Экономические циклы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 01:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных циклов и их роли в экономическом развитии.
и
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи, определившие логику исследования и его структуру:
рассмотреть существующие теории циклов;
изучить виды экономических циклов, их характер и закономерности
развития;
выявить основные фазы экономического цикла;
проанализировать мировой финансовый кризис и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И ВЫЗЫВАЮЩИЕ ИХ ПРИЧИНЫ……....5
1.1 Теории экономических циклов……………………………………………5
1.2 Виды экономических циклов……………………………………………...6
1.3 Фазы экономического цикла……………………………………………..10
2. АНАЛИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА……………………..15
2.1 Возникновение и причины современного мирового кризиса…………15
2.2 Последствия мирового финансового кризиса………………………..…20
2.3 Влияние кризиса на экономику Республики Беларусь…………………22
3. ПУТИ АДАПТАЦИИ НАЦИАНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………37

Работа состоит из  1 файл

Теория антикрисного управления предприятием.docx

— 72.98 Кб (Скачать документ)

Глобальный характер кризиса  не означает, однако, что его последствия  будут одинаковы для всех стран  и всех секторов экономики. Как и  в случае с причинами возникновения  кризиса, его последствия сильно различаются в зависимости от уровня промышленного развития государств и антикризисных мер, которые  предпринимаются властями. Это хорошо видно на примерах текущих последствий  – темпы падения ВВП в разных странах за сравнимые периоды  отличаются весьма существенно, естественно  предположить, что долгосрочные последствия  у них также вряд ли будут одинаковыми. [6]

Помимо экономических  очень сильными оказались и социальные последствия кризиса. Больше всего, как всегда, пострадали обыватели. Кто-то прогорел на акциях, кто-то на ипотеке, кого-то уволили в связи с банкротством предприятия или по сокращению штатов. В 2008 году покончить жизнь самоубийством  пытались 1,1 млн. американцев. По данным Управления по контролю за злоупотреблением наркотическими средствами и психического здоровья США, более 8 млн. американцев  всерьёз обдумывали самоубийство. Финансовые трудности становятся причиной самоубийств  по всему миру. Довольно часто они  сопровождаются убийством родных и  близких. Вечером 21 октября 2008 года в  Мумбаи (бывший Бомбей) 34-летний разорившийся брокер задушил подушкой свою 34-летнюю жену, которая была на седьмом месяце беременности и затем повесился, 24 декабря участник развалившейся  финансовой пирамиды перерезал себе вены. Не осталась в стороне и  Россия. При этом психологи отмечают, что из-за особенностей менталитета  и высокого чувства ответственности. Ожидается рост попыток самоубийст по мере углубления кризиса. [8] Те, кто  сильнее духом, продолжают бороться. А впереди – неизвестность.

Сейчас, по данным официальной  статистики, на одно свободное место  в США приходится 6 безработных. А  если посчитать количество частично занятых? Больше десятка человек  борются за вакансию хотя бы уборщика улиц. Символ бедности в США –  продовольственные карточки, уже  сейчас помогают выжить 28 тыс. бедных. Их число постоянно увеличивается. Палаточные города возникают то тут, то там. Ночлежки переполнены. Власти, чтобы обеспечивать хоть какой-нибудь порядок, вынуждены изобретать всё  новые и новые средства для  борьбы с бродяжничеством.

В то же время уже сегодня  на карте можно встретить города, где целые районы стоят пустыми. Взяли ипотеку, не вернули – пришлось освобождать территорию. Банки уже  и не пытаются продать недвижимость. Чтобы предотвратить мародерство, администрация Барака Обамы решили вернуть заброшенные районы природе. В 50 городах (в том числе в Детройте, Филадельфии, Питтсбурге, Балтиморе) бульдозерами сравнивают с землёй пустующие районы.

А ещё в горниле кризиса  сгорели почти два триллиона  долларов пенсионных накоплений. Через  пару лет без пенсий могут остаться до 40 млн. человек. [11, с. 11]

 

 

2.3 Влияние кризиса  на экономику Республики Беларусь

 

Финансовые проблемы, возникшие  в США летом 2007 г., достаточно последовательно  и быстро трансформировались в глобальный экономический кризис, который сегодня  оказывает негативное воздействие  на экономические процессы в большинстве  стран мира. Не стала исключением  и Беларусь, экономика которой  ощущает и по настоящий день отрицательные внешние воздействия с осени 2008 г. [12, с.3]

Многие специалисты утверждали, что мировой финансовый кризис не коснется Беларуси. Мировой финансовый кризис не так сильно ощутился в Беларуси по причине отсутствия сформированного фондового рынка, а также отсутствия значительных иностранных инвестиций. Но самый главный вопрос сегодня — как минимизировать последствия кризиса.

