Оценка предприятия. Особенности оценки предприятия в условиях антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание

Риск является неотъемлемой чертой любого бизнеса. Особенно рискованный характер имеет предпринимательская деятельность в современной России, где постоянно трансформируется внешняя среда предприятия. Однако в этих сложных условиях предприятие может не только выжить, но и достаточно успешно функционировать, в основном благодаря эффективной системе антикризисного управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……4

1 Оценка предприятия…………………………………………………………5

1.1 Понятие оценки имущества предприятия………………………………...5

1.2 Цели и этапы процесса оценки имущества……………………………….9

2 Особенности оценки предприятия в процессе антикризисного управления…………………………………………………………………….15

2.1 Место и роль оценки бизнеса в системе антикризисного управления...15

2.2 Практическая реализация основных принципов оценки в процессе антикризисного управления………………………………………………….22

2.2 Практическая реализация основных принципов оценки в процессе антикризисного управления………………………………………………….23

3Практическая часть………………………………………………….……....29

3.1Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия……....29

3.2Выводы по практической части…………………………………….…….32

Заключение…………………………………………………………………….35

Список использованных источников………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа АУ1.docx

— 84.97 Кб (Скачать документ)

     Отношения с оценщиками строятся на взаимных договоренностях, которые закрепляются в специальном договоре. Договор заключается в письменной форме, служит основанием для проведения оценки и при этом не подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

     Процесс оценки состоит из следующих основных этапов:

  1. подготовительный;
  2. оценочный;
  3. заключительный.

     На  подготовительном этапе в зависимости  от целей оцен¬ки и возможностей определяется вид стоимости и  методы оценки, готовится необходимая  для проведения оценки информация, анализируется финансовое состояние  и риски оцениваемого предприятия.

     На  оценочном этапе непосредственно оценивается предприятие (бизнес) в соответствии с выбранным видом стоимости и методами оценки.

     На  заключительном этапе оценки осуществляются необходимые корректировки стоимости (в частности, на финансовое положение  предприятия, на степень контроля, на ликвидность, качество менеджмента  и степень диверсификации производства) и составляется отчет об оценке предприятия (бизнеса).

     В зависимости от цели оценки применяются  следующие виды стоимости:

  1. рыночная;
  2. ликвидационная;
  3. инвестиционная;
  4. специальная;
  5. стоимость в использовании.

     Рыночная  стоимость — цена, по которой может быть заключена сделка между продавцом и покупателем при условии, что оба действуют без принуждения, компетентно и к обоюдной выгоде. Чаще всего необходимость рассчитать рыночную стоимость возникает при заключении сделки по переходу прав собственности на предприятие и когда необходимо определить цену его покупки-продажи. Объектом оценки является собственный капитал предприятия. На рыночную стоимость оказывает существенное влияние соотношение спроса и предложения.

     Рыночная  стоимость предприятия — это результат регламентированной процедуры количественного определения его ценности, осуществляемой владельцем или уполномоченными лицами.

     Рыночную  стоимость предприятия определяют капитализацией его ценности (прибыльности, рентабельности), социально-экономической значимости, уникальности, инновационности и интеллектуализации выпускаемой продукции, работ, услуг.

     Итоговая  величина рыночной стоимости предприятия  зависит от доходности и степени  риска хозяйственной деятельности предприятия, платежеспособности потенциального покупателя, наличия альтернативных объектов вложения средств и т. д.

     Инвестиционная  стоимость — учитывает требования конкретного инвестора (по уровню риска, доходности). Рассчитывается в случае необходимости принять инвестиционное решение.

     Ликвидационная  стоимость — цена раздельной продажи активов за вычетом всех обязательств предприятия и затрат на продажу. Оценивается в случае ликвидации предприятия.

     После определения вида стоимости для  оценки выбирают подход и методы оценки стоимости. Выделяют следующие подходы  к оценке стоимости имущества  предприятия: рыночный (сравнительный), затратный (имущественный), доходный.

