Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:55, контрольная работа
Вся полнота ответственности за положение дел на предприятии и результаты принятых решений лежит на единоличном исполнительном органе — генеральном директоре (генеральном менеджере). Это положение обусловливает то, что руководитель предприятия не вправе отойти от ответственности за его функционирование ни на секунду, ни днем, ни ночью, ни в выходные дни, ни во время отпуска или даже болезни.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стимулирование процесса саморазвития антикризисного управляющего ……………………………4
Глава 2. Деятельность и роль антикризисного управляющего в системе антикризисного управления…………………………………………..…………9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
кафедра «Экономика»
Контрольная работа
по курсу «Антикризисное управление на предприятии »
на тему: «Роль антикризисного управляющего в системе антикризисного управления»
Гомель 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Стимулирование процесса саморазвития антикризисного управляющего ……………………………………………………………………4
Глава 2. Деятельность и
роль антикризисного
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Вся полнота ответственности за положение дел на предприятии и результаты принятых решений лежит на единоличном исполнительном органе — генеральном директоре (генеральном менеджере). Это положение обусловливает то, что руководитель предприятия не вправе отойти от ответственности за его функционирование ни на секунду, ни днем, ни ночью, ни в выходные дни, ни во время отпуска или даже болезни. Такая непрерывность психологической, интеллектуальной и волевой нагрузки отбирает и «кует» особую касту лидеров, специфических по личностным качествам, способных к постоянному воздействию на подчиненный коллектив в реализации своих, заимствованных и навязанных извне идей и целей.
Специфика положения генерального менеджера предприятия заключается в том, что он в своей деятельности руководствуется общими ориентирами и требованиями акционеров (прибыльность хозяйствования, возрастание капитала и т.п.) и не подвергается указаниям по вертикали, как это имеет место в унитарных предприятиях, в отделениях и дочерних фирмах. Такая управленческая свобода в то же время обусловливает возрастание ответственности генерального менеджера за результаты управления.
В условиях кризиса роль и функции генерального менеджера усиливаются в части концентрации власти и директивности команд. Обостряется проблема ресурсного обеспечения и скорости реализации антикризисных мер. Резко повышается степень риска в управленческих решениях и действиях. Все это предъявляет повышенные требования к антикризисному управляющему в осуществлении организационно-технологических функций, обусловливает необходимость повышения уровня его компетенции, умение сформировать боеспособное управленческие ядро, сплотить расшатанный состоянием неопределенности персонал.
Антикризисное управление очень важно в современном управлении предприятием, является очень актуальным, ввиду того, что каждое предприятие уникально по форме и содержанию, происходящие в нем кризисные процессы также уникальны. Поэтому для выведения каждого такого предприятия из кризисного состояния требуется специфический набор методов и приемов. Это наполняет деятельность генерального менеджера процессом самообучения в ходе решения антикризисных задач.
Цель данной работы – рассмотреть роль менеджера в антикризисном управлении.
Можно сказать, что антикризисное управление очень широко анализируется в современной литературе, так как ситуации в мире очень изменчива и без корректного метода управления в той или иной ситуации предприятие не сможет выйти из кризиса.
Глава 1. Стимулирование процесса саморазвития антикризисного управляющего
Главная функция руководителя предприятия — выступать в роли организующего начала, объединять и направлять коллектив на решение основных производственно-экономических задач.
В период
кризиса эта его функция
В общем
виде перед генеральным менеджером
стоят следующие главные
· урегулировать финансы;
· перестроить персонал (убрать лишние звенья, переместить и сократить работников, экономизировать отношения между подразделениями, повысить интенсивность труда);
· оптимизировать номенклатуру выпускаемой продукции (снять неэффективную, освоить перспективную с точки зрения сбыта в границах себестоимости);
· реструктурировать основные фонды (продать или сдать в аренду лишние, сгруппировать необходимые для эффективного производства);
· изменить систему внешних взаимодействий (повысить имидж фирмы, конкретизировать извлечение пользы из отношений с региональными и муниципальными органами, коммерческими и общественными организациями).
«Принципиально
новые условия деловой
Состояние
организационного стресса характеризуется
чрезвычайно высокой
Руководитель кризисного предприятия должен обладать способностью улавливать симптомы надвигающейся катастрофы и уметь увести «фирменный корабль» из-под удара.
Следует
иметь в виду, что обширные знания
в области теории и практики антикризисного
управления без личного практического
опыта и сформировавшихся в ходе
практического «
Совокупность деловых качеств в различных пропорциях формирует образ эффективного генерального директора кризисного предприятия. Естественно, что даже у самого преуспевающего руководителя здесь имеются резервы. Это ставит каждого руководителя перед необходимостью саморазвития, поскольку трудно ожидать от подчиненных, что они обратят внимание на недостатки, укажут пути их исправления. Эти резервы должен находить и оценивать в себе сам директор. В этом и заключается суть самоконтроля, который может стать основой для саморазвития.