В октябре консалтинговая компания Big Fish провела опрос о  влиянии мирового финансового кризиса  на белорусский бизнес. Опрос проводился среди топ-менеджеров коммерческих организаций из следующих сфер: FМСG, IT, реклама, автобизнес, оптовая и  розничная торговля, строительство, промышленное производство, услуги.

По мнению топ-менеджеров, финансовый кризис в Республике Беларусь больше всего затронул сферу строительства и недвижимости, автобизнес, а также промышленность и производство. В порядке убывания были названы: товары премиум-класса, транспорт и машиностроение, туризм и развлечения, рекламные компании, оффшорное программирование и сфера услуг. [13, c.8]

Каким же оказалось положение  Беларуси во время мирового финансового  кризиса? Результатами стали резкое снижение темпов роста ВВП (101,2%), рецессия в промышленности (96,4%), существенное сокращение активности во внешней торговле товарами и услугами (61,3%), падение  темпов роста производительности труда  и почти двукратное снижение уровня рентабельности реализованной промышленной продукции (с 15,3% в 2008 г. до 8,0% в январе-марте 2009 г.).

Наиболее значительно  сократились объемы производства в  машиностроении и металлообработке (78,2% по отношению к январю-апрелю 2008 г.); лесной, деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной промышленности (76,6%), легкой (85,9%). Наряду с этим выросли  запасы готовой продукции. По отношению  к среднемесячному объему производства в фактических ценах они составили  на 1.05.2009 г. 93,2% (на 1.05.2008 г. - 51,5%). Наибольший рост запасов наблюдается в станкостроительной и инструментальной промышленности (237,4%), автомобилестроении (в 3,2 р.), легкой промышленности (198,9%) - отраслях и подотраслях  с достаточно высоким экспортным потенциалом.

Тенденция снижения экспорта товаров и услуг в Беларуси проявилась уже в июле-августе 2008 г., и в январе текущего года он составил лишь 40% от июньского (2008 г.) значения. Объем  экспорта товаров за январь-март 2009 г. (в фактических ценах) сократился на 48,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и на 23,2% - к  декабрю 2008 г. При этом падение экспорта в Россию и страны СНГ было более  значительным, чем в государства  вне Содружества.

Аналогичные процессы были присущи и импорту республики, но несколько с меньшей интенсивностью. Результатом стало возрастание  отрицательного сальдо внешней торговли товарами: с -517,2 млн. долл. в июне 2008 г. до -1100,5 млн. долл. США в декабре. За три месяца текущего года сальдо внешней торговли товарами составило -1866,3 млн. долл. США и выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,5 раза.

Столь существенное падение  экспортно-импортных операций обусловлено  снижением как средних цен, так  и физических объемов внешнеторгового  оборота.

Серьезные трудности испытывала финансово-кредитная система страны и в 2011г. Фактически, экономика вошла в режим кредитной рестрикции, что в конечном итоге может привести к снижению темпов роста производства. В феврале 2012 г. дефицит краткосрочной рублевой ликвидности белорусских банков достиг 2,5 трлн. руб., подавляющая часть которого приходится на системообразующие государственные банки.

Наряду с этим за последнее  время существенно увеличился внешний  государственный долг страны. Он практически  достиг рубежа в 5 млрд. долл. США и  составляет по разным оценкам от 10 до 14 % ВВП, предусмотренного Прогнозом  социально-экономического развития Беларуси на 2011г. [13, с.8]

Одновременно происходят сжатие сроков, на которые коммерческими  банками привлекаются денежные средства и существенное сокращение объемов  кредитования субъектов хозяйствования и населения.

Совокупность обозначенных выше процессов в экономике страны может привести к возникновению  новых угроз национальной безопасности, важнейшими среди которых являются: дальнейшее увеличение валового внешнего долга; чрезмерное сжатие денежной базы и усиление режима кредитной рестрикции; обострение проблем занятости и  социальной защиты населения; деградация реального сектора экономики, снижение его конкурентоспособности на мировом  рынке. Для их профилактики и преодоления  требуется выработка системного антикризисного механизма, базирующегося, с одной стороны, на глубоком анализе  причинно-следственных связей деструктивных явлений, мировом опыте преодоления социально-экономических катаклизмов, с другой - на совокупности взаимосвязанных непротиворечивых мер оперативного, тактического и стратегического характера. [9, с.305]

 

 

3 ПУТИ АДАПТАЦИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ  МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА  И АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

Негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику  Республики Беларусь носит вторичный, наведенный характер, т.е. через страны, активно включенные в финансовую сферу и понесшие ощутимые потери. Это в первую очередь касается России как основного торгово-экономического партнера нашей республики, в которой  финансовые трудности были усугублены падением мировых цен на нефтепродукты. [4, с.131]

Меры Правительства Республики Беларусь по либерализации хозяйственной  деятельности — это план первоочередных мероприятий по стимулированию бизнеса. Но важно не только выжить, необходима модернизация, чтобы не потерять свои позиции на мировом рынке.

