Кризисы в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:30, реферат

Описание

Слово «кризис» происходит от греческого crisis, которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации». Современное значение слова находит более частое применение в медицине и означает решающую фазу развития болезни, переломный пункт, поворотную точку к лучшему или худшему. Применительно к бизнесу кризис - это период нестабильности, ситуация, когда надвигаются серьезные перемены. При этом результат перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Но однозначно, что любой кризис представляет собой угрозу выживанию предприятия. В случае несостоятельности предприятия и переживания им кризиса обычно основное внимание уделяется финансовым и правовым механизмам, используемым в рамках антикризисного управления.

Содержание

Введение………………………………………..…….……………………… 3 - 4
Кризисы в управлении организацией…….…………………………………… 5
Условия возникновения и развития кризиса в организации ……..………… 6
Сущность антикризисного управления организацией ……..…………...…… 8
Заключение………………………………………….………………………..… 16
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

реферат - Кризисы в управлении организацией.docx

— 35.67 Кб (Скачать документ)

 

 

Реферат

по дисциплине «Антикризисное управление»

тема: Кризисы в управлении организацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………..…….………………………  3 - 4

Кризисы в управлении организацией…….…………………………………… 5

Условия возникновения и  развития кризиса в организации  ……..………… 6

Сущность антикризисного управления организацией ……..…………...…… 8

Заключение………………………………………….………………………..… 16

Список литературы…………………………………………………………..… 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово «кризис» происходит от греческого crisis, которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу  или в сомнительной ситуации». Современное  значение слова находит более  частое применение в медицине и означает решающую фазу развития болезни, переломный пункт, поворотную точку к лучшему  или худшему. Применительно к  бизнесу кризис - это период нестабильности, ситуация, когда надвигаются серьезные перемены. При этом результат перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Но однозначно, что любой кризис представляет собой угрозу выживанию предприятия. В случае несостоятельности предприятия и переживания им кризиса обычно основное внимание уделяется финансовым и правовым механизмам, используемым в рамках антикризисного управления.

В отношении персонала, как  правило, проводится единственное мероприятие - сокращение штата с целью уменьшения затрат на персонал. Однако все признают ценность и важность собственно человеческого  ресурса и значимость его вклада в успех деятельности организации.

Практика показывает, что часто, когда организация находится в тяжелых условиях финансовой нестабильности, вопросы управления персоналом в системе приоритетов выбора действующих антикризисных механизмов уходят на последние места. В особенности страдают вопросы контроля за системой управления персоналом предприятия.

Ситуация на конкурентном рынке сейчас такова, что конкурировать организации могут только за счет знаний, умений и навыков наших сотрудников.

Продукция, которую мы предлагаем потребителю, в целом одинакова, и выбираем мы продавца, провайдера услуг и т.д. только за счет эффективных  коммуникаций, хорошего отношения к  нам, как к потребителю услуг. Поэтому особенно в условиях кризиса вопрос управления персоналом предприятия должен переместиться в приоритетах на одно из первых мест и стать одной из первоочередных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кризисы в управлении организацией

Любая организация развивается  по определенным законам. Соответственно законы развития организации предусматривают  наличие в процессе развития определенных системных кризисов.

Этапы развития и кризисы  роста организации по-другому  можно назвать жизненным циклом организации. Несмотря на уникальность каждой компании, весь период ее существования можно разбить на основные этапы, через которые она проходит. Переход от одного этапа к другому связан с осуществлением изменений. Для того чтобы облегчить проведение изменений и переход от одного этапа к другому, необходимо знать особенности каждого этапа в этой цепочке.

Переход организации со стадии на стадию сопровождается кризисом, кризисом в управлении персоналом предприятия, кризисом в управлении финансами.

Таким образом, современные  организации, действующие в условиях непрерывных изменений внешней  среды, представляют нам также примеры  постоянно «мутирующих» и меняющихся структур. Они переживают череду процессов  централизации, слияний и децентрализации, а также реструктурирования систем менеджмента, вплоть до процедур реструктуризации собственности и развития сети малых  фирм вокруг сохраненного ядра материнской  компании.

Какой бы моделью мы не пользовались для описания жизненного цикла организации  ясно одно - все переходы с одной  стадии развития на другую будут сопровождаться системными кризисами на предприятии. Этот процесс может быть медленным, затянутым и тогда достаточно долго внутри организации будут  фиксироваться проблемы во внутренней оргреальности. Процесс перехода со стадии на стадию может быть очень  резким, и тогда, процессы будут ярче выражены и более болезненными для персонала компании.

Новые задачи на новом этапе  требуют новых знаний умений и  навыков, поэтому нет ничего удивительного  в том, что в процессе таких  кризисов меняется состав персонала  предприятия. Кто-то уходит, кто-то наоборот приходит, кто-то готов учиться новому, чтобы быть эффективным в новых  условиях, а кто-то не хочет, да и  не может научиться чему-либо еще.

Условия возникновения  и развития кризиса в организации

С точки зрения организационного развития ответы на эти вопросы лежат  в плоскости парадигмы организационного развития.  Достаточное количество признаков внутри компании может  указывать на то, что в организации  назревает кризис.