Существует
целый ряд автотестов для самооценки
руководителей и систем самоподготовки.
Главной основой в них является
способность человека к самоорганизации,
самоограничению и стремление к
самосовершенствованию. На практике применяются
различные стимулы
Проблема
системного саморазвития генерального
менеджера в условиях кризиса
осложняется постоянными
Одна
из центральных функций
· стратегия последовательных небольших улучшений («мелких шажков»);
· стратегия скачкообразных нововведений;
· стратегия ускорения НИОКР с привлечением внешних предприятий.
Придерживаясь стратегии «мелких шажков» (или что то-же — «последовательных небольших улучшений»), генеральный менеджер, тем не менее, в конкретных ситуациях может прибегать и к стратегии «скачкообразных нововведений». Это целесообразно при необходимости быстрого решения конверсионных задач (освоение нетрадиционной продукции, имеющей благоприятные перспективы сбыта, и т.п.).
Также иногда проявляется в роли эффективного средства быстрого улучшения общих финансовых показателей фирмы стратегия «ускорения НИОКР с привлечением внешних предприятий». Это полезно при освоении нетрадиционных видов продукции, для которой у кризисного предприятия недостает собственных разработчиков, а также производственных мощностей.
Что все-таки важнее для руководителя кризисного предприятия — «лоб» или «челюсти»? Изучение литературы, наблюдения и личный опыт склоняют в пользу «челюстей». Это объясняется тем, что без крепких «челюстей» нет директора, тем более руководителя предприятия, переживающего организационный стресс. Твердость в решениях, однопорядковость в действиях, прогнозируемость подчиненными — вот, пожалуй, основной набор «челюстных» качеств руководителя метущегося коллектива. Причем управление кризисным предприятием вынуждает его руководителя давать отпор агрессиям со стороны деловой среды, вступать в полемику с местными администраторами, которые могут лоббировать интересы противодействующих предприятий, коммерческих фирм. Тем не менее, хорошо, когда над «крепкими челюстями» возвышается «высокий лоб». Это позволяет быстро разбираться в высокоизменчивой среде (внутрифирменной и внешней), понимать и оценивать рекомендации от подчиненных, извне, находить оптимальные решения, избегать непроизводительных потерь и фатальных утрат.
История цивилизации свидетельствует о том, что можно и закалить волю (вырастить «челюсти»), и развить ум, таланты ( «укрепить лоб»). Это говорит о том, что задача саморазвития для генерального менеджера в общем, имеет решение. Сам факт, что человек достиг должности руководителя предприятия, свидетельствует о его талантливости в обеих вышеназванных областях и добротной основе для дальнейшего развития.
И все же, какие бы ни были у руководителя «челюсти» и «лоб», в кризисном предприятии более, чем где-либо требуется квалификация (как интегрант многих параметров). Руководитель должен быть «человеком умелым», а не только сильным и умным.
Имеются различные системы самоанализа для руководителей, которые, тем не менее, необходимо адаптировать к конкретной ситуации и специфическому образу генерального менеджера. Применительно к руководителю кризисного предприятия представляется приемлемой следующая довольно универсальная система самооценки и способов управления саморазвитием.
А. Самооценка проводится на основе анализа шести-семи ключевых событий в частной и деловой жизни, повлиявших на личное развитие. Для этого в каждой из четырех колонок («события», «результаты», «процессы», «оценка») записывается соответствующая информация.
Процессы находят свое выражение в действиях, которые являют собой характеристику саморазвития, представляющую состояние, когда руководитель сам развивает себя. Активная вовлеченность руководителя в развитие предприятия приводит, в конечном счете, к развитию его самого.
Б. В числе основных способов саморазвития выделяют следующие:
— соответствие (достижение уровня квалификации, достаточного для выполнения функций эффективного управляющего кризисным предприятием);
— сопричастность (стремление к участию в общеэкономических процессах, происходящих на республиканском, региональном и местном уровнях);
— приспособление (умение выбрать эффективную линию взаимоотношений с субъектами внешней среды, и прежде всего с региональными и местными администраторами);
— получение опыта (приобретение через рефлексию собственного представления о вещах);
— экспериментирование (получение знаний от результатов личного поведения в конкретных кризисных ситуациях);
— соединение
(осознание необходимости
— посвящение (понимание своего предназначения в качестве необходимого элемента общественного развития).
Информация о работе Роль антикризисного управляющего в системе антикризисного управления