Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
На данном этапе развития российской экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.
Введение 3
1. Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении 6
1.1.Понятие инноваций 6
1.2.Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными
явлениями в экономике 9 1.3.Роль инноваций в процессе управления кризисами 13
2.Инновационные компоненты бизнеса 17
2.1.Инновационные проекты 17
2.2. Программа и бизнес-процесс управления инновациями 19
2.3. Приемы управления инновационными процессами 21
3. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере организаций туристской отрасли 24
3.1. Роль инновационных исследований для антикризисного управления
в туристских организаций 24
3.2. Проблемы управления технологическими инновациями в туризме 25
3.3. Факторы, влияющие на применение инноваций в качестве антикризисных мер в туристской отрасли 27
Заключение 30
Список литературы 33
Приложения 35
Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам, исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи (научно-технической проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
Инновационный проект имеет ряд характерных признаков, к основным из которых можно отнести:
-
признак изменивший как
-
признак ограниченной
-
признак ограниченности
- признак «неповторимости» проекта и новизны для предприятия, которое реализует проект;
-
признак комплексности (
-
признак правового и
-
признак разграничения с
К основным элементам инновационного проекта следует отнести:
-
однозначно сформулированные
-
комплекс проектных
-
организацию выполнения
- основные показатели проекта (от целевых по проекту в целом до локальных (частных) – по отдельным заданиям, этапам, мероприятиям, исполнителям), в т.ч. показатели, характеризующие его эффективность.
В
зависимости от вида проекта в его реализации
могут принимать участие десятки организаций.
2.2.
Программа и бизнес-процесс
«Программа управления инновациями - это план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией»8. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо:
Прообразом программы может являться сетевой график, который составляется для выполнения разработанной программы и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.
Сетевой график - это так называемая модель достижения поставленной цели. Причем эта модель динамично приспособлена для анализа различных вариантов достижения цели, внесения каких-либо изменений, оптимизации процессов и т.п.
Метод сетевого планирования - это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями.
Использование метода сетевого планирования для управления инновациями позволит:
Основой сетевого планирования является графическое изображение плана (сетевой график), который отражает технологическую и логическую взаимосвязь всех операций предстоящей работы.
«Бизнес-процесс
инноваций представляет собой действия
управленческого персонала в
хозяйственном процессе и выражается
множеством видов организационно-
Бизнес-процесс инновации в упрощенном виде включает в себя три частных бизнес-процесса:
1.
Бизнес-процесс заявки на
Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция
2. Бизнес-процесс производства инновации.
Начинается с получения заказа с указанием конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже.
3.
Бизнес-процесс реализации
Начинается
с выставления ее на продажу и
заканчивается самой продажей, а
в отдельных случаях и
Таким
образом, организация управления инновационными
проектами закладывается уже
при создании и реализации инновации,
то есть в самом инновационном процессе.
Инновационный процесс служит тем фундаментом
прочности, от которого будет зависеть
эффективность использования приемов
инновационного менеджмента.
2.3.
Приемы управления
Приемы управления инновационными процессами можно разделить на следующие группы.
Рассмотрим некоторые из приемов инновационного управления в организациях.
Выживание
организаций в современных
«Инжиниринг инноваций - это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации»10.
Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:
Инжиниринг включает в себя два принципиально разных подхода, чьи различия рассмотрим ниже:
Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга.
«Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы»11.
В
заключении следует отметить, что на сегодняшний
день неудачей заканчивалась реализация
примерно половины проектов по реинжинирингу.
Причины неудач и факторы, способствующие
успеху, постоянно исследуются.
3.
Применение инноваций в
3.1.Роль
инновационных исследований
По определению Всемирной торговой организации (ВТО), туризм признан мировой индустрией номер один. В ней занято более 200 млн. человек. Полмиллиарда туристов тратят в поездках более одной трети триллиона долларов, что составляет примерно 5-10% годовых потребительских расходов. Нововведение, как важный фактор антикризисного управления, в том числе и в международном туризме, представляется комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.
В широком смысле проблема имеет три возможных аспекта исследований в зависимости от стратегии и целей турфирмы:
1) фундаментальное, или основное, исследование в целях приобретения информации (так, афинский отель «Holiday Inn» не смог бы провести столь успешных мероприятий по модернизации без предварительных исследований такого типа);
2)
применение R&D для создания
3) использование R&D для открытия нового бизнеса.
Главные новшества, когда они используются, обычно являются результатом традиционных или продвинутых технологий.
В то же время руководство должно видеть технический порог, изменяющийся в зависимости от фирмы и ее деятельности, ниже которого эффективность R&D быстро падает. В туристской индустрии фирмы не должны отставать от конкурентов в качестве обслуживания, ценах, эффективности рекламы, технологиях бронирования, видах транспорта, классности обслуживания и др., т. е. с учетом обстоятельств туристского рынка они вынуждены представлять усовершенствования и разрабатывать совершенно новый продукт, когда этого требует конкуренция.