Роль государства в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Описание

Эту тему я выбрал потому что считаю интересной для рассмотрения данную роль государства, так как мировой экономический кризис является, безусловно, наиболее актуальной темой, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страны через экономические потрясения, распределяя накопленные государствами ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые столкнувшись с кризисом, действительно охватившем все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане, независимо от страны, испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние.
Параллели проводятся с

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Причины и проявления мирового финансово-экономического кризиса…...5
2. Типы политики государств в условиях финансово-экономического кризиса………………………………………………………..…………………..8
3. Роль и политика государства при борьбе с мировым финансово-экономическим кризисом в России…………………………..…………………………………….11
4. Антикризисные мероприятия в ЕС…………………………………………..23
Заключение…………………………………...…………………………………..25
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 58.40 Кб (Скачать документ)

  И не чиновники тогда будут принимать  решения, исходя из собственного понимания  экономической целесообразности, а  граждане, участвуя в экономической деятельности в качестве предпринимателей, будут брать на себя риски преобразований и нести за них ответственность. Им можно помогать, кредитуя их, снижая процентную ставку, давая им деньги под какие-то проекты, но через хозяйственные механизмы, через банковское кредитование, а не через иные формы. Ну а для того, чтобы они вели свою предпринимательскую деятельность в новых нормальных условиях, нужно снижать государственное регулирование, ослаблять антимонопольный пресс на бизнес, минимизировать количество проверок. 

  Вообще, государство независимо от кризиса  должно помогать своим гражданам, как потребителям внутри страны и своим производителям за ее пределами. И вся политика должна быть направлена на это. 
 
 
 
 
 
 

  3. Роль и политика государства при борьбе с мировым финансово-экономическим кризисом в России

  Глобальный  экономический кризис поставил Россию перед серьезными проблемами: падение  ВВП, рост безработицы, снижение доходов  населения. Последствия кризиса  для национальной экономики более  чем значительны, что связано  с деформациями ее структуры, очень  высокой зависимостью от экспорта природных  ресурсов, недостаточностью развития ряда рыночных институтов финансовой системы. Очевидным является то, что  рыночные механизмы не в состоянии  самостоятельно преодолеть кризис, объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны.  

  Правительство Российской Федерации ставит перед  собой задачу  
активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

  Программа антикризисных мер Правительства  РФ затрагивает все сферы социально-экономической  жизни общества: социальная поддержка  населения, обеспечение макроэкономической стабильности, поддержка системообразующих предприятий, создание условий для макроэкономического развития в новых условиях. Предполагается, что в ходе ее реализации будет проведена структурная перестройка экономики, осуществлен переход от «нефтяной» модели экономического развития к инновационному. Важное место уделяется обеспечению роста внутреннего спроса, что позволит снизить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы как государственные, так и частные. Особое значение придается нормализации функционирования финансового сектора, в первую очередь банковской системе и фондовому рынку. Денежная политика предусматривает поддержание равновесного курса рубля, повышение ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Рассматривается проблема снижения административного давления на бизнес, создания благоприятных условий для малого предпринимательства.

  Программой  предусматриваются целевые финансовые вложения, меры налогового стимулирования, субсидирование, повышение доступности  финансовых ресурсов, совершенствование  бюджетного процесса, развитие целевого кредитования, реструктуризация задолженности  предприятий. В законодательной сфере инициированы и частично реализованы изменения, направленные на поддержание предпринимательства, финансовой и инвестиционной сферы, на социальную поддержку населения. Предусмотрены изменения в правовом и методологическом обеспечении санации неэффективных пред-приятий. Важными элементами программы являются организационные меры поддержки образования, науки, развитие консультационной сферы, обеспечение постоянного мониторинга развития и изменения ситуации. Также предполагается, что реализация рассматриваемой программы позволит не только не допустить социальный взрыв в обществе, но и создать условия и стимулы для формирования качественно иной модели экономического развития, при которой было бы невозможно повторение ситуации кризиса 2008 года в аналогичных масштабах. При этом, по оценкам аналитиков, Программа антикризисных мер Правительства РФ является одной из самых неэффективных. Как известно, Программа антикризисных мер выделяет семь основных направлений, важнейшим из которых является социальная защита россиян.