К ним можно отнести:

  • проблемы с достижением планов организации (поставленные цели не достигаются или достигаются не полностью);
  • менеджмент организации испытывает трудности с контролем исполнения;
  • страдает качество работы;
  • начинают уходить клиенты, жалуясь на недостаточное качество обслуживания;
  • компания начинает испытывать трудности с подбором персонала, теряет привлекательный имидж работодателя;
  • начинаются проблемы с самим процессом целеполагания, особенно этот процесс заметен, когда есть несколько учредителей. В этом случае очень часто с постановкой целей в компании наблюдается картина, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»;

Другими словами, собственно кризисы могут касаться любого аспекта  или фактора жизнедеятельности  организации.

Это и:

  • задачи существования организации;
  • технология работы;
  • управленческие процессы и структуры;
  • организационная культура;
  • персонал предприятия.

Спровоцировать открытый кризис на предприятии может множество  факторов, ведь организация, согласно подходу с точки зрения организационного развития, является открытой системой, которая очень быстро и ярко реагирует  на изменения внешней среды.

Таким образом, факторами, которые  могут спровоцировать кризис на предприятии  могут стать:

  • влияние внешней среды (как на входе, так и на выходе);
  • желание изменить технологию «производства», т.е. технологию работы компании;
  • изменение целей лидеров, т.е. собственников и владельцев компании;
  • изменение целей персонала как системообразующего фактора любой организации.

Собственно у организации, в связи с намечающимся кризисом, выходов остается не настолько уж много.

В первом варианте, собственники и менеджмент компании могут использовать саму ситуацию кризиса для определения  потенциала развития. Т.е. ситуацией  кризиса можно воспользоваться, чтобы провести необходимые изменения  и сделать большой скачок в  развитии.

Второй выход менее  привлекательный, но оттого не менее  популярный и используемый в практике. В этом случае кризис становиться  причиной развала и прекращения  существования организации.

На практике в условиях кризиса компания:

  • продается, т.е. меняет собственника и управленческую команду;
  • собственники и старая управленческая команда ищут дополнительные ресурсы (инвестиции, возможности и т.д.) для вывода предприятия из кризиса;
  • в компанию приглашается команда антикризисных управляющих, которые и помогают вывести компанию из кризиса.

Для реализации всех трех вариантов  необходимо провести полный аудит работы организации, с целью получения  полной картины.

Как уже было отмечено ранее, кризис в развитии любой организации - вещь абсолютно закономерная и  прогнозируемая. Кризис может идти малозаметно, долго, отвлекая на себя большие  ресурсы. А может проходить крайне быстро, особенно, если собственники компании и менеджмент оценили или, по меткому  выражению одного из собственников  компании, «проинвентаризировали имеющиеся  ресурсы» и определили, что из ресурсов (финансовых, человеческих, производственных, сбытовых и т.д.) необходимо изменить или добавить для успешного преодоления  кризиса.

Сущность антикризисного управления организацией

  Сущность стабилизационной программы заключается в манипуляции денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Перераспределение осуществляется, как уже полученными средствами и материализованными в активах предприятия, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

Восполнение нехватки денежных средств может быть осуществлено и увеличением поступления (максимизацией), и уменьшением текущей потребности  в оборотных средствах (экономией). Возможна продажа краткосрочных  финансовых вложений. Это - наиболее простой  и само собой напрашивающийся  шаг для мобилизации денежных средств. Но на кризисных предприятиях он уже совершен. Продажа дебиторской  задолженности тоже возможна и предпринимается  многими предприятиями. Специфика  этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия. Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка  строительства инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или продажа долей, как завершение участия в строительстве  других предприятий. Решение о деинвестировании принимается на основании анализа  сроков и объемов возврата средств  на вложенный капитал. При этом стратегические соображения не играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами  горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к  банкротству.

Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного  руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и связей между ними. Концепция  антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации  сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как массовая переквалификация сотрудников организации  в связи с переходом на новые  технологии; омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы; разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении; привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией и т.д. Одним из важных стратегических направлений системы антикризисного управления персоналом является эффективное применение кадрового маркетинга. Это обеспечивается рядом способов: поиском перспективных студентов уже с младших курсов вузов и колледжей, которым предоставляется возможность работы в организации в период каникул, выплаты стипендий за счет ее ресурсов, помощь в прохождении производственной практики, в подготовке и защите дипломных работ; сотрудничеством с государственной службой занятости; использованием частных фирм в подборе и подготовке менеджеров и другого персонала; взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала, т. е. командируемых временно работников «напрокат»; организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации. Стратегической задачей антикризисного управления персоналом является также формирование организационной культуры новейшими управленческими технологиями ,это невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего интегральное понимание процессов функционирования и развития различных типов организаций с учетом психологических и социально-экономических механизмов поведения людей в условиях сложных кризисных ситуаций предприятия.

 

 

 

Что касается антикризисной  кадровой политики, то одной из теоретических проблем современного менеджмента является определение принципов антикризисного управления персоналом.

Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения  и нормы, которым должны следовать  руководители и специалисты в  процессе управления. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные  рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации  человеческой деятельности.

Информация о работе Кризисы в управлении организацией