Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:07, реферат
«С российской безработицей все в порядке», - эти слова вот уже несколько лет кряду повторяют на рынке труда как афоризм. Принадлежит крылатая фраза российскому экс-министру труда и соцразвития Александру Починку. Не далее как три-четыре года назад он бравурно оповещал общественность о том, что в России у безработицы «нормальное лицо». И что оно "лучше среднеевропейского". Тогда, помнится, министр труда обрадовал москвичей: в столице, дескать, самый низкий уровень безработицы среди мегаполисов! А еще прогнозист-Починок утверждал, что с 2007 года в России будет наблюдаться серьезный и длительный дефицит рабочей силы.
Глава 1. Безработица: сущность и причины
Сущность безработицы…………………………………………6
Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции………………………………………………………10
Глава 2. Факторы, способствующие безработице в России……………..16
Глава 3. Динамика и структура безработицы в России………………….19
Глава 4. Пути снижения безработицы, государственная политика занятости……………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………..34
Вот наиболее важные меры такого рода:
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно- налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во- первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса. Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Заключение.
Всем уже понятно, что проблема роста безработицы обостряется сегодня в большинстве стран мира. Например, в наиболее благополучных странах, входящих в организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, средний уровень безработицы в 2000 г. составлял около 7%, в странах ЕС - около 9%.
Я считаю, что необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.
Как показывает практика, несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.
В этой связи считаю необходимым подчеркнуть, что одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
Как я уже
отмечал, безработица
Список используемой литературы
2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М.,1992.
3. А.С.Булатов «Экономическая
теория» Экономист,Москва,2003г.
5. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице.» // Человек и труд. 1996. № 9.
6. Адамчук В.В.,Ромашов О.В.,Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»,учебник для вузов.Москва:ЮНИТИ,1999г.
7. «Экономическя теория»под
редакцией Николаевой И.П.,учебник для
вузов.Москва:Финстатинформ,
8. Рощин С.Ю.,Разумова Т.О. «Экономика труда»учебное пособие.Москва:ИНФРА 2000г.
9. Иохин В.Я. Экономическая теория - М.: Юристъ, 2000
10. Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости – М.: Инфра-М, 1999
11. Носова С.С. Экономическая теория – М.: «Владос», 2000
Приложение.
Рисунок 1