Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:47, реферат
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции
1.1. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции
1.2. Классификация методов недобросовестной конкуренции
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции
2.1. Демпинг
2.2. Недобросовестная реклама
2.3. Формальный и неформальный сговор
2.4 Промышленный шпионаж
Глава 3. Политика содействия конкуренции
3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти
3.2 Конкурентная политика государства
Заключение
Список литературы
Агентство
по управлению государственными учреждениями
ГОУ
СПО «»
РЕФЕРАТ
На тему «Недобросовестная конкуренция»
по
дисциплине: «Антимонопольный контроль»
Проверил
преподаватель
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции
1.1.
Понятие и сущность
1.2.
Классификация методов
Глава 2. Практические
примеры методов
2.1. Демпинг
2.2. Недобросовестная реклама
2.3.
Формальный и неформальный
2.4 Промышленный шпионаж
Глава 3. Политика содействия конкуренции
3.1
Ограничение конкуренции
3.2
Конкурентная политика
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция (латинское concurro - сталкиваться) - соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно
Добросовестная конкуренция:
- повышение качества продукции
- снижение цен ("война цен")
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции:
- демпинг;
- установление дискриминационных цен
или контроля за деятельностью конкурента
с целью прекращения этой деятельности;
- экономический шпионаж;
- тайный сговор на торгах и создание тайных
картелей;
- подделка продукции конкурентов;
- ложная информация и реклама;
- махинации с деловой отчетностью;
- нарушение качества, стандартов и условий
поставки продукции;
- коррупция и др.
Однако
в мире реального бизнеса
Статья Конституции Российской Федерации гласит: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». п.2 ст.34 Конституции Российской Федерации
Собственно
термин «недобросовестная конкуренция»
впервые появился во Франции в
середине ХIХ века, а впоследствии
в различных интерпретациях (теневая,
нелегальная, тотальная конкуренция)
получил распространение в
Если говорить не о терминологии, а о самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к самым ранним периодам истории человеческого общества.
Вместе
с развитием экономических
Не остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее время.
Особенно
благодатная почва для
Основной
принцип конкуренции - свободная
и законная деятельность между товаропроизводителями
на товарном рынке. Однако конкретные
действия (фиксирование монопольно высоких
или монопольно низких цен, сговор о
разделе рынка или ограничение
доступа на рынок, установление или
поддержание единых цен) ликвидируют
общие и равные для всех участников
рыночных отношений условия конкуренции
в пользу монополиста, т.е. в этих
случаях устанавливается
Подводя
итог всему вышесказанному можно
заключить, что под недобросовестной
конкуренцией понимаются действия, направленные
на приобретение преимуществ в
ГЛАВА
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ
ВОПРОСЫ НЕДОБРОСОВЕСНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ.
1.1 Понятие и сущность недобросовестной конкуренции
Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная конкуренция» необходимо дать определение самой конкуренции, т.к. конкуренция и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями.
Термин
“конкуренция” вошел в
“Конкуренция -- ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. --М.: “Проспект”, 1998. -- с.16.
Толкование
понятия конкуренции в
Поведенческая
трактовка конкуренции была характерна
и для неоклассической
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции.
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении - соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее
спектр рыночных структур, анализируемых
экономистами, был расширен, и появилась
необходимость в четком разграничении
понятий “конкуренция” и “
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.
Функциональный
подход к определению конкуренции
связан, в частности, с именем австрийского
экономиста Й.Шумпетера. В своей
теории экономического развития он определял
конкуренцию как борьбу старого
с новым. Эту борьбу ведут предприниматели
-- организаторы производства, прокладывающие
новые пути, осуществляющие новые
комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера,
задача предпринимателя -- осуществлять
реализацию нововведений, бороться с
рутиной, не делать то, что делают другие,
стать “созидающим
Другой
австрийский экономист и
Под
недобросовестной конкуренцией понимаются
любые направленные на приобретение
преимуществ в
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что недобросовестная конкуренция
вобрала в себя все негативные
черты конкурентной борьбы, становясь
не эффективным методом развития
рыночных отношений, а наоборот их тормозом,
и даже разрушителем таких отношений.
