Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:05, доклад

Описание

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.

Содержание

1.Введение-----------------------------------------------2
2.Инновационный менеджмент и научно- техническая политика---------------------------------4
2.1. Инновационный менеджмент-------------------4
2.2.Научно- техническая политика-----------------7
3. Разработка и внедрение новой продукции-----12
3.1.Основные этапы инновационного процесса-13
3.2. Сфера инновационной деятельности--------16
4.Организационные формы инновационного менеджмента------------------------------------------20
4.1. Системы управления процессом инновации-----------------------------------------------20
5.Инновационный менеджмент в компании «3М»--------28
5.1.История создания компании «3М»----------------------28
5.2. Инновационная стратегия роста-----------------------29
6.Заключение------------------------------------------------------33
7. Список используемой литературы-------------------------35

Работа состоит из  1 файл

доклад по АНТИКРИЗИЗНОМУ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ.docx

— 58.96 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

1.Введение-----------------------------------------------2

2.Инновационный менеджмент и  научно-        техническая политика---------------------------------4  

2.1. Инновационный менеджмент-------------------4  

2.2.Научно- техническая политика-----------------7

3. Разработка и внедрение новой продукции-----12  

3.1.Основные этапы инновационного процесса-13 

3.2. Сфера инновационной деятельности--------16

4.Организационные формы    инновационного менеджмента------------------------------------------20 

4.1. Системы управления процессом       инновации-----------------------------------------------20

5.Инновационный менеджмент в  компании «3М»--------28 

5.1.История создания компании  «3М»----------------------28

5.2. Инновационная стратегия роста-----------------------29

6.Заключение------------------------------------------------------33

7. Список используемой литературы-------------------------35

1.Введение 

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент»  продиктовано требованиями жизни. В  научно-технической и социально-экономической  сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и состоит  из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет  диффузия – распространение во времени  уже однажды освоенной  и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные  менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованной в  обновлении продукции, наличии рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры могут  действовать в различных организационных  структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов  на научные исследования и разработки.     

2.Инновационный менеджмент и              г         научно-техническая политика

Основные положения теории инноваций  были высказаны  еще в 1930-е годы известным экономистом Й.Шумпетером, затем дальнейшее развитие теория получила в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в работах западноевропейских исследователей (Г.Менша, Х.Фримена, Я. Ван Дейна, А. Клянкнехта и др.). В советской экономической литературе анализ инновационной теории нашел наиболее полное отражение в работах С.П. Аукуционека.

2.1.Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Главное внимание в инновационном  менеджменте уделяется выработке  стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии  фирмы, так как определяет все  остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента  в целом предполагает:

·        разработку планов и программ инновационной деятельности;

·        наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрения;

·        рассмотрение проектов создания новых продуктов;

·        проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

·        обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

·        обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

·        создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.

Как и для любой другой области  менеджмента, для инновационного менеджмента  характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Рис.1 Схема инновационного менеджмента.

1

Планирование


Постановка цели и выбор  стратегии


4

Руководство


2

Определение  условий и организация


3

Исполнение


 

На каждой  стадии цикла решаются определенные задачи.

1.     Планирование – составление плана реализации стратегии.

2.     Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

3.     Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.

4.     Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.

Особенность современного этапа развития инновационной деятельности – образование  в крупнейших фирмах единых научно-технических  комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных  научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено  научно-техническим прогрессом и  потребностями рыночной ориентации фирмы.

В современных условиях в инновационной  политике крупных фирм отчетливо  проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

Особенно заметны эти тенденции проявляются в инновационном менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, средства связи, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.

2.2.Научно- техническая политика

Научно-техническая политика выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики фирмы и, во-вторых, как средство реализации оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном отделении.

Она ориентирует деятельность производственного  отделения по тем направлениям, которые  могут обеспечить повышение эффективности  производства путем создания и выпуска  продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала фирмы

Научно-техническая политика решает следующие задачи:

·        быстрая и четкая адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;

·        внесение соответствующих корректив в текущие и среднесрочные планы;

·        минимизация затрат в связи с изменением планов.

Обычно научно-техническая политика разрабатывается по трем направлениям: ориентация производства на выпуск новых  товаров, ориентация производства на быстрое  техническое обновление выпускаемой  продукции и ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом  на отдельных рынках.

Разработка научно-технической  политики предполагает обоснованное решение  следующих вопросов.

1.     Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство.

2.     Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. В качестве выбора стратегии предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо ориентация следования за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов аналогов с более высокими технико-экономическими показателями, либо имитация продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае хозяйственное звено фирмы не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять свою долю сливок, пока рынок не будет насыщен. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на  постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.

3.     Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемыми конкурирующими фирмами.

Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности такой деятельности с учетом постоянной необходимости  снижения издержек производства и совершенствования  технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся  на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию  стандартизированных частей и деталей  при выпуске многих модификаций  изделий.

Научно-техническая политика должна быть направлена на постоянное улучшение  качественных характеристик уже  освоенной продукции и реализовываться  на основе составления программ освоения новых изделий и технологических  процессов.

Ориентация производства на выпуск изделия с улучшенными свойствами и отличающихся новизной благодаря  модернизации конструкции не требует  крупных ассигнований на НИОКР, а  предполагает непрерывное совершенствование  конструкторской базы, работы дизайнеров и инженеров.

Модификация изделий может проводиться  и внесением незначительных изменений, повышающих удобство пользования изделиями (миниатюрность) и внедрение на заранее  определенные сегменты рынка, где они  не будут иметь аналогов. Другими  словами, производится модификация  выпускаемых изделий применительно  к конкретным рынкам.

4. Ориентация производства на  выпуск традиционных товаров,  явно устаревших, но пользующихся  спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о  целесообразности сохранения налаженного  производства продукции по традиционной  технологии или перехода на  новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же продукта на различных рынках

Правильно сформулированная научно-техническая  политика имеет для производственного  отделения важное значение, поскольку позволяет оценить перспективы развития рынка и возможности фирмы сконцентрировать ресурсы на наиболее важных направлениях хозяйственной деятельности. Такая политика должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой фирмой продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Реализация научно-технической политики  осуществляется путем разработки в производственном отделении программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достижения. Такие программы способствуют наращиванию научно-технического потенциала фирмы для последующих нововведений. 

Информация о работе Инновационный менеджмент