Правовые основы несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является - рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);
- рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;
- охарактеризовать основные процедуры несостоятельности банкротства.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

При принятии решения  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного  управляющего и размер его вознаграждения, о чем выносит определение. В  случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд отстраняет конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей и назначает нового по ходатайству собрания кредиторов либо комитета кредиторов (Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу №А23-151/7-2000-Г) Архив Арбитражного суда Калужской области. 2003. Дело № А23-151/7-2000-Г.. 

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного  управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. 

4. Мировое соглашение 
 

4.1 Общие положения 
 

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом  дела о банкротстве должник, его  конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое  соглашение. 

Мировое соглашение, заключаемое в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве - это соглашение (договор) между должником и его конкурсными кредиторами об урегулировании между ними отношений долга путем реструктуризации долгов (отсрочки (рассрочки) выплаты по долгам, скидки с долгов и т.п.). С юридической точки зрения это соглашение можно рассматривать как новацию, поскольку заключение этого соглашения приводит к замене прежних обязательств должника перед кредиторами новыми обязательствами, предусматривающими иной способ исполнения. Вместе с тем, мировое соглашение - не обычный гражданско-правовой договор; для его заключения не достаточно одного лишь волеизъявления сторон. Это соглашение подлежит судебному рассмотрению и считается заключенным только в случае его утверждения арбитражным судом. В то же время, правоприменительная практика исходит из того, что при утверждении мирового соглашения арбитражный суд проверяет только соблюдение требований по форме и порядку его заключения. Вестник Конституционного суда Рос. Федерации. - 2003. - № 1 . - С. 5. 

В связи с этим, в частности, заключенное мировое соглашение является обязательным для всех конкурсных кредиторов, в том числе и тех из них, кто не изъявлял волю по поводу его заключения (голосовал против либо не участвовал в голосовании). Конституционный суд Российской Федерации определил, что указанные положения, как направленные на признание и защиту прав и интересов всех кредиторов, не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя в сфере экономической деятельности, включая право собственности и принципы равенства и свободы договора (Определение Конституционного суда Российской Федерации №228-О от 01.10.2002 г.) Вестник Конституционного суда Рос. Федерации. - 2003. - № 2 . - С. 11.. 

Относительно новым  в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» является начисление на непогашенную часть долга процентов с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения. Это означает, что кредиторы, на него согласившиеся, могут не опасаться, что соглашение окажется просто не предусмотренным в законе мораторием на выплаты, и по истечении срока предприятие-должник окажется вновь в состоянии банкротства, только уже с изрядно обглоданной инфляцией суммой долга. 

Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве)»  предусматривает разные режимы заключения мирового соглашения в зависимости от того, на какой стадии находится дело о несостоятельности предприятия. Если стороны идут на мировую в процессе наблюдения, то решение принимается либо руководителем должника, либо лицом исполняющим его обязанности; если на стадии внешнего управления или конкурсного производства-то внешним или конкурсным управляющим соответственно; если на стадии финансового оздоровления - руководителем должника или лицом исполняющим его обязанности. 

4.2 Форма и содержание  мирового соглашения 
 

Мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом. В случае, если в мировом соглашении участвуют третьи лица, с их стороны мировое соглашение подписывается этими лицами или их уполномоченными представителями. 

Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. 

Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. 

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности  по обязательным платежам, взимаемым  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах. 

Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению  с кредиторами, требования которых  исполняются в денежной форме. 

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, а также требований к должнику об уплате обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату утверждения мирового соглашения арбитражным судом, исходя из не погашенной суммы требований в соответствии с графиком удовлетворения требований кредиторов по мировому соглашению. 

С согласия кредитора  мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов. 

Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение. 

В случае, если иное не предусмотрено мировым соглашением, залог имущества должника, обеспечивающий исполнение должником принятых на себя обязательств, сохраняется. 

Конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, голосовавшие за заключение мирового соглашения, учредители (участники) должника, собственник имущества  должника - унитарного предприятия  вправе исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательства должника перед конкурсными кредиторами или предоставить должнику денежные средства, необходимые для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, в том числе для уплаты начисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пеней). В этом случае конкурсный кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника, должник обязан погасить требования уполномоченных органов за счет предоставления ему денежных средств и к лицу, исполнившему обязательства должника, переходят права конкурсного кредитора. Средства, предоставленные должнику для удовлетворения требований уполномоченных органов, считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа, срок возврата которого определен моментом востребования. 

Заключение 
 

В любой цивилизованной стране с развитой экономической  системой одним из основных элементов  механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). 

Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы  гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что банкротство есть неотъемлемая часть функционирования любой развитой экономики. Российский институт несостоятельности обладает большим набором правовых средств, действие которых направлено на оздоровление экономики. Каждому руководителю следует изучить рассматриваемый институт, разобраться в его сущности, причинах банкротства, проанализировать отечественный и зарубежный опыт. 

Процедура банкротства  является «санитаром» экономики, устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Таким образом рождение института несостоятельности стало возможным в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям. 

В данной работе были рассмотрены такие вопросы, как  понятие, признаки института несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя и юридического лица, значение института банкротства, четыре процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство, а также общие положения, форма и содержание мирового соглашения. 

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод  о том, что нормативная база регламентирующая правовое положение института банкротства  достаточна полна и кодифицирована. Так, помимо общих положений закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются нормы новопринятых законов регулирующих процедуры банкротства отдельных субъектов.

Кроме того, в Российской Федерации проведена в последнее  время работа не только по принятии нового законодательства о банкротстве и его кодификации, но и создан органы по несостоятельности и финансовому оздоровлению. 

Остается только выработать практику, заставить на 100% работать законы и эффективно применять  законодательную базу. 

Литература 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.I: федерал. закон: от 30.11.1994, №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301. 

2. О несостоятельности  (банкротстве): федерал. закон: от 26.10.2002, №127-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - №43. - Ст. 4190. 

3. Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций» от 25 февраля  1999 года №40-ФЗ // Собрание Законодательства  Рос. Федерации. - 2002. - №12. - Ст. 193. 

4. Постановление  Правительства РФ «Об уполномоченном  и регулирующем органе в делах  о банкротстве и процедурах  банкротства» от 30 ноября 2002 г. №855 // Собрание законодательства Рос.  Федерации. - 2002. - №49. - Ст. 4886. 

5. Постановление  Правительства РФ «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» от 14 февраля 2003 г. №100 // Собрание законодательства РФ - 2003. - №7. - Ст. 659. 

6. Постановление  Правительства РФ «О порядке  предъявления требований по обязательствам  перед Российской Федерацией  в делах о банкротстве и  процедурах банкротства» от 15 апреля 2003 г. №218 // Российская газета. - 2003. - 26 апреля. - С. 21 

7. Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2002 г. по делу №А14-3128/02/88/17. (Архив Арбитражного суда Воронежской области. 2002. Дело №А14-3128/02/88/17). 

8. Постановление  кассационной инстанции по проверке  законности и обоснованности  решений (определений, постановлений)  арбитражных судов, вступивших  в законную силу: Постановление  ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу №А35-3728/02г. (Архив Арбитражного суда Курской области. 2003. Дело №А35-3728/02г). 

9. Постановление  кассационной инстанции по проверке  законности и обоснованности  решений (определений, постановлений)  арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу №А23-151/7-2000-Г. (Архив Арбитражного суда Калужской области. 2003. Дело №А23-151/7-2000-Г). 

10. Беляева, О.П.  Предпринимательское право России: курс лекций / О.П. Беляева. - М.: Юстицинформ, 2005. -234 с. 

Информация о работе Правовые основы несостоятельности (банкротства)