1.2 Классификация методов недобросовестной конкуренции
Методы
недобросовестной конкуренции чрезвычайно
разнородны и многолики в своих
проявлениях, они применяются везде,
где имеется возможность каким-
Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:
- распространение
ложных, неточных или искаженных
сведений, которые могут причинить
убытки хозяйствующему
- введение
в заблуждение в отношении
характера, способа и места
производства, потребительских свойств,
качества и количества товара
или в отношении его
- некорректное
сравнение хозяйствующим
- продажа,
обмен или иное введение в
оборот товара, если при этом
незаконно использовались
- незаконное
получение, использование,
Статья
10. Конвенции по охране промышленной
собственности актом
1) все действия,
способные каким бы то ни
было способом вызвать
2) ложные
утверждения при осуществлении
коммерческой деятельности, способные
дискредитировать предприятие,
3) указания
или утверждения,
Классификация методов недобросовестной
конкуренции несколько затруднена ввиду
их большого разнообразия. Выделим наиболее
распространенные из них:
1)подкуп
покупателей конкурентов,
2) выяснение производственных или коммерческих
тайн конкурента путем шпионажа или подкупа
его служащих;
3) неправомочное использование или раскрытие
ноу-хау конкурента;
4) побуждение служащих конкурента к нарушению
или разрыву их контрактов с нанимателем;
5) угроза конкурентам исками о нарушении
патентов или товарных знаков, если это
делается недобросовестно и с целью противодействия
конкуренции в сфере торговли;
6) бойкотирование торговли другой фирмы
для противодействия или недопущения
конкуренции;
7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже
стоимости с намерением противодействовать
конкуренции или подавить ее;
8) создание впечатления, что потребителю
предоставляется возможность покупки
на необычайно выгодных условиях, когда
на самом деле этого нет;
9) намеренное копирование товаров, услуг,
рекламы или других аспектов коммерческой
деятельности конкурента;
10) поощрение нарушений контрактов, заключенных
конкурентами;
11) выпуск рекламы, в которой проводится
сравнение с товарами или услугами конкурентов;
12) нарушение правовых положений, не имеющих
прямого отношения к конкуренции, когда
такое нарушение позволяет добиться неоправданного
преимущества перед конкурентами.
Таковы
в целом укрупненные группы методов
недобросовестной конкуренции, которые
не исчерпывают все многообразие
последних. Существует также множество
вариаций методов недобросовестной
конкуренции; они могут различным
способом сочетаться и взаимодополняться,
образуя все новые модификации,
поэтому детальное рассмотрение
всех форм неразумно, остановимся лишь
на некоторых из них, особенно значимых.
ГЛАВА
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
МЕТОДОВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ.
2.1 Демпинг
Рассмотрение
конкретных методов недобросовестной
конкуренции целесообразно
Наибольшее
распространение методов
В
борьбе за потребителя производители
товаров и услуг стараются
в максимальной степени понизить
цены на свою продукцию в целях
увеличения их конкурентоспособности.
Предприятия-конкуренты, заметив ухудшение
положения со сбытом, вынуждены принимать
ответные меры, в частности, также
снижать цены на аналогичную продукцию.
Результатом ценовой
Но так бывает не всегда. В арсенале методов ценовой конкуренции имеются и такие, которые дезориентируют потребителя и заставляют его совершать ошибочные действия.
Экономический
смысл демпинга заключается в
следующем. Производитель какого-либо
товара несет определенные издержки
на единицу произведенной
Максимизация прибыли для производителя или продавца является приоритетной задачей. Имеется два основных пути увеличения прибыли - это либо снижение издержек производства, либо повышение продажных цен продукции.
Однако снижение издержек производства задача сложная и длительная, а повышению цен мешает конкуренция. В связи с этими причинами отдельные продавцы и производители занялись поиском метода, который бы позволил обойти данные препятствия. И такой метод был найден, причем основан он на парадоксе - свою продукцию товаропроизводитель должен продавать по цене ниже себестоимости. Данный метод получил название демпинга.