Анализ информации об антикризисных  программах США и ряда западноевропейских стран говорит о том, что, несмотря на финансовые трудности, эти страны увеличивают расходы на образование, здравоохранение, науку и инновации  — в сферы, наиболее значимые для  модернизации экономики. Их антикризисные  программы направлены на сохранение конкурентных преимуществ на высокотехнологичных  рынках. Данный подход соответствует  расчетам российского экономиста А. Кобякова, согласно которым мировая  экономика в 2000—2007 гг. достигла пика повышательной фазы 5-й кондратьевской длинной волны, основу базисных инноваций которой составили микроэлектроника, компьютерная техника, интернет и мобильная связь. В настоящее время имеет место поворот волны в сторону снижения деловой активности. Если вывод соответствует реальности, то для выхода из кризиса нужны новые инновации, выгодные для вложения капитала, или новые способы использования тех инноваций, которые появились в конце предыдущего цикла, позволяющие удешевить и наладить на их базе массовое производство новых товаров. [4, с.131]

В связи со сложившимися негативными тенденциями необходимо проведение государственной политики жесткой экономии расходов, направленной на борьбу с дефицитом платежного баланса, а также дефицитом счетов банков и предприятий. Избыточный спрос  на деньги и товары со стороны субъектов  экономики, которые не могут претендовать на спрос ввиду отсутствия доходов, должен быть селективно сокращен. Государство  должно определить народно-хозяйственные  приоритеты — высокотехнологичный  сектор экспортных производств, который  должен быть переведен на особые условия  функционирования (финансирования, налогообложения  и т.д.).

В основу программы антикризисных  стабилизационных мер должна быть положена стратегия борьбы с дефицитом  текущего счета платежного баланса. Необходимо ограничить дефицит, сокращая импортную составляющую за счет реализации госпрограмм экономии расходов и  поддержки экспорта высокотехнологичных  предприятий на внешних рынках. Движение к уровню равновесия доходов и  расходов предприятий и банков, сбалансированность импорта с экспортом, дальнейший поиск внешнего финансирования позволят ограничить спекулятивное давление на валютный курс рубля.

Основная проблема антикризисного регулирования экономики Беларуси заключается в том, что, с одной  стороны, необходимо добиться ограничения  инфляции уровнем 10—12 %, не допустив при  этом высокого уровня девальвации рубля, который подстегнет инфляцию, вызывая  спираль (инфляция — девальвация). Однако, с другой стороны, столь же опасным  является излишне жесткая денежно-кредитная  и финансово-бюджетная политика, которая резко сожмет экономическую  активность. Если государство преступит меру финансовой жесткости, то это может вызвать в экономике кумулятивный спад ВВП и стагфляцию. Для недопущения развития деструктивных тенденций по стагфляционному сценарию необходимо изменить структуру расходов госбюджета в сторону приоритетной поддержки социального и производственного направлений развития экономики. С одной стороны, должна быть предусмотрена целевая адресная социальная поддержка граждан с низким уровнем доходов в условиях развития тенденции к падению доходов в период стабилизации экономики, а с другой — должна быть осуществлена точечная целевая поддержка из госбюджета высокотехнологичных предприятий под реальные бизнес-планы выхода из кризиса, предусматривающие систему конкретных мероприятий, сроки достижения результатов, объемы и порядок финансирования, ответственность руководителей предприятий. Важным является недопущение «двойного» дефицита (дефицита госбюджета и дефицита платежного баланса), который может раскрутить спираль самогенерирующейся инфляции, выходящей за рамки 10—12 %, вместе с наложенным на нее девальвационным эффектом. [10, с. 322-323]

По словам Геннадия Лыча, доктора  экономических наук, профессора и  академика НАН Беларуси, одно из центральных мест в государственной  антикризисной программе должно быть отведено вопросам занятости населения. Дело в том, что массовой безработицы  Беларуси, скорее всего, не избежать. Особенно если страны, импортирующие белорусские  товары, начнут все более широко использовать протекционистские меры для защиты своих товаропроизводителей от иностранных конкурентов: повышать ввозные пошлины, субсидировать  отечественных покупателей товаров  местного производства, предоставлять  своим предприятиям различного рода преференции и т. д. Успешное преодоление  таких искусственно создаваемых  барьеров на пути экспорта продукции  для преобладающего большинства  белорусских предприятий-экспортеров  может оказаться непосильной  задачей. Даже сегодня многие из них от продажи своей продукции за рубежом не получают надлежащей прибыли, необходимой для обеспечения воспроизводства фондов на качественно новой технико-технологической основе. Поэтому любое дальнейшее занижение ими экспортных цен в целях обеспечения конкурентоспособности своей продукции на зарубежных рынках грозит неминуемым и очень скорым банкротством, обрекающим занятого на этих предприятиях персонала на безработицу.

Информация о работе Экономические циклы