  Социальные  проблемы в России накапливались  и углублялись даже в благополучные годы, а проводимая государством социальная политика во многом велась бессистемно, в надежде на то, что решение социальных задач будет обеспечено по мере экономического роста. Сегодня и правительство, и граждане убедились в несостоятельности данного предположения.

  Несмотря  на то, что стратегической целью  России было и остается (по заявлению  премьер-министра В.В. Путина) доведение отечественных социальных стандартов до лучших европейских и мировых образцов, т.е. обеспечение социальной стабильности и благополучия, в последние годы социальные проблемы занятого населения игнорировались. Так, в 2007 году в совокупных затратах негосударственных организаций на рабочую силу доля средств на оплату питания и проживания составляла в среднем 0,5%, на обеспечение работников жильем – 0,4%, на профессиональное обучение – 0,3%. Анализ некоторых показателей деятельности по трем достаточно крупным предприятиям показал (табл. 1), что на Нижнетагильском металлургическом комбинате (Усманова) общая сумма социальных выплат работникам составила 3,3% от выплаченных дивидендов, на Уралкалие (Рыболовлева) и Оскольском электрометаллургическом комбинате (Абрамовича) – 7,2%.

  К сожалению, приведенные данные не относятся  к разряду единичных. Труднее  привести пример, когда на частных  предприятиях рабочие получают достойную  зарплату и социальный пакет. Хуже другое, когда аналогичная ситуация сохраняется  в госструктурах. Так, по результатам  проверки госкорпорации «Фонд реформирования ЖКХ» несколько членов правления по результатам работы за 2008 год получили премию 55 млн. руб., а один, про-работавший менее месяца – 1,1 млн. руб. И это в ЖКХ, с огромным аварийным жилищным фондом и инженерной инфраструктурой, замерзающими городами, постоянными отключениями электричества, в стране, где нет дорог, а только направления.

  Существенные  перекосы накопились и в госуправлении, число чиновников которого за последние 10 лет возросло вдвое. Их коррупционный доход по ряду экспертных оценок превышает федеральный бюджет России.

  Все это привело к открытой дискриминации  основной массы населения страны, основного персонала предприятий. И если в условиях стабильной экономики многократное превышение уровня доходов топ менеджмента бизнес-структур, чиновников различного уровня не приводило к открытому противостоянию, то в условиях кризиса подобное чревато социальными взрывами.

  Правительство, осознавая важность рассматриваемой  проблемы, предусмотрело в Программе антикризисных мер «сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва по уровню жизни работающего и нетрудоспособного населения».

  Сегодня было бы разумным предположить инициирование  бизнес-сообществом повышения ставки ЕСН, введения прогрессивной ставки подоходного налога, его полной отмены для тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума (более 20 млн. чел.). Многие помнят, что ранее лица, чья месячная зарплата не превышала 70 руб., освобождались от уплаты подоходного налога. Однако именно бизнес-сообщество, получившее огромные суммы господдержки, активно противодействует реализации этих предложений, упрямо сопротивляется повышению ставки ЕСН, при этом направляя мизерные средства на оплату добровольного страхования (не более 2,7% совокупных расходов на оплату труда при возможных 12%). Поведение бизнеса явно свидетельствует о его нежелании поступиться своей выгодой в интересах работников предприятий и социальной стабильности общества. Более того, крупнейшие объединения российских работодателей вышли с инициативой о либерализации трудового законодательства в части снижения уровня социальной защищенности работников, уменьшения ответственности работодателей, отмены обязательных выплат работникам, увольняемым в связи с сокращением штатов.

