Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:24, курсовая работа
Экстремальный туризм - спорт мужественных людей. Преодолевая трудности, они закаляют свой характер; участвуя в экспедициях в труднодоступные места Земли, доказывают неисчерпаемые возможности человека. Для приверженцев экстремального туризма дом - вся наша прекрасная планета, которую они учатся понимать и с которой пытаются найти общий язык.
Экстрим - это вовсе не спорт, это удовольствие и здоровье, интересное времяпрепровождение, где никто не требует лошадиных нагрузок ради наград и титулов. Это образ мышления, существования, образ жизни!
Введение 2
I. Классификация видов туризма 4
1.1. Виды туризма 4
1.2. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка. 5
1.3. Спортивный и экстремальный туризм 9
II. Экстремальные ситуации. Специфика экстремального туризма 11
2.1. Экстремальные ситуации 11
2.2. Экстремальный туризм. Специфика и основные понятия 12
III. Виды и особенности экстремального туризма 14
3.1. Альпинизм, скалолазание, ледолазание 14
3.2. Новая Зеландия - родина многих видов экстремального туризма 16
3.3. Рафтитнг, Треккинг, велотуры 17
IV. Психологические особенности людей занимающихся экстремальным туризмом 20
4.1. Психология экстремальных ситуаций. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в условиях хронического нервно-психического напряжения 20
4.1.1. Воля и эмоции. 21
4.2. Психология поведения людей в чрезвычайных ситуациях 24
4.2.1. Аутодиагностика стресса 24
4.2.2. Стрессогенные жизненные события 24
4.2.3. Психологическая готовность 25
4.2.4. Стресс - это не просто нервное напряжение 26
4.2.5. Оптимальный уровень стресса 27
4.3. Этапы психической адаптации и дезадаптации в измененных условиях существования 28
Заключение 32
Список литературы 33
Интенсивное и продолжительное мышечное напряжение - это признак стрессовой ситуации.
Стрессовыми ситуациями в походе, экспедиции могут быть:
Пыльная буря
Переход болот
Спасение утопающего
Переход реки в брод
Переправа через реку вплавь
Переход через реку по льду
Авария в походе, экспедиции
Ориентирование на местности
Как организовать ночлег
Как добыть огонь
Экстремальные ситуации в походе требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.
Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям. Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.
У
неподготовленных психологически, не
закалённых людей появляется чувство
страха и стремление убежать из опасного
места, у других - психологический шок,
сопровождаемый оцепенением мышц. В этот
момент нарушается процесс нормального
мышления, ослабевает или полностью теряется
контроль сознания над чувствами и волей.
Нервные процессы (возбуждение или торможение)
проявляются по-разному. Например,
у некоторых расширяются зрачки - говорят,
"у страха глаза велики", нарушается
дыхание, начинается сердцебиение "сердце
готово вырваться из груди", спазмы
периферических кровеносных сосудов -
"побелел как мел", появляется
холодный пот, слабеют мышцы - "опустились
руки или колени подогнулись", меняется
тембр голоса, а иногда теряется дар речи.
Известны даже случаи смерти при внезапном
страхе от
ой мере сопровождаются возрастанием стресса, порою до степени дистресса. Вопреки расхожему мнению мы не должны - да и не в состоянии - избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни.
Расположение и благодарность, а также их антиподы - ненависть и жажда мести - более всех других чувств ответственны за наличие или отсутствие вредного стресса (дистресса) в человеческих отношениях.
Сильные положительные или отрицательные чувства тесно связаны с условными рефлексами, которые первым начал изучать русский физиолог Иван Петрович Павлов. В отличие от врожденных безусловных реакций условные рефлексы приобретаются в результате повторных сочетаний и обучения. Мы на опыте постигаем необходимость избегать всего, что вызывает отрицательные эмоции или приводит к наказанию, и усваиваем те формы поведения, которые приносят поощрение и вознаграждение, то есть вызывают положительные чувства. На клеточном уровне обучение зависит главным образом от химического обусловливания и сводится к выработке защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений (например, питательных веществ). Мы много раз видели, что кратковременный стресс может привести к выгодам и потерям. Они поддаются точному учету, можно объективно измерить признаки физиологического сопротивления. Когда все тело подвергается кратковременному интенсивному стрессу, результат бывает либо благотворным (при шоковой терапии), либо вредным (как в состоянии шока). Когда стрессу подвергается лишь часть тела, результатом может быть возросшая местная сопротивляемость (адаптация, воспаление) или гибель тканей, в зависимости от обстоятельств. Ответ на стрессор регулируется в организме системой противостоящих друг другу сил, таких, как кортикоиды, которые либо способствуют воспалению, либо гасят его, и нервные импульсы, выделяющие адреналин или ацетилхолин. Мы научились также отличать синтоксические соединения от кататоксических, которые представляют собой сигналы - терпеть или атаковать. Существует стереотипная физическая модель ответа на стресс независимо от его причины. Исход взаимодействия со средой зависит в такой же мере от наших реакций на стрессор, как и от природы этого стрессора. Нужно осуществить разумный выбор: или принять брошенный вызов и оказать сопротивление, или уступить и покориться. Мы довольно подробно обсудили медицинские аспекты сложных взаимоотношений между химическими воздействиями, которым мы подвержены, и ответами организма на эти воздействия. Психический стресс, вызываемый отношениями между людьми, а также их положением в обществе, регулируется удивительно похожим механизмом. В какой-то момент возникает столкновение интересов - стрессор; затем появляются сбалансированные импульсы - приказы сопротивляться или терпеть. Непроизвольные биохимические реакции организма на стресс управляются теми же законами, которые регулируют произвольное межличностное поведение.
