Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:59, реферат
Эту тему я выбрал потому что считаю интересной для рассмотрения данную роль государства, так как мировой экономический кризис является, безусловно, наиболее актуальной темой, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страны через экономические потрясения, распределяя накопленные государствами ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые столкнувшись с кризисом, действительно охватившем все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане, независимо от страны, испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние.
Параллели проводятся с
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Причины и проявления мирового финансово-экономического кризиса…...5
2. Типы политики государств в условиях финансово-экономического кризиса………………………………………………………..…………………..8
3. Роль и политика государства при борьбе с мировым финансово-экономическим кризисом в России…………………………..…………………………………….11
4. Антикризисные мероприятия в ЕС…………………………………………..23
Заключение…………………………………...…………………………………..25
Список использованной литературы……
В
2009 году правительство направило
на меры по снятию напряжения на рынке
труда, на осуществление активной политики
занятости населения в
Результатом осуществления мер должно было стать, по заявлению помощника Президента РФ А. Дворковича, прекращение или замедление темпов роста безработицы к концу второго квартала.
Но следует констатировать, что предпринятые меры по борьбе с безработицей не дали существенных результатов и сегодня количество безработных составляет по разным данным от 6 до 7,1 млн человек, т.е. более 8% от трудоспособного населения.
Данное положение является угрожающим, так как по данным МОТ повышение уровня безработицы до 10% ведет к серьезным социальным потрясениям.
Но достигнутый уровень не предел. Около 23% крупнейших российских компаний планируют сокращать персонал в ближайшем будущем, средний процент сокращений составит 12%.
По прогнозам в ближайшее время безработные составят почти 8,9% от числа трудоспособного населения. Это при благоприятном стечении обстоятельств.
При пессимистическом прогнозе при падении ВВП более чем на 5%, количество безработных (согласно методике подсчета МОТ) возрастет до 9–10 млн человек или до 11,2–12,5% трудоспособного населения, что влечет социальную нестабильность и угрозу социальных потрясений.
Причиной фактической неудачи борьбы с безработицей является, по нашему мнению, то, что она пока сводится к выделению дополнительных средств на пособия. Но деньги, к сожалению, не заменяют реальных рабочих мест.
Следует признать к тому же, что вопрос по поддержке безработных не проработан до конца. Нехватка рабочих мест может сохраняться достаточно долго, а следовательно, и поддержка безработных может потребоваться в течение значительного периода времени, что обострит проблему с финансированием антикризисных мер правительства. Уже сегодня безработные при получении пособия по безработице встречаются с большими сложностями, так как деньги выделяются на количество безработных по официальным данным, которые в разы ниже фактических. Определенный оптимизм вселяет то, что некоторые крупные предприятия планируют свое годовое развитие и основные сокращения персонала уже осуществили.
Серьезным препятствием осуществления антикризисной политики правительства является нехватка финансовых средств у большинства регионов, которые своими действиями усугубляют ситуацию на рынке труда, приглашая иностранных работников вместо трудоустройства сограждан.
Очевидным минусом является и расхождение формальных и фактических приоритетов антикризисной политики. При провозглашении основным – решение социальных задач, фактически происходит спасение состояний олигархов и государственных капиталистов за счет населения.
Серьезные проблемы имеются и в системе профессиональной подготовки, в переподготовке и повышении квалификации безработных.
Так,
в докризисный период мы столкнулись
с так называемыми «
Сегодня другая проблема. Пока еще до конца не понятно – чему учить. Прогнозы по направлениям развития экономики России разнообразны. Это первое.
Второе – кому учить. Сегодня к конкурсам на обучение безработных допускаются колледжи, которые снижают в два и более раз стоимость обучения по конкретной конкурсной заявке. Выигрывают конкурс и учат как-нибудь. Недовольны безработные, центры занятости, зато поддерживаем средне-специальное образование.
Что касается переезда безработных в другую местность для замещения рабочих мест, то в России такие места имеются: это все без исключения сельскохозяйственные районы, Сибирь, Дальний Восток. Очень нужны переселенцы селу, так как под угрозой срыва сельскохозяйственная часть антикризисных мер именно из-за отсутствия рабочей силы. Такие программы уже реализовывались. Например, освоение целины.
Но
решение этой проблемы должно быть
комплексным в части
В
этой связи необходима разработка комплексной
программы поддержки
Однако сегодня зачастую принимаются противоречивые, взаимоисключающие решения, многократно снижающие эффективность антикризисных мер.
И
последнее, на чем хотелось бы остановиться
– обеспечение населения
Что касается жилищного хозяйства, то предусмотрено множество мер, в том числе продолжение реализации ФЦП «Жилище», жилищные сертификаты военным, молодым семьям, ветеранам ВОВ (почти через 70 лет после окончания войны) и многое другое. Но проблемы, решаемые десятилетия, сегодня также остры.
Хотелось бы остановиться на одной из них, которая в любой момент может коснуться каждого из нас – банкротство ТСЖ. Известно, что повсеместное создание ТСЖ – основа реформ ЖКХ на современном этапе. Его наличие является обязательным условием получения государственных ассигнований на капитальный ремонт жилых домов. И ученые, и практики обосновывали нецелесообразность очередной кампанейщины, справедливо объясняя это низкой социальной активностью и отсутствием правовой грамотности населения, техническим состоянием жилищного фонда, отсутствием необходимого числа профессионалов-управленцев в ЖКХ, соответствующей материальной базы и т.д.
В результате сегодня банкротство ТСЖ – не новость. Так, в Москве дорогостоящие процедуры КП в отношении ТСЖ реализуются около 2-х лет. При этом все затраты по закону возмещаются за счет должника, т.е. жильцов. Таким образом, населению грозит не только потеря работы, но и отключение от воды, тепла, электроэнергии.
