Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:05, доклад

Описание

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.

Содержание

1.Введение-----------------------------------------------2
2.Инновационный менеджмент и научно- техническая политика---------------------------------4
2.1. Инновационный менеджмент-------------------4
2.2.Научно- техническая политика-----------------7
3. Разработка и внедрение новой продукции-----12
3.1.Основные этапы инновационного процесса-13
3.2. Сфера инновационной деятельности--------16
4.Организационные формы инновационного менеджмента------------------------------------------20
4.1. Системы управления процессом инновации-----------------------------------------------20
5.Инновационный менеджмент в компании «3М»--------28
5.1.История создания компании «3М»----------------------28
5.2. Инновационная стратегия роста-----------------------29
6.Заключение------------------------------------------------------33
7. Список используемой литературы-------------------------35

Работа состоит из  1 файл

доклад по АНТИКРИЗИЗНОМУ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ.docx

— 58.96 Кб (Скачать документ)

3. Разработка и внедрение  новой продукции

Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к  существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые  усовершенствования существующих изделий  сюда не входят. Новые изделия могут  быть или принципиально новым  продуктом или комбинацией новых  приспособлений, механизмов, без изменения  самого продукта.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и  т.д.). Процесс перевода новации (- новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое введение) в инновацию (- innovation – "введение новаций") также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

Цели процесса инновации можно  свести к следующим:

1.                 нахождение нового технического решения задачи – создание изобретения;

2.                 проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

3.                 налаживание серийного производства продукции;

4.                 параллельная подготовка и организация сбыта;

5.                 внедрение нового товара на рынок;

6.                 закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышение конкурентоспособности продукта.

Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой  деятельности фирмы. В особенности  это относится к фирмам, занятым  производством наукоемкой продукции. Их службы НИОК тесно взаимодействуют  со службой маркетинга.

Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР  максимально учитывать требования потребителей и корректировать в  соответствии с ними технико-экономические  показатели нового изделия с целью  их оптимизации.

Главное в инновационной политике фирмы – формулирование основной цели НИОКР, определение срока их проведения, оценка результатов в  виде конкретных практических целей, сокращение  сроков внедрения новых продуктов.

Четкая политика в области разработки новых продуктов задает направление  сбору информации и выработке  предложений, что приводит к настойчивому поиску новых возможностей и создает  мотивацию для исследовательских  групп.

3.1.Основные этапы инновационного  процесса

Период времени  от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как  инновационный процесс.

В теории и практике нет единого  подхода к составу этапов жизненного цикла продукта. В методологии  комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), которая  широко используется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта:

исследование и разработка;

изготовление;

обращение и реализация;

эксплуатация и потребление.

В соответствии с международной  практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:

Этап 1. Систематизация поступающих  идей:

сбор информации о технологических  изменениях на рынке, нововведениях, поступающих  из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);

сбор информации о потенциальных  возможностях фирмы в отношении  разработки  и освоения продукции, определение размеров риска;

сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.

Этап 2. Отбор выявленных идей и  выработка идей нового продукта:

определение возможностей и практической реализации идей;

выяснение степени технологической  общности  новых и традиционных изделий;

соответствие новой продукции  имиджу фирмы и стратегии развития;

определение патентной чистоты  будущего изделия.

Этап 3. Анализ экономической эффективности  нового продукта, разработка программы  маркетинга:

техническая разработка продукта;

определение технико-экономических  характеристик продукта, оценка его  качества и потребительских свойств;

оценка потенциального рыночного  спроса и объема продаж;

определение расходов на создание и  освоение новой продукции, сроки  окупаемости новой продукции;

наличие необходимых ресурсов для  производства новой продукции;

сроки освоения новой продукции  и выхода с ней на рынок;

анализ и оценка рентабельности производства, разработка маркетинга по продукту.

Этап 4. Создание нового продукта:

разработка конкретной программы  развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;

создание образца и проведение технических испытаний;

определение наименования товара, его  товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.

Этап 5.Тестирование на рынке:

тестирование на ограниченном рынке  в течение не менее трех месяцев  по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита  и т.д.);

выбор оптимальных каналов реализации;

выбор средств и методов рекламы;

организация технического обслуживания.

Этап 6. Принятие решения о внедрении  нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:

коммерческое обоснование нововведения: объем продаж, рентабельность, степень  удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта  в сбыте подобных товаров, известность  и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;

производственные возможности  фирмы: использование имеющихся  мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;

финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты: прибыльность или убыточность на расчетный период;

соответствие нормативным показателям  – стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта  продукции;

обеспечение патентной  защиты нововведения.   

3.2. Сфера инновационной  деятельности

В условиях рынка как системы  экономических отношений купли-продажи  товаров, в рамках которой формируется  спрос, предложение и цена, основными  компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и  нововведения. Новшества формируют  рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала, нововведения (инновации) – рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и  образуют сферу инновационной деятельности (рис 2).