Возьмем
ситуацию, типичную для переходной
экономики России 1990-х годов. В
небольшом поселке имеется
После
того, как владелец палатки, проводивший
демпинговую политику, остался на
рынке в одиночестве, т.е. стал монополистом,
он взвинчивает цены на свой товар,
компенсирует убытки, понесенные им в
период ценовой конкуренции, а затем
извлекает монопольные
К
методам недобросовестной ценовой
конкуренции относятся также
все методы, основанные на дезинформации
покупателей в связи с обвесом
при покупке (то есть за рыночную цену
или с небольшой скидкой
Так,
масштабы подделки ликероводочных изделий
в России чрезвычайно велики - по
некоторым оценкам, до 50% общего количества
водки, реализуемой через розницу,
изготовлено кустарным способом
нелегальными производителями. За счет
использования в производстве спиртных
напитков технического спирта, налог
на производство которого ниже, чем
на пищевой спирт, а также за счет
уклонения от налогов, пираты получают
значительные прибыли. Пострадавшей стороной
являются потребители и добросовестные
производители.
2.2 Недобросовестная реклама
XX
век по праву считается веком
интенсивного развития
Реклама
может выполнять не только информационную
и привлекающую покупателей функцию,
но и служить эффективным
Согласно оценкам экспертов, по суммарной величине бюджетов, израсходованных рекламодателями в 2005 году, Российская Федерация занимает 12-е место в мире и 6-е место в Европе. Реклама - одна из форм конкурентной борьбы.
Значительное число недобросовестных конкурентных действий совершается посредством использования ненадлежащей рекламы.
Ненадлежащей является реклама, которая:
1) дискредитирует, унижает или высмеивает физические или юридические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами (работами, услугами).
2) Содержит
некорректные сравнения
3) Вводит
потребителя в заблуждение
4) Содержит
не соответствующие
Неэтичной является реклама,
1) содержит
текстовую, зрительную, звуковую
информацию, нарушающую общепринятые
нормы гуманности и морали
путем употребления
2) порочит
объекты искусства, культуры, памятники
истории, являющиеся
3) порочит государственные символы и иностранную валюту, религиозные символы.
- Заведомо
ложной является реклама, с
помощью которой рекламодатель
(рекламопроизводитель, рекламораспространитель)
умышленно вводит в
- Скрытой
является реклама, которая
По Федеральному закону «О рекламе» рекламодатель должен сообщать достоверную информацию. Однако зачастую в рекламе ничего не сообщается о недостатках, изъянах товара, которые вскрываются после его приобретения. Например, в успехе деятельности финансовых пирамид типа МММ сыграли значительную роль именно СМИ, особенно телевидение.
Распространение получило использование так называемых «зонтичных брендов», особенно в сфере рекламы алкогольной продукции как товара, реклама которого сопряжена с наибольшим количеством ограничений. Почти все компании, производящие или импортирующие алкогольную продукцию под широко известными товарными знаками, участвовали в рекламе товаров, лотерей или иных мероприятий, имеющих похожее или одинаковое название с алкогольными брендами. Производители спиртного, не желая, чтобы потребитель забыл, как выглядит их продукция, вынуждены идти на хитрость и использовать «зонтичные» бренды.
Наиболее
часто применяется метод
Еще одной модификацией недобросовестной рекламы является способ прикрытия солидной фирмой. Недобросовестные предприниматели в таких случаях используют в качестве ширмы наименование известной компании, от лица которой якобы ведется та или иная деятельность. В результате подобных действий ущерб несет как авторитет фирмы, чье имя используются в неблаговидных целях, так и обманутый потребитель.
Примером
может служить эпизод из современной
российской практики. В числе пострадавших
оказалась группа российских художников,
которые потеряли в результате недобросовестных
действий 30 тысяч долларов США, а
также известная компания «Американ
экспресс», престиж которой существенно
пострадал. Один из пострадавших, П.Тюленев,
сообщил, что услышал по радио
рекламу кредитной карточки «Американ
экспресс»; рекламу дало Московское
представительство американской фирмы
«Прайорити Ассетс». Офис фирмы был
расположен в солидном здании профсоюза
России; на здании имелась красивая
золотистая вывеска. Интерьер офиса
был оформлен в американском стиле,
с дорогой мебелью и вежливым
персоналом. На новых клиентов фирма
произвела должное впечатление,
они внесли на счет фирмы 30 тысяч
долларов в качестве минимального взноса
плюс 750 долларов за годовое обслуживание.
