Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:00, курсовая работа
Целью данной работы является - рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);
- рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;
- охарактеризовать основные процедуры несостоятельности банкротства.
орган по контролю (надзору)
при рассмотрении вопросов, связанных
с утверждением арбитражных управляющих;
кредиторы по текущим
платежам при рассмотрении вопросов,
связанных с нарушением прав кредиторов
по текущим платежам.
Данные лица имеют
право знакомиться с
3. Характеристика
процедур банкротства
3.1 Наблюдение
Наблюдение вводится
по результатам рассмотрения арбитражным
судом обоснованности заявления о признании
должника банкротом. Назначается с даты
принятия заявления, и с этого момента
снимается арест на имущество должника,
приостанавливается исполнение по исполнительным
документам, запрещается выплата дивидентов,
не допускается прекращение денежного
обязательства путем зачета встречного
однородного требования. Также запрещается
выдел доли в имуществе должника в связи
с выходом из состава его учредителей.
Руководитель должника и его органы управления
продолжают осуществлять свои полномочия,
управляющий определяет дату первого
собрания кредиторов и уведомляет их.
Должник без письменного согласия управляющего
не может совершать сделки, связанные
с приобретением или отчуждением имущества,
балансовая стоимость которого больше
5% балансовой стоимости активов предприятия.
Следующей процедурой является финансовое
оздоровление. Она вводится на основании
ходатайства собрания кредиторов для
ее введения в Арбитражном суде Российской
Федерации, подаются график погашения
задолженностей, документы о предполагаемом
обеспечении исполнения обязательств.
Обязательство может быть обеспечено
ипотекой, банковской гарантией, поручительством,
срок процедуры должен составлять не более
двух лет с момента ее введения. В это время
руководитель и органы должника сохраняют
свои полномочия, отменяются ранее приятые
меры по обеспечению требований кредиторов.
Запрещается выплата дивидентов и не начисляются
неустойки, штрафы, пени, проценты. В ходе
процедуры должник не вправе без согласия
собрания кредиторов совершать сделки,
в которых у него имеется заинтересованность,
принимать решение о реорганизации, совершать
сделки, влекущие возникновение новых
обязательств. Без согласия управляющего
должник не вправе совершать сделки, влекущие
увеличение задолженности более, чем на
5% суммы требований кредиторов, сделки,
влекущие перевод долга или получение
займа. Все обязательства в отношении
кредиторов должны быть погашены за месяц
до окончания процедуры. Если их требования
погашены досрочно, должник направляет
в Арбитражный суд Российской Федерации
отчет об исполнении обязательств. При
нарушении графика погашения задолженности
в него вносятся изменения, подлежащие
утверждению Арбитражным судом Российской
Федерации. Внешнее управление. Вводится,
если есть реальная возможность платежеспособности
должника. Вводится на 18 месяцев и может
быть продлена еще на 6 месяцев. Процедура
вводиться не может, если вместе с финансовым
оздоровлением занимает 2 года, при этом
оздоровление составляет 18 месяцев. С
введением процедуры полномочия руководителей
и органов прекращается, вводится мораторий
на управление требований кредиторов,
отменяются ранее принятые меры по обеспечению
требований кредиторов.
3.2. Финансовое оздоровление
Важное новшество
- это введение в закон о банкротстве
самостоятельной главы, посвященной
процедуре финансового
«В ходе наблюдения
должник на основании решения
своих учредителей (участников), органа,
уполномоченного собственником
имущества должника - унитарного предприятия,
учредители (участники) должника, орган,
уполномоченный собственником имущества
должника - унитарного предприятия, третье
лицо или третьи лица в установленном
настоящим Федеральным законом порядке
вправе обратиться к первому собранию
кредиторов, а в случаях, установленных
Федеральным законом, - к арбитражному
суду с ходатайством о введении финансового
оздоровления» Дойников И.В. Предпринимательское
право: учеб. пособие для вузов: рекомендовано
УС ИПКУ / И.В.Дойников. - М.: ПРИОР, 2002. - 265с..
Соединение в одном
законе понятий банкротства и
финансового оздоровления в перспективе
означает перестройку всей системы государственного
управления собственностью. Финансовое
оздоровление - процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях восстановления
его платежеспособности и погашения задолженности
в соответствии с графиком погашения задолженности.