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

Рынок новшеств

(новаций)


Рынок чистой конкурен-ции


Рынок капитала (инвести-ций)


Инноваци-онная инфра-структура


 

Рис 2. Сфера инновационной  деятельности.

Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на которые распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с  действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

Рынок новшеств формируют научные  организации, вузы, временные научные  коллективы, научно-исследовательские  подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и  отделы, новаторы.

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.

Ранее говорилось, что от новшества  до нововведения осуществляется процесс  с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает  в этом процессе с двойственных позиций.

С одной стороны, фирмы в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический  уровень производства. А с другой, рынок безжалостно отвергает  новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам  коммерческих организаций. Конкуренция  не столько стимулирует, сколько  буквально заставляет организации  идти на рынок новшеств или участвовать  в его формировании.

Определяющим условием участия  на рынке новшеств является объем  инвестиций, как в сферу научно-технической  деятельности, так и в процесс  преобразования новшества в нововведения.

Пример. Японские конкуренты очень  внимательно изучают друг друга. Компании активно инвестируют в  крупномасштабные производства, часто  все вместе и одновременно. Лидеры в отрасли постоянно меняются. За короткий период времени ведущие  фирмы на рынке факсимильной аппаратуры менялись три раза, фотоаппаратов  – два. Погоня за модным товаром  является основной причиной изменения  на национальном рынке, так как японские потребители стремятся поспеть  за новейшими и более престижными  моделями. Успех одной компании вызывает энергичные ответные меры со стороны  конкурентов.

Рынок капитала (инвестиций). В качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, венчурный и др.). 

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные  инвестиции, так как инновационный  процесс длится в среднем 3-5 лет  и более.

4.Организационные формы    инновационного менеджмента

4.1. Системы управления процессом       инновации

В современных условиях в крупных  фирмах сложились устойчивые механизмы  управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности процесса интеграции науки и производства, все большую  ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния  рыночных факторов на определение стратегических позиций фирм. Новые задачи повлекли за собой изменения в системе  связей как по вертикали – между  всеми уровнями управления, так и  по горизонтали – между подразделениями  научно-производственно-сбытовой цепи.

В 80-е гг. новым стало возникновение  и развитие интегрированных систем управления процессом инновации, выделившихся из общей системы управления производством и выпуском традиционной продукции. Разработка и внедрение нововведений превратились в непрерывный управляемый процесс, когда инновационные идеи интегрируются в перспективные производственные планы и программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизнеса.

Новые системы управления были приняты  в крупнейших машиностроительных компаниях («ИБМ», «Дженерал Электрик», «Мацусита», «Мицусибиси», «Сони» и др.). Их задача – обособление подразделений, занимающихся нововведениями и перспективными направлениями развития фирмы, с целью упрощения процесса принятия решений, системы планирования и стимулирования, ускорения разработки и внедрения новой продукции за счет специализации.

Создание более гибкой и комплексной  системы управления инновационными процессами, нового хозяйственного механизма, ориентированного на разработку перспективной  продукции, перестройку организационных  форм и функций управления, а также  стиля управления, стимулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает сквозное управление инновационным  процессом от возникновения идеи и до ее реализации.

В 70-е гг. формировалась децентрализованная структура управления, в производственных отделениях создавались отделы НИОКР, маркетинга, сбыта, специализированные по товарному принципу. При этом цикл «научные исследования – производство - сбыт» осуществлялся как линейный процесс. В результате на каждом этапе  цикла в реализацию нововведения вовлекался все новый персонал, не принимавший участия  на предыдущих стадиях создания продукта. И, следовательно, ответственность за разработку, производство и сбыт в рамках производственного отделения переходила от одних групп-исполнителей к другим. Этот подход отражает высокий уровень  специализации в рамках производственных отделений и предполагает раздельное финансирование и планирование, как новой продукции, так и традиционных видов изделий. Такая организация инновационного процесса получила в свое время широкое распространение и продолжает эффективно использоваться во многих компаниях.

В 80-е гг. бурное развитие научно-технического прогресса, в первую очередь, в наукоемких отраслях, обусловило переход к новой  системе управления, предполагающей выделение управления инновационным  процессом в самостоятельный  объект управления. В результате появились  гибкие структуры управления инновационной  деятельностью, использующие горизонтальные связи между подразделениями  НИОКР, производства и сбыта.

Сложившаяся как самостоятельный  объект управления система управления процессом инновации предполагает:

·        создание на высшем уровне специализированных подразделений – советов, комитетов или рабочих групп по разработке технической политики;

·        создание центральных служб, отделений новых продуктов для координации инновационной деятельности;

·        выделение целевых проектных групп или центров по разработке новой продукции;

Информация о работе Инновационный менеджмент