Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:05, доклад
Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.
1.Введение-----------------------------------------------2
2.Инновационный менеджмент и научно- техническая политика---------------------------------4
2.1. Инновационный менеджмент-------------------4
2.2.Научно- техническая политика-----------------7
3. Разработка и внедрение новой продукции-----12
3.1.Основные этапы инновационного процесса-13
3.2. Сфера инновационной деятельности--------16
4.Организационные формы инновационного менеджмента------------------------------------------20
4.1. Системы управления процессом инновации-----------------------------------------------20
5.Инновационный менеджмент в компании «3М»--------28
5.1.История создания компании «3М»----------------------28
5.2. Инновационная стратегия роста-----------------------29
6.Заключение------------------------------------------------------33
7. Список используемой литературы-------------------------35
3. Разработка и внедрение новой продукции
Товар с новыми свойствами, производство
и сбыт которого добавляются к
существующему ассортименту, обычно
называют новым продуктом. Простые
усовершенствования существующих изделий
сюда не входят. Новые изделия могут
быть или принципиально новым
продуктом или комбинацией
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.д.). Процесс перевода новации (- новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое введение) в инновацию (- innovation – "введение новаций") также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.
Цели процесса инновации можно свести к следующим:
1. нахождение нового технического решения задачи – создание изобретения;
2. проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);
3. налаживание серийного производства продукции;
4.
5. внедрение нового товара на рынок;
6. закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышение конкурентоспособности продукта.
Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. Их службы НИОК тесно взаимодействуют со службой маркетинга.
Подразделения НИОКР становятся трансформаторами
идей и разработок, исходящих от
потребителей. Они принимают активное
участие в разработке программ маркетинга
по продукту. Между изучением потребностей
и НИОКР существует обратная связь,
позволяющая в процессе НИОКР
максимально учитывать
Главное в инновационной политике фирмы – формулирование основной цели НИОКР, определение срока их проведения, оценка результатов в виде конкретных практических целей, сокращение сроков внедрения новых продуктов.
Четкая политика в области разработки
новых продуктов задает направление
сбору информации и выработке
предложений, что приводит к настойчивому
поиску новых возможностей и создает
мотивацию для
3.1.Основные этапы
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.
В теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла продукта. В методологии комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), которая широко используется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта:
исследование и разработка;
изготовление;
обращение и реализация;
эксплуатация и потребление.
В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:
Этап 1. Систематизация поступающих идей:
сбор информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);
сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение размеров риска;
сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.
Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта:
определение возможностей и практической реализации идей;
выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий;
соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития;
определение патентной чистоты будущего изделия.
Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга:
техническая разработка продукта;
определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств;
оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж;
определение расходов на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;
наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции;
сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок;
анализ и оценка рентабельности производства, разработка маркетинга по продукту.
Этап 4. Создание нового продукта:
разработка конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;
создание образца и проведение технических испытаний;
определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.
Этап 5.Тестирование на рынке:
тестирование на ограниченном рынке в течение не менее трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и т.д.);
выбор оптимальных каналов
выбор средств и методов рекламы;
организация технического обслуживания.
Этап 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:
коммерческое обоснование
производственные возможности фирмы: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты: прибыльность или убыточность на расчетный период;
соответствие нормативным
обеспечение патентной защиты нововведения.
3.2. Сфера инновационной деятельности
В условиях рынка как системы
экономических отношений купли-
Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.
Рынок новшеств (новаций) |
Рынок чистой конкурен-ции |
Рынок капитала (инвести-ций) |
Инноваци-онная инфра-структура |
Рис 2. Сфера инновационной деятельности.
Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на которые распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, новаторы.
Рынок чистой конкуренции нововведений.
Ранее говорилось, что от новшества
до нововведения осуществляется процесс
с затратами времени и
С одной стороны, фирмы в конкурентной
борьбе вынуждены повышать технический
уровень производства. А с другой,
рынок безжалостно отвергает
новшества, имеющие большую научно-
Определяющим условием участия
на рынке новшеств является объем
инвестиций, как в сферу научно-
Пример. Японские конкуренты очень внимательно изучают друг друга. Компании активно инвестируют в крупномасштабные производства, часто все вместе и одновременно. Лидеры в отрасли постоянно меняются. За короткий период времени ведущие фирмы на рынке факсимильной аппаратуры менялись три раза, фотоаппаратов – два. Погоня за модным товаром является основной причиной изменения на национальном рынке, так как японские потребители стремятся поспеть за новейшими и более престижными моделями. Успех одной компании вызывает энергичные ответные меры со стороны конкурентов.
Рынок капитала (инвестиций). В качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, венчурный и др.).
В инновационной сфере
4.Организационные формы
4.1. Системы управления процессом
В современных условиях в крупных
фирмах сложились устойчивые механизмы
управления научно-технической
В 80-е гг. новым стало возникновение и развитие интегрированных систем управления процессом инновации, выделившихся из общей системы управления производством и выпуском традиционной продукции. Разработка и внедрение нововведений превратились в непрерывный управляемый процесс, когда инновационные идеи интегрируются в перспективные производственные планы и программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизнеса.
Новые системы управления были приняты в крупнейших машиностроительных компаниях («ИБМ», «Дженерал Электрик», «Мацусита», «Мицусибиси», «Сони» и др.). Их задача – обособление подразделений, занимающихся нововведениями и перспективными направлениями развития фирмы, с целью упрощения процесса принятия решений, системы планирования и стимулирования, ускорения разработки и внедрения новой продукции за счет специализации.
Создание более гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами, нового хозяйственного механизма, ориентированного на разработку перспективной продукции, перестройку организационных форм и функций управления, а также стиля управления, стимулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает сквозное управление инновационным процессом от возникновения идеи и до ее реализации.
В 70-е гг. формировалась
В 80-е гг. бурное развитие научно-технического прогресса, в первую очередь, в наукоемких отраслях, обусловило переход к новой системе управления, предполагающей выделение управления инновационным процессом в самостоятельный объект управления. В результате появились гибкие структуры управления инновационной деятельностью, использующие горизонтальные связи между подразделениями НИОКР, производства и сбыта.
Сложившаяся как самостоятельный
объект управления система управления
процессом инновации
· создание на высшем уровне специализированных подразделений – советов, комитетов или рабочих групп по разработке технической политики;
· создание центральных служб, отделений новых продуктов для координации инновационной деятельности;
· выделение целевых проектных групп или центров по разработке новой продукции;