Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:00, курсовая работа
Целью данной работы является - рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);
- рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;
- охарактеризовать основные процедуры несостоятельности банкротства.
При принятии решения
о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства
арбитражный суд утверждает конкурсного
управляющего и размер его вознаграждения,
о чем выносит определение. В
случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения конкурсным управляющим возложенных
на него обязанностей арбитражный суд
отстраняет конкурсного управляющего
от исполнения своих обязанностей и назначает
нового по ходатайству собрания кредиторов
либо комитета кредиторов (Постановление
ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по
делу №А23-151/7-2000-Г) Архив Арбитражного
суда Калужской области. 2003. Дело № А23-151/7-2000-Г..
После рассмотрения
арбитражным судом отчета конкурсного
управляющего о результатах проведения
конкурсного производства арбитражный
суд выносит определение о завершении
конкурсного производства, которое считается
завершенным с даты внесения записи о
ликвидации должника в единый государственный
реестр юридических лиц.
4. Мировое соглашение
4.1 Общие положения
На любой стадии
рассмотрения арбитражным судом
дела о банкротстве должник, его
конкурсные кредиторы и уполномоченные
органы вправе заключить мировое
соглашение.
Мировое соглашение,
заключаемое в рамках арбитражного
процесса по делу о банкротстве - это
соглашение (договор) между должником
и его конкурсными кредиторами об урегулировании
между ними отношений долга путем реструктуризации
долгов (отсрочки (рассрочки) выплаты по
долгам, скидки с долгов и т.п.). С юридической
точки зрения это соглашение можно рассматривать
как новацию, поскольку заключение этого
соглашения приводит к замене прежних
обязательств должника перед кредиторами
новыми обязательствами, предусматривающими
иной способ исполнения. Вместе с тем,
мировое соглашение - не обычный гражданско-правовой
договор; для его заключения не достаточно
одного лишь волеизъявления сторон. Это
соглашение подлежит судебному рассмотрению
и считается заключенным только в случае
его утверждения арбитражным судом. В
то же время, правоприменительная практика
исходит из того, что при утверждении мирового
соглашения арбитражный суд проверяет
только соблюдение требований по форме
и порядку его заключения. Вестник Конституционного
суда Рос. Федерации. - 2003. - № 1 . - С. 5.
В связи с этим,
в частности, заключенное мировое соглашение
является обязательным для всех конкурсных
кредиторов, в том числе и тех из них, кто
не изъявлял волю по поводу его заключения
(голосовал против либо не участвовал
в голосовании). Конституционный суд Российской
Федерации определил, что указанные положения,
как направленные на признание и защиту
прав и интересов всех кредиторов, не могут
рассматриваться как нарушающие права
заявителя в сфере экономической деятельности,
включая право собственности и принципы
равенства и свободы договора (Определение
Конституционного суда Российской Федерации
№228-О от 01.10.2002 г.) Вестник Конституционного
суда Рос. Федерации. - 2003. - № 2 . - С. 11..
Относительно новым
в Федеральном законе «О несостоятельности
(банкротстве)» является начисление
на непогашенную часть долга процентов
с даты утверждения арбитражным судом
мирового соглашения. Это означает, что
кредиторы, на него согласившиеся, могут
не опасаться, что соглашение окажется
просто не предусмотренным в законе мораторием
на выплаты, и по истечении срока предприятие-должник
окажется вновь в состоянии банкротства,
только уже с изрядно обглоданной инфляцией
суммой долга.
Федеральный закон
«О несостоятельности (банкротстве)»
предусматривает разные режимы заключения
мирового соглашения в зависимости
от того, на какой стадии находится дело
о несостоятельности предприятия. Если
стороны идут на мировую в процессе наблюдения,
то решение принимается либо руководителем
должника, либо лицом исполняющим его
обязанности; если на стадии внешнего
управления или конкурсного производства-то
внешним или конкурсным управляющим соответственно;
если на стадии финансового оздоровления
- руководителем должника или лицом исполняющим
его обязанности.
4.2 Форма и содержание
мирового соглашения
Мировое соглашение
заключается в письменной форме. Со стороны
должника мировое соглашение подписывается
лицом, принявшим решение о заключении
мирового соглашения. От имени конкурсных
кредиторов и уполномоченных органов
мировое соглашение подписывается представителем
собрания кредиторов или уполномоченным
собранием кредиторов на совершение данного
действия лицом. В случае, если в мировом
соглашении участвуют третьи лица, с их
стороны мировое соглашение подписывается
этими лицами или их уполномоченными представителями.
Мировое соглашение
должно содержать положения о порядке
и сроках исполнения обязательств должника
в денежной форме. С согласия отдельного
конкурсного кредитора и (или) уполномоченного
органа мировое соглашение может содержать
положения о прекращении обязательств
должника путем предоставления отступного,
обмена требований на доли в уставном
капитале должника, акции, конвертируемые
в акции облигации или иные ценные бумаги,
новации обязательства, прощения долга
или иными предусмотренными федеральным
законом способами, если такой способ
прекращения обязательств не нарушает
права иных кредиторов, требования которых
включены в реестр требований кредиторов.
Мировое соглашение
может содержать положения об
изменении сроков и порядка уплаты
обязательных платежей, включенных в реестр
требований кредиторов.