  На  сегодняшний день в социальной сфере  ситуация напряжена до предела. Уровень жизни населения резко снизился, россияне начинают экономить на еде и товарах первой необходимости. В конце 2008 года в России насчитывалось 20 млн. 700 тыс. бедных, или 14,7% населения.

  Только 27% граждан имеют сбережения, накопленные  за предшествующие благополучные годы, остальные живут «от зарплаты до зарплаты».

  При этом очень интересен характер этих накоплений. Как свидетельствуют  результаты социологических исследований, даже в стабильное в экономическом отношении время 36% россиян откладывают деньги на всякий случай.

  При дальнейшем сокращении доходов сбережений хватит не более чем на полгода, а, следовательно, при неизменных тенденциях социально-экономического развития правительству  и бизнес-сообществу следует готовиться к возможным массовым социальным протестам.

  Представляется  важным изменить ставки налогов на доходы физических лиц в части  увеличения налогового бремени для  состоятельных граждан и отмены подоходного налога для бедного  населения. Как это ни парадоксально, но кризис – лучшее время для изменения ставок налогов на доходы физических лиц. Это подтверждает и европейский, и американский опыт. В США перед Великой депрессией самая высокая ставка подоходного налога составляла 24%. Однако вскоре Рузвельтом верхняя планка налога была поднята до 63%, а позже – до 79%. Мало того, максимальные ставки подоходного налога применялись и при налогообложении дивидендов. В результате к середине 1950-х годов реальные доходы 1% наиболее богатых американцев после уплаты налогов снизились на 20–30%, а доходы средних американцев удвоились.

  В Европе изменение налогообложения  проходило в еще более жесткой  форме. В итоге, в наши дни децильный коэффициент (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% наименее обеспеченных) в Европе составляет 5–7, в США доходит до 12, тогда как в России, даже по официальным данным, достигает 15, а в Москве, например, и вовсе 41. Кстати, в настоящее время в США налог на доходы граждан взимается по ставке 35%, во Франции верхний предел налога – 40%, в Швеции – 57%. У России явно есть резервы по совершенствованию налогообложения физических лиц.

  Большое внимание в Программе антикризисных  мер правительства РФ уделяется  улучшению пенсионного обеспечения, в том числе повышению «социальных  пенсий до прожиточного минимума пенсионера – 4245 руб.». «Это означает увеличение базовой, гарантированной государством части  трудовых пенсий на 42,8% в год. Средний  размер пенсий в 2009 возрастет до 35%», – указано в Программе. Проценты увеличения пенсий приличные, но это  ни в коей мере не обеспечивает достойной  жизни нашим пенсионерам. В этой связи предлагается ежемесячное  индексирование пенсий на уровень инфляции.

  В целях нормализации положения на рынке труда, поддержки высвобождаемых работников основной задачей является расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействие росту безработицы, развитие программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.

  В этой связи был разработан и частично начал осуществляться комплекс

  мероприятий:

  • Организация еженедельного мониторинга увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персона-ла, перевод предприятий в режим сокращенного рабочего времени
  • Повышение информированности работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации
  • Организация работы консультационных пунктов и телефонных «горячих линий»
  • Организация работы информационного портала «Работа в России» с ежедневным обновлением банка вакансий
  • Обеспечение приоритетного права российских граждан на трудоустройство и уменьшение в два раза квоты на привлечение иностранных работников на вакантные и вновь создаваемые рабочие места
  • Организация проведения оплачиваемых общественных работ
  • Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте 18–20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые
  • Создание 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах
  • Обеспечение занятости выпускников школ, ссузов, вузов
  • Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных граждан
  • Опережающее обучение, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 173 тыс. человек
  • Психологическая подготовка безработных граждан
  • Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения
  • Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
  • Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, которой смогут воспользоваться 15 тыс. человек
  • Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
  • Оказание материальной поддержки предпринимательской инициативе 55,8 тыс. человек
  • Увеличение максимального пособия по безработице (на 2009 год минимальный размер составил 850 руб., максимальный –4900 руб.)

Информация о работе Роль государства в условиях кризиса