Однако воспользоваться полученной
в фирме кредитной карточкой
в Париже принесла обескураживающий
результат - оказалось, что карточка
П.Тюленева аннулирована. По возвращении
в Москву П.Тюленев выяснил, что
фирма «Прайорити Ассетс» исчезла
вместе с деньгами клиентов. Компания
же «Американ экспресс» заявила,
что никакого отношения к фирме
«Прайорити Ассетс» и данному
инциденту не имеет.
2.3 Формальный и неформальный сговор
В
системе методов
Формальный
и неформальный сговор направлен
на то, чтобы часть неупорядоченно
функционирующих элементов
Проблема сговора встала особенно остро к концу XIX - началу XX века. Проблема сговора и подавления конкуренции была настолько злободневна, что стала использоваться в политической борьбе.
При анализе форм соглашений в целях недобросовестной конкуренции удобно применять понятие формального и неформального сговора. Под формальным сговором понимается организационно-правовая и договорная практика, закрепленная юридически соответствующими документами; неформальный сговор правового обеспечения в документарной форме не имеет и осуществляется по преимуществу на основе тайного соглашения.
Стабильными
коммерческими структурами
Согласованная
деятельность в таких структурах
достигается за счет финансового
участия в одних фирм другими,
то есть за счет принудительного поглощения
конкурирующих фирм. Итогом создания
холдингов любых типов является
возрастание монополизации
Особенности
акционерной формы
Подобная схема холдинга позволяет небольшими капиталами управлять значительными активами, например многими компаниями одной отрасли. И хотя юридически компании, входящие в холдинговую структуру, не утрачивают коммерческой самостоятельности, не практике в принятии решений они ограничены.
Структура холдинга может также применяться с целью диверсификации, то есть расширения сфер деятельности корпорации для снижения риска падения доходности от какого-либо вида деятельности на отдельном рынке, а также в целях минимизации налогов.
Холдинг
- один из основных инструментов подрыва
конкуренции и обеспечения
Все
перечисленные выше способы координации
действий и образования
2.4 Промышленный шпионаж
Чрезвычайно
эффективным средством в
Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.
С
развитием промышленного
Все
промышленные монополии имеют засекреченные
лаборатории, где по всем параметрам
сравнивают уровни технически решений,
качество, производительность и надежность
своей продукции с аналогичной
продукцией конкурентов. В этих лабораториях
разбирают каждый узел и агрегат
собственных машин и
Недостатки
своей продукции тщательно
Важность коммерческой информации для хозяйственной деятельности осознавалась во все времена и у всех народов, что и предопределило возникновение цело отрасли нелегального сбора информации методами недобросовестной конкуренции - промышленного шпионажа.
Промышленный шпионаж - один из древнейших методов недобросовестной конкуренции. Первые упоминания о промышленном шпионаже можно найти в анналах истории, относящихся к самым ранним периодам становления человеческой цивилизации. В истории сохранилось немало фактов промышленного шпионажа. Так, долгое время европейцам не удавалось проникнуть в секреты технологии производства китайского фарфора и только в начале XVIII века на китайскую императорскую торговую мануфактуру проник французский монах-иезуит. Ему удалось изучить технологию производства фарфора из каолина и, обманув местную охрану, выкрасть и переправить в Европу образцы сырья. С помощью химического анализа французам удалось раскрыть состав этого материала. Англичане, в свою очередь, похитили секреты французского производства с помощью своего агента Бриана. Благодаря промышленному шпионажу Англия и Франция намного обогнали Германию, которая самостоятельно раскрыла секреты производства фарфора.