Финансовое оздоровление может быть введено
по ходатайству должника, его учредителей,
собственника имущества должника - унитарного
предприятия, а также третьего лица. Снабженное
планом финансового оздоровления и графиком
погашения задолженности, ходатайство
рассматривается либо на собрании кредиторов,
либо в арбитражном суде.
Согласно пункту
1 статьи 84 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» план финансового
оздоровления, подготовленный учредителями
(участниками) должника, собственником
имущества должника - унитарного предприятия,
утверждается собранием кредиторов. План
финансового оздоровления должен содержать
обоснование возможности удовлетворения
требований кредиторов в соответствии
с графиком погашения задолженности.
Еще одна страховка
на случай конфликта интересов - это предоставление
лицами, претендующими на проведение финансового
оздоровления, доказательств того, что
они выполнят график погашения задолженности.
Иными словами, арбитражный суд должен
быть уверен, что уводя предприятие из-под
банкротства, учредители, собственники
или третьи лица имеют возможность оплатить
долги данного предприятия.
«Исполнение должником
обязательств в соответствии с графиком
погашения задолженности может
быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской
гарантией, государственной или муниципальной
гарантией, поручительством, а также иными
способами» Ершова И.В. Предпринимательское
право: учебник для вузов / И.В.Ершовой.
- М.: Юриспруденция, 2002. - 156с.. В тоже время
исполнение должником обязательств не
может быть обеспечено удержанием, задатком
или неустойкой.
«Финансовое оздоровление
вводится арбитражным судом на основании
решения собрания кредиторов» Дойников
И.В. Предпринимательское право: учеб.
пособие для вузов: рекомендовано
УС ИПКУ / И.В.Дойников. - М.: ПРИОР, 2002. - 245с..
Одновременно с вынесением определения
о введении финансового оздоровления
арбитражный суд утверждает административного
управляющего. Административный управляющий
согласно пункту 2 статьи 83 Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)»
действует с даты его утверждения арбитражным
судом до прекращения финансового оздоровления
либо до его отстранения или освобождения
арбитражным судом.
В определении о
введении финансового оздоровления
должен указываться срок финансового
оздоровления, а также содержаться утвержденный
судом график погашения задолженности.
Определения о введении
финансового оздоровления, об отстранении
руководителя должника от должности
в ходе финансового оздоровления,
об освобождении или отстранении административного
управляющего от исполнения обязанностей
административного управляющего, вынесенные
арбитражным судом в ходе финансового
оздоровления, могут быть обжалованы в
соответствии с пунктом 5 статьи 80, пунктом
2 статьи 219, пунктом 2 статьи 82 и соответственно
с пунктом 5 статьи 83 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)»
В соответствии со статьей
88 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» должник не позднее
чем за месяц до истечения срока
финансового оздоровления предоставляет
административному управляющему отчет
о результатах проведения финансового
оздоровления. Последний рассматривает
отчет и составляет заключение о выполнении
плана финансового оздоровления, графика
погашения задолженности и об удовлетворении
требований кредиторов. После получения
заключения административного управляющего
или ходатайства собрания кредиторов
арбитражный суд назначает дату заседания
по рассмотрению результатов финансового
оздоровления, по итогам рассмотрения
которого принимается один из судебных
актов: определение о прекращении производства
по делу о банкротстве в случае, если непогашенная
задолженность отсутствует и жалобы кредиторов
признаны необоснованными; определение
о введении внешнего управления в случае
наличия возможности восстановить платежеспособность
должника; решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства
в случае отсутствия оснований для введения
внешнего управления и при наличии признаков
банкротств.
Кроме того возможно
досрочное окончание финансового оздоровления
статья 86, а также его досрочное прекращение
статья 87 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)».
3.3 Внешнее управление
«Внешнее управление
вводится арбитражным судом на основании
решения собрания кредиторов, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Федеральным
законом» Ершова И.В. Предпринимательское
право: учебник для вузов / И.В.Ершовой.
- М.: Юриспруденция, 2002. - 134с..
