Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:36, лекция
Тема 1.
Российские реформы в области законодательства о банкротстве
Тема 2.
Несостоятельность (банкротство)
Тема 3.
Общие черты и различия правового регулирования несостоятельности
России и зарубежных стран
Несостоятельность ( банкротство ) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Всю совокупность процедур, применяемых к предприятиям-должникам, можно разделить на две основные группы: процедуры предупреждения банкротства и ликвидационные процедуры. К процедурам предупреждения банкротства относятся:
• досудебная санация;
• наблюдение;
• внешнее управление.
К ликвидационным процедурам относятся:
- принудительная ликвидация
- добровольная ликвидация
В отличие от предупредительных, ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятий. Именно поэтому ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле слова, понимаемого только как ликвидация несостоятельных предприятий.
Совокупность процедур предупреждения и ликвидации представляет собой банкротство в широком смысле слова. Всю эту совокупность процедур банкротства в широком смысле слова целесообразно определить как антикризисные процедуры.
Собственно процедуры
История становления и развития рыночной экономики во многих странах свидетельствует о том, что неравномерность процесса ее функционирования, колебания объемов производства и сбыта, возникновение глубоких спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать как некую общую закономерность. Эта закономерность тесно увязана с определенным характером жизненного цикла предприятия.
Особенностью является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия. В то же время меры антикризисного управления, находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций, применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.
Тема 3.
Общие черты и различия правового
регулирования
России и зарубежных стран.
Правовая наука в ходе своего развития выработала два критерия определяющих признаки несостоятельности, таковыми являются:
- не возврат долгов в сроки,
предусмотренные договором или
обычаем делового оборота (
- невозможность погашения всей
кредиторской задолженности
Так критерий неоплатности применяется
в праве ФРГ: для придание должника
несостоятельным требуется
Критерий неплатежеспособности применяется во всех странах мира, как внешний признак несостоятельности, при этом в большинстве стран суд для признания должника банкротом обязательно должен учитывать его финансовое состояние и причины неоплаты долга.
При определении признаков
Российское законодательство используется
критерий неплатежеспособности. При этом
на суд не возлагается обязанность учитывать
финансовое состояние должника, для признания
должника несостоятельным достаточно
наличия у него задолженности, превышающей
установленный законом минимум. Такой
подход делает возможным признание несостоятельным
должника имеющего достаточно имущества
для погашения всех требований кредиторов,
а так же махинаций с собственностью и
имуществом должника посредством применения
процедуры несостоятельности.
Вопрос о применении того или иного критерия, как основания для признания должника банкротом вызывает споры правоведов на протяжении всего 20-го века. Еще дореволюционные российские цивилисты указывали на то, что продолжительность и сложность процесса объявления просрочившего должника банкротом, имеют причину в природе критерия неоплатности: для признания должника банкротом необходимо оценить и исследовать его действительное финансово- экономическое положение. Таким образом, применение каждого из критериев в отдельности вызывает сложности и недостатки нормативно- правового регулирования.
Для определения действительной несостоятельности необходимо учитывать оба критерия: критерий неплатежеспособности, как внешний признак несостоятельности, а критерий неоплатности, как основание для признания должника банкротом. В настоящий момент, как указано выше, российский законодатель использует только один критерий- неплатежеспособность. При использования обоих критериев вместе важно не идти по пути Закона “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” который определяет финансовое состояние чисто технически: на основании критериев, указанных в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”, а использовать для определения является должник неоплатным или нет, прописанную в законе процедуру наблюдения.
Законодатели различных стран
мира имеют различные позиции
по отношению к установлению минимального
размера требований. Законодательство
Великобритании, например, устанавливает
минимальный размер, просроченной задолженности,
необходимый для обращения в суд в размере
750 фунтов.
Российское законодательство, как указано
выше, также устанавливает минимальный
размер суммы требований, необходимый
для возбуждения дела о несостоятельности.