     Рыночный (сравнительный) подход означает, что наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи идентичной компании, сложившаяся на рынке.

     Затратный подход (имущественный подход, подход на основе активов) заключается в оценке текущей стоимости тех или иных элементов имущественного комплекса предприятия и его нематериальных активов. При этом стоимость активов предприятия рассматривается с точки зрения понесенных издержек, т. е. определяется суммой затрат на его воспроизводство или замещение с учетом физического и морального износа.

     При затратном подходе предприятие  рассматривается как комплекс имущества  и имущественных прав (нематериальных активов). В этой связи применять  его целесообразно в случаях  продажи активов при ликвидации предприятия, при страховании имущества, т. е. если возникает необходимость  оценки имущественного комплекса предприятия.

     Затратный подход может быть единственным в  оценке имущественного комплекса предприятия, поскольку:

  1. для неэффективных, неприбыльных, предприятий затратный подход позволяет получить приемлемую для продавца цену, так как учитывает именно стоимость активов и не принимает во внимание потенциальную прибыльность;
  2. для оценки бизнеса затратным подходом существует необходимая статистика (в отличие от сравнительного подхода).

     Доходный  подход рассматривает предприятие как актив, приносящий доход в будущем, что и является основным преимуществом данного подхода. Одним из главных недостатков подхода является прогнозный характер информации, на основе которой осуществляется оценка.

     Перечисленные подходы к оценке имущества предприятия (бизнеса) дополняют друг друга. Как правило, в зависимости от целей оценки, условий, состояния объекта оценки, внешней среды стоимость предприятия оценивают сразу несколькими методами (двумя-тремя), наиболее подходящими для конкретной ситуации в рамках указанных выше подходов, а потом рассчитывают итоговую величину как средневзвешенную (методом математического или экспертного взвешивания). При выборе удельного веса каждого отдельного метода принимают во внимание такие факторы, как: характер деятельности предприятия, цель оценки и используемые методы определения стоимости, количество и качество данных, используемых каждым методом, и др.

     По  результатам проведения оценки составляется отчет.

     Результаты  оценки являются основой для принятия как текущих, так и инвестиционных решений. В первом случае собственники, руководители предприятия получают инструмент управления стоимостью предприятия, в другом случае появляется возможность  показать потенциальному инвестору  или кредитору процесс создания стоимости предприятия.

 

     

     2 Особенности оценки  предприятия в  процессе антикризисного  управления

     2.1 Место и роль оценки бизнеса в системе антикризисного управления 

     С развитием рыночных отношений возрастает значимость оценки стоимости компании, в частности, в последнее время  имеет место повышенное внимание к использованию оценки стоимости  в целях антикризисного управления. Это сравнительно новое направление  использования оценки стоимости, имеющее  отличительные особенности, которые  обусловлены спецификой антикризисного управления.

     Антикризисное управление — это система взаимосвязанных  методов и приемов управления предприятием, направленная на предупреждение или устранение неблагоприятных  для бизнеса кризисных явлений. Антикризисное управление отличается от традиционных форм, методов и технологий менеджмента. Эти отличия объясняются основной целью антикризисного управления — обеспечением устойчивого положения предприятия на рынке в любой экономической, социальной и политической ситуации. В ходе антикризисного управления применяются такие методы, которые позволяют устранить временные финансовые затруднения и решить текущие проблемы фирмы. Главное в антикризисном управлении — своевременная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанных альтернативных программ. Антикризисное управление нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие, даже на грани банкротства, можно было бы ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые бы позволили выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями. Антикризисное управление включает в себя комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. В то же время оно непосредственно связано с арбитражным управлением и процедурами банкротства. Обратимся к рисунку 1.

     

     

       

       
 

     Рисунок 1-Методы антикризисного регулирования деятельности предприятия.

     Оценивая  рыночную стоимость предприятия, можно  с достаточно высокой степенью точности определить, насколько успешно оно  в своей деятельности. Так, например, увеличение рыночной стоимости предприятия  означает, что предприятие находится  на стадии роста, развивается производство, расширяется сбытовая сеть, предприятие  осваивает новые рынки сбыта.

