Кризисные явления в экономике производственной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 00:34, контрольная работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что российская экономика переживает этап глубоких экономических преобразований, которые ведут к коренному изменению системы управления как национальной экономикой в целом, так и отдельными хозяйствующими субъектами [5].
Одной из первостепенных задач реформирования системы управления
является разработка и внедрение в хозяйственную практику таких форм и методов управления, использование которых позволит защитить осуществляемую промышленными предприятиями производственно –хозяйственную деятельность от риска вхождения в глубокий кризис, чреватый банкротством. Решение этой задачи видится в применении механизма антикризисного управления как неотъемлемой составной части системы управления на предприятии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы кризисных явлений в экономике производственной системы………………………………………………………………………….....6
1.1. Кризис и факторы его проявления……………………………………….6
1.2. Классификация кризисных явлений……………………………………..8
1.3. Причины кризисных ситуаций………………………………………….11
2. Программа плановых мероприятий преодоления кризиса в экономике производственной системы……………………………………………………..13
2.1. Антикризисное управление, как мера преодоления кризиса………....13
2.2. Государственное регулирование стабилизации и развития экономики российских предприятий………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управл.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Государство призвано отслеживать  взаимосвязи между масштабами и  скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста  определяется не силой и полновластием государства, а его способностью поощрять развитие институциональных форм, адекватных времени. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно разглядеть ростки нового, вокруг которых и должна совершаться перестройка всего экономического и социального пространства.

Эта функция государства  обеспечивается наличием демократической власти, заинтересованной в социально ориентированном характере проводимых реформ, способной осуществлять политику в интересах общества в целом, а не каких-либо групп, кланов и элит. Следовательно, речь идет о превращении власти в нормально действующий структурный механизм общества, обеспечивающий спокойную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.

Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего, это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов. В обществе, где не создана государственно-правовая система, гарантирующая силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика [14].

Использование концепции  риска предполагает предвидение  возможных критических ситуаций, оценку вероятных потерь для населения с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. В разработке и реализации такой концепции заинтересовано само государство. В его распоряжении находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник государство крайне заинтересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею. Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах. Во-первых, это предприятия федерального подчинения.

Оперативное руководство (управление) производством осталось за отраслевыми министерствами и ведомствами. Такое разделение функций повлекло за собой множество проблем, хотя задумывалось с целью более эффективного управления

предприятиями.

Согласно Гражданскому кодексу  Российской Федерации федеральная собственность передается предприятиям – на праве хозяйственного ведения, учреждениям — на праве оперативного управления. Что это означает? Прежде всего контроль за тем, как эта собственность используется. В отношении предприятий — эффективно или нет, учреждений — по назначению или нет. При умелой постановке дела появляется возможность мониторинга за финансовым состоянием и его  перспективами на предприятии, путями реструктуризации производства, его диверсификации, осуществлением стратегического планирования [13].

Во-вторых, это предприятия  с государственной долей участия  в уставном капитале. На этих предприятиях государственная доля акций не подлежит продаже, и они также являются объектами воздействия со стороны государства. Осуществляется оно путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства. Практика показала, что институт представителей государства в органах управления предприятий не всегда оправданно формировать только из государственных служащих — специалистов министерств и ведомств. Представитель государства в органе управления предприятием должен быть хорошим менеджером, владеть методами исследования систем управления, обладать чувством социальной ответственности.

В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой  фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени приоритетным направлением в этой области является продажа недвижимости для наполнения государственного бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, предлагаемый учеными.

Центрального экономико-математического  института Российской академии наук. Суть его заключается в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников.

В-четвертых, с деятельностью  государства тесно связаны земельные  отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения собственности в регионах. Формально перевести недвижимость из одной формы собственности в другую не является проблемой. Важно добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и

государства. На практике же превалирует передача федеральных  предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие —  имущество, имеющее определенную стоимость. Упускается из виду, однако, главное, а именно: предприятие является основным структурообразующим элементом экономики. В нем для производства продукции соединяются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны [2].

Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение  неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

  • поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
  • предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
  • уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно разделить  на две группы:

    1. финансовая поддержка,
    2. особое администрирование

Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий, а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии [8].

Основные формы финансовой поддержки:

  • целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
  • субсидирование процентной ставки по кредиту;
  • предоставление гарантий по кредиту;
  • налоговые льготы;
  • налоговый кредит.

Особое администрирование  деятельности предприятий выражается в следующих формах:

  • введение дополнительных форм отчетности;
  • установление обязательных нормативов;
  • лицензирование;
  • обязательное страхование ответственности;
  • законодательное ограничение тарифов;
  • другие законодательные ограничения [9].

 

 

 

 

Заключение

Кризисы неизбежны: регулярные, закономерно повторяющиеся кризисы  являются непременной фазой циклического развития любой системы. Они начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов преобладающей системы уже в основном исчерпан и в то же время родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл.

Самой общей, типичной чертой всевозможных экономических кризисов на всех уровнях хозяйствования является недостаток ресурсов для эффективного осуществления целевых функций предприятием, корпорацией, народнохозяйственным комплексом, народным хозяйством страны или мира в целом. Делая такое утверждение, мы в число ресурсов включаем не только природные, материально-технические, человеческие и информационные ресурсы, но и организационно-управленческие ресурсы, позволяющие эффективно комбинировать все другие виды ресурсов.

Если организационно-управленческую деятельность не включать в число  экономических ресурсов, то тогда  общую причину всякого экономического кризиса следует сформулировать в качестве недостатка того или иного  ресурса или недостатков в  организационно-управленческой деятельности по комбинированию и использованию имеющихся ресурсов [1].

Истинным сигналом о  начинающемся движении к потенциальному кризисному состоянию является начало роста величин отклонений тех  или иных показателей, характеризующих  состояние внешней и внутренней сред фирмы. Точнее говоря, их выход за пределы долгосрочной тенденции изменения этих показателей. Следовательно, для раннего обнаружения подобных слабых сигналов необходимо постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней среды фирмы.

В программу плановых мероприятий преодоления кризиса  должно входить: изучение рынка и  потребность в той продукции, которую производят предприятия. Изучение планов конкурентов, разработка собственного бизнес-плана, тактики и стратегии  предприятия на производство того или иного вида продукции [8].

К мероприятиям по преодолению  кризиса может стать повышение  уровня заработной платы работникам, материальные стимулы по инновациям их трудовой деятельности и др. В  тоже время большую долю ответственности за преодоление кризиса в экономике производственной системы должно брать на себя государство. Путём вливания денежных средств в разработки и принятия мер по укреплению и развитию отечественных предприятий. Развивать инициативу управляющих, повышать квалификацию работников, их ответственность за поставленные экономические цели предприятием.

Так, экономический кризис перепроизводства разрушает множество  наиболее слабых и наименее целесообразно  организованных предприятий... Повсюду  кризис вызывает тенденцию отбросить устарелые способы производства, устаревшие формы организации предприятий в пользу способов и форм более современных какие только находятся.

Государственное регулирование  — объективная необходимость развития экономики [7].

Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия):Учеб. Пособие для вызов/Под ред.проф. В.А.Швандера.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Баканов М. И. , Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М., 2002.
  3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М., 2004.
  4. Камышанов П.И. Антикризисное управление -М: “ПРИОР”,2005.
  5. Коротков Э.М., Беляев А.А., Валовой Д.В. и др. Антикризисное управление: Учебник/Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА, 2000.
  6. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. –

Информация о работе Кризисные явления в экономике производственной системы