Но основными различиями законодательства о несостоятельности зарубежных стран является отношение законодателя к интересам должника и кредитора. В данном случае необходимо говорить о “продолжниковском”, “прокредитороском” и “нейтральном” отношении законодателя.
“Продолжниковская” позиция характерна
для законодательства США и
Франции. Суть данной позиции заключается
в том, что при применении к должнику процедуры
несостоятельности в большей степени
защищаются интересы должника:
- проводится политика “нового
старта”, которая позволяет
- в случае подачи заявление
о собственной
- руководство должника
- судом могут, применяются
По этому, большинство дел о
несостоятельности в таких
000 дел о признании должников несостоятельными,
что в 5-7 раз больше чем в
Германии[47].
Прокредиторская характерна для Германии,
Великобритании, Швейцарии,
Италии и других, в основном европейских
стран. Данная позиция выражается в приоритетности
удовлетворения требований кредиторов.
При возбуждении дела о несостоятельности
должник, скорее всего, будет ликвидирован
путем распродажи его собственности. При
этом наибольшее влияние на применение
процедуры несостоятельности оказывают
кредиторы, их требования удовлетворяются
максимально полно.
Руководство должника лишается права на управление имуществом должника и несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника. При этом оно отстраняется почти сразу после возбуждения дела о несостоятельности исключение делается для дел возбужденных по инициативе должника.
Санационные процедуры проводятся под строгим надзором кредиторов независимым внешним управляющим, в рамках санационных процедур просматривается четкая направленность на продажу части бизнеса должника - процедуры receivership administration в праве Великобритании.
Российское законодательство имеет одновременно, как “продолжниковские” так и “прокредиторские” черты.
Законом “О настоятельности (банкротстве)”
предусмотрена возможность
Помимо наблюдения проводимого на первом этапе рассмотрения дела к должнику может быть применена судебная санация - внешнее управление в ходе, которой руководство отстраняется от должностей, но при этом направленность этой процедуры на санацию неоспорима. Здесь необходимо отметить различием между реабилитацией должника и санацией бизнеса. При внешнем управлении производится санация бизнеса, с возможной передачей его кредиторам или третьим лицам.
Но на основании перечисленного нельзя говорить о “продолжниковской” направленности Российского законодательства о несостоятельности, необходимо отметить его “прокредиторские” черты.
Ряд решений принимаемых в хода процесса принимаются комитетом кредиторов и требуют только их судебного утверждения, в ходе принятия таких решений позиция должника зачастую не учитывается.
Закон исключает возможность санации бизнеса должника старым руководством, подобная процедура притворяется в жизнь– внешним управляющим, подотчетным только кредиторам.
Российским законодательством
предусмотрена субсидиарная ответственность,
лиц способных оказывать
В целом, исходя из выше описанной классификации, правовое регулировании института несостоятельности в российской федерации следует относить к умеренно “прокредиторскому”.
Следует отметить, что законодательство большинства западных стран устанавливает некоторые различия в процессе судебного разбирательства в зависимости от лица- заявителя. К примеру, в законодательстве США и Франции предусмотрен особый порядок рассмотрения дел о несостоятельности, возбужденных по заявлению должника. В то время, как процессуальное право ФРГ не устанавливает никаких особенностей расмотрения дела в зависимости от лица- заявителя. Анализируя указанный факт, можно говорить о целесообразности установления различий в процедурах. Российское законодательство о банкростве, устанавливает различия в только в конкурсном процессе для должников добровольно объявивших о своем банкростве.
Различна и степень
Общий обзор законодательных понятий
За рубежом банкротство
располагает более длительной юридической
историей, нежели в России. Начиная
с 70-х годов прошлого столетия, оно
подверглось существенным изменениям
в отношении как юридических,
так и физических лиц.
Правовые нормы многих западных стран
приводят четкое разграничение общепринятых
терминов, согласно чему:
За организацию