     И напротив, снижение рыночной стоимости  предприятия является главным индикатором  неблагополучного положения дел (предкризисного состояния, банкротства). В связи  с этим принятие верных управленческих решений невозможно без информации о стоимости бизнеса.

     Для проведения эффективной антикризисной  политики управляющий в первую очередь  должен определить стоимость кризисного предприятия, а также постоянно  следить за ее дальнейшим измене.

     Например, в условиях введения на предприятии  процедуры внешнего управления необходимость  оценки текущей стоимости предприятия  и потенциального ее изменения в  результате применения той или иной антикризисной стратегии возникает  уже на стадии составления плана  внешнего управления. В случае принятия неверных антикризисных решений  у внешнего управляющего не будет  возможности изменить стратегию, и  в результате предприятие окажется на стадии конкурсного производства, а это в 95% случаев означает распродажу его активов и последующую ликвидацию. В этой связи управляющему, для того чтобы эффективно руководить кризисным предприятием, необходимо четко ориентироваться в используемых подходах и методах оценки.

     Таким образом, одной из основных целей  оценки предприятия в процессе антикризисного управления является получение информации о его стоимости. Оценка бизнеса, проводимая при антикризисном управлении, выполняет ряд функций, а именно:

     а) выступает критерием эффективности  применяемых антикризисным управляющим  мер;

     б) служит исходной информацией для  принятия определенных решений в  ходе антикризисного (арбитражного) управления, в том числе:

  1. для определения стоимости имущества, включаемого в конкурсную массу;
  2. при передаче объектов недвижимости в аренду;
  3. при определении налоговой базы для расчета налога на имущество;
  4. при определении стоимости залога, необходимого для получения кредита; и т.д.

     В этом случае оценка стоимости выступает  в качестве инструмента антикризисного управления, применение которого позволяет  получить объективную информацию о  стоимости различных элементов  управляемого предприятия. Данная информация необходима для внесения корректировок  в разрабатываемую стратегию  вывода предприятия из кризиса.

     Следует отметить, что процедура банкротства (одна из форм антикризисного управления) накладывает определенный отпечаток  как на процедуру оценки стоимости  несостоятельного предприятия, так  и на само понятие «оценка стоимости». В рамках антикризисного управления особое значение имеет оценка имущества должника, так как правильно определенная рыночная стоимость имущества, в свою очередь, позволяет с достаточной степенью достоверности оценить возможную выручку от реализации данного имущества. Оценка имущества предприятия в целях антикризисного управления предполагает расчет различных видов стоимости, в том числе рыночной стоимости, стоимости при существующем использовании, ликвидационной и утилизационной стоимости, инвестиционной, стоимости с ограниченным рынком. Таким образом, один и тот же объект в конкретный момент времени может быть оценен по-разному и иметь неодинаковую стоимость. Так, например, величина рыночной стоимости действующего предприятия будет значительно отличаться от величины ликвидационной стоимости того же предприятия (если оцениваемое предприятие успешно функционирует на рынке). В первом случае стоимость компонентов предприятия определяется на основе их вклада в общий бизнес, т.е. предприятие оценивается как единое целое, потенциально прибыльное в будущем. Во втором случае происходит реализация отдельных видов активов (или имущественного комплекса) предприятия по цене значительно ниже рыночной, поскольку в большинстве случаев использование метода ликвидационной стоимости подразумевает продажу активов в сжатые сроки. Антикризисное (арбитражное) управление, в силу своей специфики, ограничивает оценщиков в выборе некоторых видов стоимости (см. таблицу 1). Балансовая и остаточная стоимости, в силу особенностей расчета (в основе их определения лежат только данные баланса), не показывают реальной стоимости предприятия (или отдельных активов) на рынке и не могут использоваться в качестве критерия эффективности антикризисного управления.

Информация о работе Оценка предприятия. Особенности оценки предприятия в условиях антикризисного управления