Внешнее управление
- процедура банкротства, применяемая
к должнику в целях восстановления
его платежеспособности; вводится арбитражным
судом на основании решения собрания кредиторов
на срок не более чем восемнадцать месяцев,
который может быть продлен. В соответствии
со статьями 95, 96 Федерального закона «О
несостоятельности (банкротстве)» с даты
введения внешнего управления:
прекращаются полномочия
руководителя должника, управление делами
должника возлагается на внешнего управляющего,
причем последний вправе издать приказ
об увольнении руководителя должника;
прекращаются полномочия
органов управления должника и собственника
имущества должника - унитарного предприятия,
за исключением полномочий по принятию
решений, необходимых для размещения дополнительных
обыкновенных акций должника, а также
об обращении с ходатайством о продаже
предприятия должника, о замещении активов
должника, об избрании представителя учредителей
(участников) должника, о заключении соглашения
между третьим лицом или третьими лицами
и органами управления должника, уполномоченными
в соответствии с учредительными документами
принимать решение о заключении крупных
сделок, об условиях предоставления денежных
средств для исполнения обязательств
должника;
отменяются ранее
принятые меры по обеспечению требований
кредиторов;
аресты на имущество
должника и иные ограничения должника
в части распоряжения принадлежащим ему
имуществом могут быть наложены исключительно
в рамках процесса о банкротстве;
вводится мораторий
на удовлетворение требований кредиторов
по денежным обязательствам и об уплате
обязательных платежей, сроки исполнения
которых наступили до введения внешнего
управления.
С момента введения
внешнего управления снимаются ранее
принятые меры по обеспечению требований
кредиторов, а аресты имущества должника
и иные ограничения должника по распоряжению
принадлежащим ему имуществом могут быть
наложены исключительно в рамках процесса
о банкротстве. Не позднее чем через месяц
с даты своего утверждения внешний управляющий
обязан разработать план внешнего управления,
который должен предусматривать меры
по восстановлению платежеспособности
должника, условия и порядок реализации
указанных мер, расходы на их реализацию
и иные расходы должника и представить
его собранию кредиторов для утверждения
(пункт 1 статьи 106 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)»).
Планом внешнего
управления могут быть предусмотрены
следующие меры по восстановлению платежеспособности
должника:
перепрофилирование
производства;
закрытие нерентабельных
производств;
взыскание дебиторской
задолженности;
продажа части имущества
должника;
уступка прав требования
должника;
исполнение обязательств
должника собственником имущества
должника - унитарного предприятия, учредителями
(участниками) должника либо третьим
лицом или третьими лицами;
увеличение уставного
каптала должника за счет взносов участников
и третьих лиц;
размещение дополнительных
обыкновенных акций должника;
продажа предприятия
должника;
замещение активов
должника;
Кроме того могут
применяться иные меры по восстановлению
платежеспособности должника.
3.4 Конкурсное производство
Конкурсное производство
- процедура банкротства, применяемая
к должнику, признанному банкротом,
в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов. Наличие у
должника признаков несостоятельности
и установление невозможности восстановления
его платежеспособности является основанием
для принятия арбитражным судом решения
об открытии в отношении должника конкурсного
производства.
В соответствии с
действующим законодательством
с момента принятия арбитражным
судом решения о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства прекращается начисление
неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых
санкций по всем видам задолженности должника,
а все претензии имущественного характера
могут быть предъявлены должнику только
в рамках конкурсного производства (Постановление
ФАС Центрального округа от 09.12.2002 г. по
делу №А-62-3101/2002) Архив Арбитражного суда
Смоленской области. 2002. Дело № А-62-3101/2002..
Кроме того статья 126 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает
следующие последствия открытия конкурсного
производства: срок исполнения возникших
до открытия конкурсного производства
денежных обязательств и уплаты обязательных
платежей должника считается наступившим;
сведения о финансовом состоянии должника
прекращают относиться к сведениям, признанным
конфиденциальными или составляющим коммерческую
тайну; совершение сделок, связанных с
отчуждением имущества должника или влекущих
за собой передачу его имущества третьим
лицам в пользование, допускается исключительно
в специальном порядке; прекращается исполнение
по исполнительным документам, которые
в этом случае подлежат передаче судебными
приставами - исполнителями конкурсному
управляющему; снимаются ранее наложенные
аресты на имущество должника и иные ограничения
распоряжения имуществом должника.
Информация о работе Правовые основы несостоятельности (банкротства)