Анализ
этапов психической переадаптации, реадаптации
и дезадаптации при воздействии психогенных
факторов позволяет выявить следующее.
Независимо от того, предстоит ли человеку
пройти испытание нервно-психической
устойчивости в условиях сурдокамеры,
или выполнить парашютный прыжок, или
осуществить полет в космос и т.д., - во
всех случаях четко выделяется "подготовительный
этап". На этом этапе человек собирает
сведения, позволяющие составить представление
об экстремальных условиях, уясняет задачи,
которые ему предстоит решать в этих условиях,
овладевает профессиональными навыками,
"вживается" в ролевые функции, отрабатывает
навыки, обеспечивающие совместную операторскую
деятельность, и устанавливает систему
отношений с другими участниками группы.
Чем ближе по времени человек приближается к барьеру, отделяющему обычные условия жизни от экстремальных ("этап стартового психического напряжения"), и к другому барьеру, который отделяет необычные условия существования от обычных условий жизни ("этап завершающего психического напряжения"), тем сильнее психическая напряженность, выражающаяся в тягостных переживаниях, в субъективном замедлении течения времени, в нарушениях сна и вегетативных изменениях. В числе причин нарастания психической напряженности при приближении к указанным барьерам четко прослеживаются информационная неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении. При преодолении барьера, отделяющего обычные условия жизни от измененных, барьера, отделяющего измененные условия от обычных, возникают положительные эмоциональные переживания (эйфория, гипоманиакальность), сопровождающиеся повышенной двигательной активностью. В появлении этих состояний участвуют как психологические, так и физиологические механизмы. При преодолении указанных барьеров устраняется информационная неопределенность и человек оказывается избыточно информированным.
На
рубеже преодолеваемого психологического
барьера человек находится в состоянии
психического напряжения, обусловливаемого
необходимостью волевым усилием подавлять
подкорковые эмоции. Преодоление психологического
барьера, особенно сопряженного с угрозой
для жизни, влечет за собой состояние эмоционального
разрешения, в основе которого лежит снятие
тормозящего влияния коры на подкорку
и индуцирование в ней возбуждения. При
каждом повторном преодолении психологического
барьера эмоциональные реакции сглаживаются
и стенизируются. Это обусловливается
достаточно полной информационной обеспеченностью,
уверенностью в материальной части, в
средствах спасения и в правильности своих
действий при возникновении аварийных
ситуаций.
Экстремальный туризм - спорт мужественных людей. Преодолевая трудности, они закаляют свой характер; участвуя в экспедициях в труднодоступные места Земли, доказывают неисчерпаемые возможности человека. Для приверженцев экстремального туризма дом - вся наша прекрасная планета, которую они учатся понимать и с которой пытаются найти общий язык.
По словам одного из путешественников, экстремальный туризм - это верхняя планка туризма вообще. Когда уже многого достиг в преодолении трудностей и опасностей, подстерегающих на перевалах и перекатах, появляется ощущение, что - все-таки чего-то не хватает. И это значит, что пришло время переступить некую черту.
Ту черту, которая разделяет просто туризм, как вид отдыха, и полные риска опасные путешествия. Про этих смельчаков и безумцев можно сказать, что риск - это их ремесло, балансирование на грани невозможного - их стиль жизни, их призвание, то, без чего они не мыслят свое существование. И очень важно, чтобы их труд, их риск, их стремление достичь вершины, победить стихии (будь то величественные, теряющиеся в тумане вершины, дрейфующие льды, или бескрайние снежные пространства) - стало достоянием не только профессионалов, но и простых людей. Потому что любой, кто хоть раз побывал в горах, или принимал участие в сплаве по бурной реке, тот никогда не забудет увиденного и пережитого.
Наверное, перенесенные трудности и рискованные экспедиции меняют состав крови. Риск - прекрасное лекарство от скуки и обыденности!
Как
говорят экстремалы - сначала - усилия
отдельных безумцев (в самом лучшем значении
этого слова), потом это стремление к вершинам,
к преодолению собственной лени, слабости,
захватит и увлечет многих. Главное - начать!
Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Венгер Л.А., В.С. Мухина «Психология» Москва «Просвещение» 1988.
Гаиезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Медиус, 2000.
Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. М.: Нолидж, 1998.
Коган Б.М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 2000.
Короленко
Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных
условиях
Л.: Красное Знамя, 1978.
Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Наука, 1998.
Лебедев В.И. Экстремальная психология. М.: Наука, 1998.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: БЕК, 2001.
Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. И.: Просвещение, 1966.
Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов. Под ред. А.В. Петровского. М: Просвещение, 1986.
Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981.
Пельцман Л.А. Спорт, Стресс, Экстрим. М.: БЕК, 2001.
Пергаменщик Л.А. Список Робинзона. С-Пб.: Аврора, 2002.
Сенин В.С. Введение в туризм. МБИ. М.: Просвещение, 1999.
Тарас А.Е., Сельченок К.В. Психология экстремальных ситуаций. Серия: библиотека практической психологии. М.: ХАРВЕСТ, 1999.
Тим Постон, Иэн Стюарт. Секреты выживания в экстремальных ситуациях. М.: Мир, 1980.
Шингаров
Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения
действительности. М.: Наука, 1997.