Несостоятельность (банкротство)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капиталов и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. Актуальность и практическая значимость темы реферата обусловлены рядом причин.

Содержание

Введение 3
1 Глава. Теоретические и правовые основы несостоятельности (банкротства) предприятий 6
1.1 Понятие банкротства. Достоинства и недостатки банкротства 6
1.2 Признаки и виды несостоятельности (банкротства). 9
1.3 Предпосылки возникновения банкротства. 11
2 Глава. Характеристика процедур банкротства 14
2.1 Наблюдение. 14 2.2 Финансовое оздоровление 15 2 3 Внешнее управление. 19 2.4 Конкурсное производство 21
2.5 Мировое соглашение 23
2.5.1 Общие положения 23
2.5.2 Форма и содержание мирового соглашения 25
Заключение 28
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 54.87 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Предпосылки возникновения банкротства.

Предпосылки банкротства  многообразны – это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом.

Внутренние факторы:

а) Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.

б) Низкий уровень техники, технологии и организации производства.

в) Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки.

г) Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, из-за чего происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.

д) Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.

е) Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.

ж) Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.

з) Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

К внешним факторам относятся следующие:

а) Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

б) Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства. 

в) Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

г) Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

Банкротство является, как  правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. В  развитых странах с рыночной экономикой, устойчивой экономической и политической системой разорение субъектов хозяйствования на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 - с внутренними.

 

 

 

 

 

 

2 Глава.  Характеристика  процедур  банкротства

2.1 Наблюдение

Наблюдение вводится по результатам  рассмотрения арбитражным судом  обоснованности заявления о признании  должника банкротом. Назначается с даты принятия заявления, и с этого момента снимается арест на имущество должника, приостанавливается исполнение по исполнительным документам, запрещается выплата дивидендов, не допускается прекращение денежного обязательства путем зачета встречного однородного требования. Также запрещается выдел доли в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей. Руководитель должника и его органы управления продолжают осуществлять свои полномочия, управляющий определяет дату первого собрания кредиторов и уведомляет их. Должник без письменного согласия управляющего не может совершать сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества, балансовая стоимость которого больше 5% балансовой стоимости активов предприятия. Следующей процедурой является финансовое оздоровление. Она вводится на основании ходатайства собрания кредиторов для ее введения в Арбитражном суде Российской Федерации, подаются график погашения задолженностей, документы о предполагаемом обеспечении исполнения обязательств. Обязательство может быть обеспечено ипотекой, банковской гарантией, поручительством, срок процедуры должен составлять не более двух лет с момента ее введения. В это время руководитель и органы должника сохраняют свои полномочия, отменяются ранее приятые меры по обеспечению требований кредиторов. Запрещается выплата дивидендов и не начисляются неустойки, штрафы, пени, проценты. В ходе процедуры должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в которых у него имеется заинтересованность, принимать решение о реорганизации, совершать сделки, влекущие возникновение новых обязательств. Без согласия управляющего должник не вправе совершать сделки, влекущие увеличение задолженности более, чем на 5% суммы требований кредиторов, сделки, влекущие перевод долга или получение займа. Все обязательства в отношении кредиторов должны быть погашены за месяц до окончания процедуры. Если их требования погашены досрочно, должник направляет в Арбитражный суд Российской Федерации отчет об исполнении обязательств. При нарушении графика погашения задолженности в него вносятся изменения, подлежащие утверждению Арбитражным судом Российской Федерации. Внешнее управление. Вводится, если есть реальная возможность платежеспособности должника. Вводится на 18 месяцев и может быть продлена еще на 6 месяцев. Процедура вводиться не может, если вместе с финансовым оздоровлением занимает 2 года, при этом оздоровление составляет 18 месяцев. С введением процедуры полномочия руководителей и органов прекращается, вводится мораторий на управление требований кредиторов, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов.

 

2.2. Финансовое  оздоровление

Важное новшество –  это введение в закон о банкротстве  самостоятельной главы, посвященной  процедуре финансового оздоровления предприятия – новой реорганизационной  процедуре. В ней подробно описаны  порядок введения, окончания и  прекращения финансового оздоровления.

«В ходе наблюдения должник  на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного  собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном настоящим Федеральным законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных Федеральным законом, – к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления»3.

Соединение в одном  законе понятий банкротства и  финансового оздоровления в перспективе  означает перестройку всей системы  государственного управления собственностью. Финансовое оздоровление – процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения  задолженности. Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству  должника, его учредителей, собственника имущества должника – унитарного предприятия, а также третьего лица. Снабженное планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, ходатайство рассматривается либо на собрании кредиторов, либо в арбитражном  суде.

Согласно пункту 1 статьи 84 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» план финансового  оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником  имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием  кредиторов. План финансового оздоровления должен содержать обоснование возможности  удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения  задолженности.

Еще одна страховка на случай конфликта интересов – это  предоставление лицами, претендующими  на проведение финансового оздоровления, доказательств того, что они выполнят график погашения задолженности. Иными  словами, арбитражный суд должен быть уверен, что уводя предприятие  из-под банкротства, учредители, собственники или третьи лица имеют возможность  оплатить долги данного предприятия.

«Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения  задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной  гарантией, поручительством, а также  иными способами»4. В тоже время исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

«Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов»5. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Административный управляющий согласно пункту 2 статьи 83 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться  срок финансового оздоровления, а  также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Определения о введении финансового  оздоровления, об отстранении руководителя должника от должности в ходе финансового  оздоровления, об освобождении или  отстранении административного  управляющего от исполнения обязанностей административного управляющего, вынесенные арбитражным судом в ходе финансового  оздоровления, могут быть обжалованы в соответствии с пунктом 5 статьи 80, пунктом 2 статьи 219, пунктом 2 статьи 82 и соответственно с пунктом 5 статьи 83 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

В соответствии со статьей 88 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» должник не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления предоставляет административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. Последний рассматривает отчет и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. После получения заключения административного управляющего или ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов финансового оздоровления, по итогам рассмотрения которого принимается один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротств.

Кроме того возможно досрочное  окончание финансового оздоровления статья 86, а также его досрочное  прекращение статья 87 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

 

2.3 Внешнее управление

«Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Федеральным законом»6.

Внешнее управление – процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен. В  соответствии со статьями 95, 96 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  с даты введения внешнего управления:

прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, причем последний вправе издать приказ об увольнении руководителя должника;

прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, за исключением полномочий по принятию решений, необходимых для  размещения дополнительных обыкновенных акций должника, а также об обращении  с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, об избрании представителя учредителей (участников) должника, о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

аресты на имущество должника и иные ограничения должника в  части распоряжения принадлежащим  ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

С момента введения внешнего управления снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, а аресты имущества должника и  иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут  быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника и представить его собранию кредиторов для утверждения (пункт 1 статьи 106 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Информация о работе Несостоятельность (банкротство)