Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:36, лекция
Тема 1.
Российские реформы в области законодательства о банкротстве
Тема 2.
Несостоятельность (банкротство)
Тема 3.
Общие черты и различия правового регулирования несостоятельности
России и зарубежных стран
Тема 1.
Российские реформы в области законодательства о банкротстве
Практически во всех европейских государствах законы, в той или иной мере регулирующие проблему несостоятельности, появились в XIII— XVI вв. Для России началом зарождения подобных законов можно считать XVIII век. Оно развивалось на основе западноевропейского законодательства до 1917 года, когда в результате Октябрьской революции в России кардинально изменилась стратегия развития. В советской России институт банкротства не был востребован в силу специфики функционирования плановой экономики, поэтому данное понятие было исключено из законодательства. В хронологической таблице кратко разобраны законы о несостоятельности, действовавшие в России с 1740 года до советского периода, и перечислены основные законы, принятые в переходный период.
Первый законодательный акт, посвященный проблеме банкротства, в постсоветский период — это Указ Президента РФ № 623 (от 14.07.1992) "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Срок его действия ограничивался введением закона о банкротстве. Первый российский Закон о банкротстве был принят 19 ноября 1992 года — это ФЗ № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
Данный закон был разработан как один из элементов рыночных реформ, проводившихся в то время. Ввиду внедрения других принципов ведения деловых отношений возникла необходимость в законных способах решения проблемы неплатежеспособности. В основе первого российского закона о банкротстве лежал принцип неоплатности — для того, чтобы возбудить дело о банкротстве, необходимо было доказать, что у должника активы превышали пассивы, в результате чего он не мог удовлетворить предъявляемые к нему требования.
Согласно Закону 1992 года "под
несостоятельностью понималась неспособность
должника удовлетворить требования
кредиторов по оплате товаров (работ, услуг),
включая неспособность
Данное определение
Согласно статистическим данным, ситуацию
с банкротствами в России на период
с 1992 по начало 1998 года можно охарактеризовать
следующим образом: количество возбуждаемых
дел о банкротстве
Однако одновременно с принятием
Закона о банкротстве в 1992 году началась
разработка нового законодательства о
банкротстве при участии
Однако, несмотря на то, что текст закона от 1998 года учитывал недочеты предыдущего закона, и казалось, что с ним не должно возникнуть серьезных проблем в применении, практика показала его относительную неэффективность. Зачастую процедуры банкротства использовались не для того, чтобы усилить финансовую и налоговую дисциплину, провести реструктуризацию или перераспределить активы в пользу более эффективных собственников, а в качестве механизма перераспределения прав контроля над предприятиями в пользу региональных администраций и даже для защиты менеджеров от необходимости погашения их обязательств по федеральному налогообложению и от претензий внешних кредиторов.
Таким образом, Закон о банкротстве
от 1998 года в реальности не всегда служит
целям защиты внешних кредиторов
и ужесточения бюджетных
В результате был принят уже третий по счету Закон о банкротстве — Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. Новый закон о банкротстве по сравнению с законом 1998 года ущемляет права кредиторов, предоставляя должнику широкие возможности по восстановлению платежеспособности, что приближает его к американскому и французскому законам.
Для России 90-х годов было характерно проведение ряда реформ. Под реформами, вслед за Полтеровичем (2007 год), следует понимать "целенаправленное изменение институтов, предполагающее присутствие в экономической системе агентов, которые разрабатывают и реализуют план трансформации". Таким образом, для России 90-х годов было характерно революционное изменение большей части институтов, в том числе и для института банкротства. Эволюционное развитие последнего было невозможно по определению, так как в советский период он был не востребован и отсутствовал.
Важную роль в изменении института банкротства играет поведение компаний, а особенно то, каким образом они реагируют на институциональные изменения. В случае революционного характера изменений, предприятия не успевают приспосабливаться к изменениям, в результате возникает конфликт законодательства и неформальных норм.
Как правило, законодатели вкладывают в создаваемые акты определенные цели, которые должен преследовать формальный институт, однако не всегда удается добиться того, чтобы экономические агенты обращались к институту именно с заданными целями. Как отмечает Полищук (2007 год), "в действительности мотивы обращения к институту могут быть сложнее и иметь мало общего с его декларируемой функцией". Институт, преломляясь о существующую в стране институциональную среду, сложившиеся обычаи, создает определенные стимулы и ожидания у экономических агентов, которые могут не совпадать с предположениями законодателей. Таким образом, "могут возникнуть основания для нецелевого использования институтов, когда экономических агентов привлекают возможности института, отдаленно связанные с его официальной функцией, но так или иначе эту функцию эксплуатирующие".
Многие исследователи выделяют в качестве основного недостатка института банкротства то, что экономические агенты очень часто им манипулируют. Формальная составляющая института банкротства имеет юридическое оформление в виде Законов. Однако, как мы уже неоднократно отмечали, законы не могут безальтернативно зафиксировать цель и правила применения института, как правило, остается открытая для интерпретации экономическими агентами "серая зона".
Вынужденная неполнота законодательства
нередко позволяет, соблюдая формально
его букву, осуществлять деятельность,
противоречащую первоначальной идее,
заложенной в законе, таким образом,
нецелевое использование
Начиная с 1998 года, когда к институту банкротства начали прибегать все больше экономических агентов, выяснилось, что одной из основных причин обращения к институту выступает желание захватить бизнес экономически состоятельного субъекта.
Тема 2.
Несостоятельность (банкротство) — одна из старейших экономических и юридических категорий, известных еще правовой системе Древнего Рима. Институт банкротства возник из отношений должника и его кредитора, он основан на этих отношениях. Этот институт всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота.
Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Банкротство – объективный процесс рыночной экономики.
Роль института банкротства, связанная с переделом собственности, в последнее время вызывает значительный интерес в обществе. «Поточное» банкротство предприятий стало доходным бизнесом.
Институт банкротства –
Институт банкротства
Институт банкротства
Банкротство-инструмент отличается от банкротства-института:
- по целям;
- по способам их достижения.
Целью банкротства-инструмента, механизма банкротства, или собственно банкротства, является прекращение деятельности неэффективных предприятий и безусловное удовлетворение требований всех кредиторов по уплате задолженности. Эта цель достига- ется в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и юридических органов. Достижение этой цели приводит к появлению ряда негативных моментов социально-экономического порядка.
Банкротство как социально-экономическое
явление характеризуется
Мировая практика банкротства показывает,
что этот процесс болезненный, как
любое разрушение, но подтверждает,
что непродуктивность превращения
производителя в банкрота не всегда
очевидна. Ликвидация неэффективных
предприятий, выпускающих невостребованную
продукцию, абсолютно оправданна. Но
использование процедуры
Система банкротства является неотъемлемой
частью рыночной экономики . Структурная перестройка экономики России
Использование института банкротства
позволяет не только перестроить
работу самого предприятия, но и улучшить
финансово-экономический климат других
хозяйствующих субъектов, снизить
объем неплатежей. Банкротство
Банкротство является следствием такой закономерности развития рыночной экономики , как её динамизм и цикличность развития, т.е. то, что сегодня соответствует требованиям рынка, завтра может не найти сбыт.
Главное предназначение института
банкротства заключается в