Условия мирового соглашения,
касающиеся погашения задолженности
по обязательным платежам, взимаемым
в соответствии с законодательством
о налогах и сборах, не должны
противоречить требованиям
Удовлетворение требований
конкурсных кредиторов в неденежной
форме не должно создавать преимущества
для таких кредиторов по сравнению
с кредиторами, требования которых
исполняются в денежной форме.
На сумму требований
кредиторов по денежным обязательствам,
подлежащих погашению в соответствии
с мировым соглашением в денежной форме,
а также требований к должнику об уплате
обязательных платежей начисляются проценты
в размере ставки рефинансирования, установленной
Центральным банком Российской Федерации
на дату утверждения мирового соглашения
арбитражным судом, исходя из не погашенной
суммы требований в соответствии с графиком
удовлетворения требований кредиторов
по мировому соглашению.
С согласия кредитора
мировым соглашением могут быть
установлены меньший размер процентной
ставки, меньший срок начисления процентной
ставки или освобождение от уплаты процентов.
Условия мирового соглашения
для конкурсных кредиторов и уполномоченных
органов, голосовавших против заключения
мирового соглашения или не принимавших
участия в голосовании, не могут быть хуже,
чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных
органов, голосовавших за его заключение.
В случае, если иное
не предусмотрено мировым
Конкурсный кредитор
и (или) уполномоченный орган, голосовавшие
за заключение мирового соглашения, учредители
(участники) должника, собственник имущества
должника - унитарного предприятия
вправе исполнить в полном объеме
и в денежной форме обязательства должника
перед конкурсными кредиторами или предоставить
должнику денежные средства, необходимые
для удовлетворения требований уполномоченных
органов, голосовавших против заключения
мирового соглашения или не принимавших
участия в голосовании, в том числе для
уплаты начисленных в соответствии с настоящим
Федеральным законом процентов, а также
сумм неустоек (штрафов, пеней). В этом
случае конкурсный кредитор обязан принять
исполнение, предложенное за должника,
должник обязан погасить требования уполномоченных
органов за счет предоставления ему денежных
средств и к лицу, исполнившему обязательства
должника, переходят права конкурсного
кредитора. Средства, предоставленные
должнику для удовлетворения требований
уполномоченных органов, считаются предоставленными
на условиях договора беспроцентного
займа, срок возврата которого определен
моментом востребования.
Заключение
В любой цивилизованной
стране с развитой экономической
системой одним из основных элементов
механизма правового регулирования рыночных
отношений является законодательство
о несостоятельности (банкротстве).
Правовой институт
несостоятельности (банкротства) - институт
комплексный, включающий в себя нормы
гражданского права, трудового права,
административного права и уголовного
права; гражданского и арбитражного процесса.
Специфика этого института определяется
тем, что его функционирование возможно
только в рамках рыночной экономики, причем
достигшей определенного уровня развития.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать
вывод о том, что банкротство есть неотъемлемая
часть функционирования любой развитой
экономики. Российский институт несостоятельности
обладает большим набором правовых средств,
действие которых направлено на оздоровление
экономики. Каждому руководителю следует
изучить рассматриваемый институт, разобраться
в его сущности, причинах банкротства,
проанализировать отечественный и зарубежный
опыт.
Процедура банкротства
является «санитаром» экономики, устраняя
неэффективных участников хозяйственного
оборота. При плановой экономике указанный
институт не был востребован. Таким образом
рождение института несостоятельности
стало возможным в нашей стране только
с переходом к рыночным отношениям.
В данной работе были
рассмотрены такие вопросы, как
понятие, признаки института несостоятельности
(банкротства) индивидуального предпринимателя
и юридического лица, значение института
банкротства, четыре процедуры банкротства:
наблюдение; финансовое оздоровление;
внешнее управление; конкурсное производство,
а также общие положения, форма и содержание
мирового соглашения.
Основываясь на вышеизложенном
материале, можно сделать вывод
о том, что нормативная база регламентирующая
правовое положение института
Кроме того, в Российской
Федерации проведена в
Остается только
выработать практику, заставить на
100% работать законы и эффективно применять
законодательную базу.
Литература
1. Гражданский кодекс
Российской Федерации: Ч.I: федерал. закон:
от 30.11.1994, №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
// Собр. законодательства РФ. - 1994. - №32.
- Ст. 3301.
2. О несостоятельности
(банкротстве): федерал. закон: от
26.10.2002, №127-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
// Собр. законодательства РФ. - 2002. - №43.
- Ст. 4190.
3. Федеральный закон
«О несостоятельности (
4. Постановление
Правительства РФ «Об
5. Постановление
Правительства РФ «Об уполномоченном
органе в делах о банкротстве и процедурах
банкротства и регулирующем органе, осуществляющем
контроль за саморегулируемыми организациями
арбитражных управляющих» от 14 февраля
2003 г. №100 // Собрание законодательства
РФ - 2003. - №7. - Ст. 659.
6. Постановление
Правительства РФ «О порядке
предъявления требований по
7. Постановление кассационной
инстанции по проверке законности и обоснованности
решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу: Постановление ФАС Центрального
округа от 04.12.2002 г. по делу №А14-3128/02/88/17.
(Архив Арбитражного суда Воронежской
области. 2002. Дело №А14-3128/02/88/17).
8. Постановление
кассационной инстанции по
9. Постановление
кассационной инстанции по
10. Беляева, О.П.
Предпринимательское право
Информация о работе Правовые основы несостоятельности (банкротства)