Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:52, контрольная работа
Государственные ценные бумаги - ценные бумаги, эмитированные с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированные правительством. Разновидности по сроку действия: краткосрочные облигации - казначейские векселя, на срок от недели до 1 года, среднесрочные - ноты, на срок от 1 года до 5 лет, долгосрочные - боны, на срок более 5 лет. Существуют и нерыночные государственные ценные бумаги, выпускаемые с целью привлечения сбережений населения: сберегательные боны, сертификаты и пр.
Подобное мнение о содержании финансовой системы наиболее широко распространено среди представителей финансово-правовой науки и считается общепринятым.8 Все звенья финансовой системы обладают своими специфическими особенностями и постоянно взаимодействуют между собой. Все вышеперечисленные звенья финансовой системы действуют, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.
Задачей всех звеньев финансовой системы является образование и использование соответствующих денежных фондов. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения.9 Централизованные денежные фонды образуются в определенных территориальных пределах (например, федеральный и областной бюджеты) и используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Децентрализованные денежные фонды используются для производственных и социальных целей, такими являются финансы предприятий, организаций и учреждений. Денежные фонды общего назначения концентрируются на определенной территории, а расходование сосредоточенных в них средств не оговорено какими-либо целями (бюджеты любого уровня). Целевые денежные фонды предназначены для выполнения определенной функции. Их названия, как правило, определяют их назначение (Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и т.п.).
Основными функциями присущими категории «финансы» являются две: распределительная и контрольная. Они осуществляются финансами одновременно.10 Объясняется это тем, что каждая финансовая операция состоит из распределения общественного продукта и национального дохода и контроля за их распределением и перераспределением.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении национального дохода, которое заключается в создании первичных доходов и перераспределении их для создания вторичных доходов. Сумма первичных доходов равна национальному доходу.
Основные доходы получаются двумя группами участников материального производства, которые собственно и создают национальный доход:
Кроме собственно перераспределения дохода распределительная функция финансов должна оказывать положительное влияние на сбалансированность и эффективность производства. Финансы – это инструмент, посредством которого государство влияет на экономику страны, стимулирует ее развитие. В процессе распределения финансов происходит дальнейшее перераспределение национального дохода и формирование вторичных доходов в производственной и, особенно, непроизводственной сферах. Вторичные доходы формируются при перераспределении средств между:
Основной
целью распределения и
Контрольная функция означает участие финансов в процессе контроля за соблюдением установленных правил финансовой деятельности, целесообразности финансовых расходов, своевременности осуществляемых операций.
Финансовый контроль затрагивает все сферы жизнедеятельности страны. Он обеспечивает законность финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать экономические преступления. Финансовому контролю уделяется огромное значение в любой стране с демократической экономикой, поскольку это зачастую единственная возможность контроля экономических процессов, и выявления преступлений и правонарушений против собственности и в сфере экономической деятельности.
Конкретизируя задачи финансового контроля необходимо отметить, что он призван обеспечить соблюдение законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Финансовый контроль, осуществляется различными субъектами самостоятельно или совместно, во взаимодействии с правоохранительными органами.
Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства.
Государство влияет на экономику комплексно. Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, налоговую, валютную и таможенную политики. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам Федерации в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности.
Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями.
Стабилизационная функция призвана обеспечить всех участников экономических процессов одинаковыми условиями, а всех граждан страны равными возможностями в разных регионах государства. Стабилизация экономики посредством финансов применяется в Российской Федерации не в полной мере. Регулирующая функция финансов преобладает в развитых странах с рыночной экономикой. Преобладание в экономике распределительной и контрольной функций больше характерно для командно-административной экономики. Применение стабилизационных и регулирующих механизмов позволяет плавно влиять на ситуацию в стране и не допускать дисбаланса между регионами страны и отраслями промышленности. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, необходимый для осуществления долговременной инвестиционной политики.
Все рассмотренные функции финансов реализуются через различные финансовые механизмы. Основными из них являются совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике страны, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.
Соотнося их с принципами бюджетной системы (единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ); разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ); самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ); полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ); сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ); эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ); общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ); гласности (ст. 36 БК РФ); достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ); адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), можно заключить, что наблюдается соответствие между принципами функционирования бюджетной системы и функциями и принципами организации финансов государства
Так например самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определить направления их использования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий11. При этом, важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств. Все намерения по осуществлению расходов должны быть открыты для конкуренции за бюджетные средства с другими представлениями и принятия альтернативных решений.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Правовое регулирование бюджетного процесса должно обеспечивать необходимую для принятия бюджета и его исполнения степень детализации поведения участников процессуальных правоотношений и быть рациональным, эффективным.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Это предусматривает отказ по возможности от использования целевых бюджетных и внебюджетных фондов, поскольку только в таких условиях можно добиться оптимальной расстановки приоритетов среди многочисленных потребностей в расходах, обеспечить финансовую прозрачность бюджета и правильность принимаемых решений в сфере финансовой политики.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:
- предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента;
- обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;
- сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года;
- публикацию отчета об исполнении бюджета.
Достоверность проявляется в надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета. Этот принцип осуществляется тем лучше, чем острее конкуренция за бюджетные средства и чем полнее взаимный контроль сторонников альтернативных направлений использования средств. Также большое значение имеет наличие полной информации о результатах исполнения бюджета в текущем финансовом году.
Принцип
адресности и целевого характера
бюджетных средств означает, что
финансовые ресурсы выделяются конкретно-определенным
получателям с обозначением целей их расходования.
Информация о работе Контрольная работа по «Государственные и муниципальные финансы»