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
Основными
законными путями сбора информации
о конкурентах являются: публикации
конкурентов и отчеты о деятельности
фирм; сведения, данные публично бывшими
служащими конкурентов; ежегодные
финансовые отчеты; обзоры рынков и
доклады инженеров-
Ввиду
ограниченности легальных способов
добывания необходимой
- похищение промышленных образцов, чертежей, и документации на изобретение ноу-хау;
- прослушивание разговоров и корреспонденции конкурентов;
- приглашение
на работу сотрудников
- подкуп сотрудников;
- ложные
предложения работы
- использование
в конкурентной борьбе
Также могут быть реализованы следующие способы:
- тайное
наблюдение за интересующим
- внедрение "нужных" лиц в структуру фирмы-конкурента
- шантаж и другие способы давления
- получение информации от источников в государственных структурах
- сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков
Подводя
итог вышесказанному можно сделать
вывод, что основной идей промышленного
шпионажа для фирм является сохранение
своих секретов и получение информации
о секретах конкурента.
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
3.1 Ограничение конкуренции органами власти
Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные не только хозяйствующим субъектам, но и органам власти, иным организациям, допускающим в своей деятельности антиконкурентные проявления. Форма таких проявлений может быть индивидуальной или коллективной (согласованной).
Индивидуальные
антиконкурентные проявления в деятельности
органов власти, иных организаций
выражаются в принятии актов и (или)
совершении действий, которые ограничивают
самостоятельность
Статьей
7 Закона о конкуренции установлен
примерный перечень антиконкурентных
актов (действий) органов власти, иных
организаций. Направленность актов (действий)
подобного рода различна и может
быть связана с введением
Закон
о конкуренции запрещает также
наделять органы власти, иные организации
полномочиями, осуществление которых
имеет либо может иметь своим
результатом ограничение
Кроме
того, установлен запрет на совмещение
функций органов власти, иных организаций
с функциями хозяйствующих
Коллективные
формы антиконкурентной деятельности
органов власти, иных организаций
выражаются в заключении в любой
форме соглашений органами власти,
иными организациями между
Примерный перечень таких соглашений установлен ст.8 Закона о конкуренции. В частности, они приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), разделу рынка по различным основаниям, ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов. Соглашения подобного рода не соответствуют нормам антимонопольного законодательства и признаются недействительными по решению суда.
При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные управления) возбуждают дела, по результатам рассмотрения которых принимают решения и выдают предписания. Предписания адресованы хозяйствующим субъектам или органам власти, иным организациям обязательны для исполнения.
Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией является одной из разновидностей государственного контроля, осуществляемого в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Основная цель государственного антимонопольного контроля заключается в недопущении ограничения конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.
Нормы действующего законодательства определяют два вида антимонопольного контроля: предварительный контроль и последующий контроль. Основанием разграничения контроля на предварительный и последующий в основном является экономический критерий, т. е. учитывается суммарная стоимость активов по последнему балансу определенных лиц. Такой подход законодателя подвергается критике, в частности, высказываются предложения об использовании «…комплексных критериев, учитывающих не только стоимость активов организаций, но и объем реализации (продаж), количество работающих, удельный вес на рынке».
Предварительный
контроль заключается в обязательном
получении предварительного согласия
на совершение установленных Законом
о конкуренции юридически значимых
действий, подлежащих контролю. Для
этого заинтересованные лица представляют
в антимонопольный орган
Последующий
контроль состоит в обязательном
последующем уведомлении о
При
установлении факта недобросовестной
конкуренции на рынке финансовых
услуг антимонопольный орган
вправе давать финансовым организациям
обязательные для исполнения предписания
о прекращении нарушения
За нарушение
требований антимонопольного законодательства
и иных нормативных правовых актов
о конкуренции установлена
Исходя
из вышеизложенного, можно говорить
о том, что государство достаточно
жестко проводит политику содействия
для нормального развития конкурентной
среды в Российской Федерации.
