни удовлетворяют свою любознательность, получают удовольствие от самого процесса обучения, другие стремятся к образованию из-за долгосрочных выгод.

       Так или иначе, выгоды от образования  можно получать практически в течение всей жизни. Выгоды в будущем имеют меньшую ценность по сравнению с выгодами, получаемыми сегодня.

       Во-первых, если расходовать доходы на потребление, то желательно это сделать раньше. Существует психологическое предпочтение потребления во времени, выражаемое пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Будущие удовольствия проблематичны из-за превратностей жизни.

       Во-вторых, если дополнительные доходы использовать как инвестиции в физический капитал с целью получения прибылей в будущем, то и это лучше сделать раньше. 

       Повышение эффективности управления человеческим капиталом сопровождается многими негативными современными тенденциями развития экономики и общества:

       - сокращение численности населения  в трудоспособном возрасте;

       - ухудшение здоровья населения  и распространение нездорового  образа жизни (алкоголизм,  курение, наркомания, увлечение интернетом и пр.);

       - увеличение количества инвалидов;  падение трудовой морали и  этики;

       - утрата или «моральный износ»  квалификации и образования;

       - отсутствие возможностей или  желания получить современное  образование (плата за обучение, снижение качества образования и пр.). 

       Однако  человеческий капитал выступает  не только объектом управления, но и  средством решения многих проблем  развития компании, т.е. средством управления. Целенаправленные формирование и развитие человеческого капитала обогащают механизм управления, позволяя успешно решать многие проблемы НТП, повышать конкурентоспособность фирмы, а также эффективность и производительность производства, использовать новые современные технологии. В этом своем значении использование человеческого капитала требует новых подходов к управлению:

       - лидерство,

       - система мотивации,

       - стиль управления,

       - приоритеты,

       - организация деятельности,

       - корпоративная культура,

       - социальное партнерство. 

       Эти факторы характеризуют человеческий капитал как средство воздействия на социально-экономические процессы. 

    1. Роль  человеческого капитала в системе антикризисного управления
 

       В антикризисном управлении роль человеческого  капитала проявляется в следующих факторах.

       Во-первых, это профилактика кризисных ситуаций. Качество человеческого капитала влияет на количество и характер ошибок в принятии решений, своевременное восприятие циклических сигналов развития, объективную оценку ситуаций, проектирование антикризисной деятельности. Ведь персонал лишь в том случае становится человеческим капиталом, когда его профессионализм, мотивация и отношение к организации определяют высокое качество деятельности. При наличии человеческого капитала вероятность глубокого и разрушительного кризиса снижается.

       Во-вторых, в период кризиса человеческий капитал выступает стабилизирующим фактором. Образованные люди глубже понимают события окружающей действительности и, следовательно, им меньше свойственны панические настроения, расслабленность, недисциплинированность. Правда, с одной стороны, это определяется натурой индивидуума, его характером, но с другой стороны, многие черты личности, в частности уверенность, собранность, деловитость, формируются в процессе приобретения профессионализма, реализации образования, проявления корпоративной культуры, отражают понятие и реальность человеческого капитала.

       В-третьих, человеческий капитал играет значительную роль в ускорении процесса выхода из кризиса. Здесь важны такие черты как профессионализм, энтузиазм, перспективность мышления, которые являются следствием образования и инновационности.

       В антикризисном управлении большое  значение имеет гармония двух рассмотренных ранее функций человеческого капитала - объекта и средства управления.

       Стремясь  смягчить кризис или разрешить его в пользу развития организации, надо способствовать развитию человеческого капитала:

Информация о работе Человеческий фактор антикризисного управления