3.2 Конкурентная политика государства
Конкурентная
политика предполагает применение мер
по защите конкуренции, которые приводят
к снижению структурных и
Активная
конкурентная политика, особенно в
странах с переходной экономикой,
требует формирования в обществе
культуры конкуренции, большей осведомленности
предпринимателей, потребителей и государственных
служащих о конкурентной политике и
преимуществах, к которым приводит
ее реализация. Таким образом, антимонопольное
регулирование не должно сводиться
только к надзору за соблюдением
правил поведения на рынке - оно призвано
носить созидательный характер. Разумеется,
необходимо контролировать соблюдение
законодательства о конкуренции
и взыскивать за его нарушение. Но
гораздо важнее развитие отечественного
производства, повышение его
Для
поддержания нормально
- Совершенствование
антимонопольного
- Разработку
комментариев к проектам
- Разработку
нормативной и методической
- Разработку
комплекса мер по развитию
биржевой инфраструктуры и
- Проведение
семинаров, конференций,
- Осуществление
в печатных и электронных СМИ
кампании, направленной на разъяснение
преимуществ конкуренции, в
Направление «Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы» включает в себя:
- Деятельность
по пресечению фактов
- Совершенствование законодательства о рекламе.
Направление «Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках» предполагает:
- Разработку
и внедрение информационных
- Повышение
оперативности при внесении и
исключении из реестра
- Повышение эффективности антимонопольных расследований;
- Повышение
доли исполненных
Направление
«Снижение количества нарушений
антимонопольного законодательства органами
государственной власти и местного
самоуправления» требует
- Повышение
эффективности
- Проверку
на предмет соблюдения
- Выдачу
обязательных для исполнения
предписания органам
Обращение
в суд с заявлениями о
- Антимонопольный контроль конкурсов
на размещение заказов на поставку товаров,
оказания услуг для государственных и
муниципальных нужд.
Направление «Снижение количества нарушений законодательства о естественных монополиях» требует:
- Разработки
и внедрения информационных
- Активизации
контрольно-надзорной
Направление «Сокращение доли монопольных секторов в экономике» предполагает следующие мероприятия:
- Активизация
и усиление работы по
- Разработка
принципов принудительного
- Усиление
контроля над обеспечением
- Упорядочение системы договорных отношений в данных секторах экономики.
Направление «Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых им товаров (услуг)» требует реализации следующих мер:
- Контроля
инвестиционной деятельности
- Контроля
сделок субъектов естественных
монополий, связанных с
- Контроля
совершения сделок в отношении
основных производственных
- Определения
перечня потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию
- Контроля
и регулирования эффективности
осуществления конкурсных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итог всему вышесказанному нужно отметить, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как любое явление, имеет свою негативную разновидность - недобросовестную конкуренцию.
Путь государственного капитализма, по которому пошла наша страна, предопределил специфику развития экономики - огромное влияние и значение государства в экономических отношениях. Ввиду значительной монополизированности отечественной экономики, многочисленности случаев предоставления необоснованных налоговых льгот и привилегий, высоких налогов, механизм рыночной конкуренции оказался значительно деформированным. Как результат - сращивание предпринимательского государственных и криминальных структур, что представляет собой наиболее опасную для общества форму рынка и конкурентных отношений.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что они подрывают нормальное функционирование и развитие рыночных отношений, дезорганизуют рынок в целом. Вследствие недобросовестной конкуренции сокращается число рабочих мест, наносится ущерб производителям вплоть до полного банкротства, взвинчиваются цены, и это далеко не полный перечень негативных последствий.
Однако
следует помнить, пока есть сама конкуренция,
будет существовать и недобросовестная
конкуренция. Наша задача и задача государства,
прежде всего, - позаботиться о том,
чтобы ее проявления оказывали как
можно меньше негативный характер на
рыночные отношения.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации
2. Конвенция
по охране промышленной
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 г.
Учебники, монографии, периодические издания:
1. Портер М. Конкуренция. М., 2000
2. Ярочкин
В.И. Бузанова Я.В. Системы
3. Гасанов Р.М. Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения, 1986
4. Галкин В.Н. Методы недобросовестной конкуренции. Воронеж, 1995
5. Дедов
Д.И. соразмерность
6. Алексеева
М. Российское
7. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма, Спб., 1989
8. Пугинский
Б.И. Коммерческое право
9. www/businesspravo.ru