Для проработки этой проблемы необходим отдельный, серьезный разговор.
Что касается другой части вопроса – коммунального хозяйства, то в Программе антикризисных мер предусмотрено, что «в отношении субъектов естественных монополий будут введены требования по разработке и принятию программ инновационного развития», а также, что рост тарифов на их услуги будет сдерживаться по сравнению с запланированным графиком».
Однако с 1 января 2009 г. коммунальные услуги по стране подорожали от 20 до 50% (табл. 4) и являются главным фактором роста инфляции. Кроме этого в ряде регионов увеличены нормы потребления (Воронеж (губернатор Гордеев) – воды на 3%, газа в домах с газовыми колонками – на 93%), вводится новая схема оплаты льгот на услуги ЖКХ (сначала льготник оплачивает услуги в объеме 100%, позже 50% ему возвращается). Таким образом, квартплата для большинства россиян становится неподъемной.
В этой связи необходимо:
1) заморозить рост тарифов;
2) отменить монетизацию льгот на услуги ЖКХ;
3) снизить величину федерального стандарта величины оплаты ЖКУ в совокупном доходе семьи с 22% до 10% (это потребует около 100 млрд руб.).
Реальное решение социальных проблем населения, его занятости, обеспечение выплат зарплаты, хотя бы на уровне выживаемости, обеспечения социально-значимыми услугами позволит избежать социальных потрясений, обеспечит внутренний спрос населения, что также является одной из антикризисных задач государства.
В
целом, анализируя антикризисную программу
Правительства РФ, можно сделать вывод
о том, что она является не полностью проработанной,
многие ее положения при теоретической
верности носят формальный характер. Невозможно
рассматривать и осуществлять борьбу
с безработицей в отрыве от стимулирования
реального сектора экономики, создания
системы ответственности бизнеса, перераспределения
сверхдоходов. Экономическая политика
государства должна быть подчинена социальным
интересам на деле, а не на словах. К сожалению,
для России многие проблемы стали чрезвычайно
острыми, и их решение должно носить длительный
системный характер. Положение усугубляется
тем, что у России нет достаточного резерва
времени на обсуждение проблем, необходимо
начинать осуществлять меры социальной
поддержки незамедлительно, иначе пагубные
последствия будут неминуемы.
4. Антикризисные мероприятия в ЕС.
Антикризисные мероприятия в ЕС имеют свою специфику. Это не только закачка бюджетных средств в экономику сверху (как в США и в России), а прежде всего стимулирование спроса, выдача не госкредитов, а госгарантий и страховок и не национализация, а реорганизация пораженных кризисом предприятий. Затраты на антикризисные меры в ЕС оцениваются в 5–6% ВВП, т.е. больше, чем в США, но меньше, чем в России.
В
части антикризисных
Кредитная система Восточной Европы сейчас почти целиком принадлежит банкам «ядра» ЕС и повторяет их судьбу. То же верно для их аффилированных структур в России.
В сфере экономической политики доминирует практическое обнуление базовых ставок ЦБ (и ЕЦБ) и переход от антиинфляционной тактики к стимулированию роста. Для этого применяются налоговые льготы (Германия, Франция, Италия, Швеция, Дания, Австрия), в том числе временные, расширение госзаказа (Франция, Италия, Испания, Германия, Словения, Чехия), ограничение самостоятельного выхода государства на рынки заимствований, ужесточение (в отличие от нашего расточительного либерализма) мер валютного контроля, в первую очередь по спекулятивным сделкам и операциям с «налоговыми гаванями». Укрепляется дисциплина в еврозоне, где даже ряд крупных стран (Германия, Франция, Италия) ранее нарушали ее стабилизационные критерии. Расширение еврозоны пока приостановлено.
В реальном секторе применяется целевая господдержка отдельных отраслей (автостроение, авиакосмос, рыболовство, телекоммуникации, освоение альтернативных источников энергии). Наоборот, не пользуются приоритетом судостроение, нефтепереработка, металлургия и прочие услуги. Борьба с кризисом идет на фоне активного энергосбережения. Либерализована трактовка правил ЕС по контролю госсубсидий. Сохранены объемы бюджетов НИОКР и экологии.
В
части льгот населению введены
100% гарантии по вкладам (Ирландия, Германия,
Австрия, Дания) либо увеличена их величина
(в Бельгии с 20 до 100 тыс. евро), зафиксирован
ряд социальных льгот (Франция, Испания,
Италия, Германия, Швеция, Финляндия, Дания,
Австрия), практикуются несокращение рабочих
мест, в том числе за счет неполной рабочей
недели и продления отпусков (Германия,
Франция, Австрия), ограничение трудовой
иммиграции (Италия, Нидерланды, Франция,
Бельгия, Нидерланды, Австрия). Повсюду
начаты переобучение и адаптация рабочей
силы.
Снижены амбиции Брюсселя по усилению
роли евро как международной валюты. Есть
понимание, что рано хоронить доллар, ибо
спрос на него определяется ныне не только
в зависимости от состояния американской
экономики, но и ввиду его доминирования
как посредника и валюты сделок в международных
финансовых операциях (фьючерсы, свопы,
форварды, опционы и пр.) К тому же, евро
почти не используется в Азии и в Латинской
Америке.
Заключение
Итак, в заключение, мне бы хотелось сказать, что в условиях современной рыночной экономики государство в период финансово-экономического кризиса должно быть менее склонно к национализации и усилению своей роли в экономике, оно должно работать по обратной модели поведения и стараться сбыть с рук национализированные ранее компании, так как не может тягаться с частным бизнесом по эффективности менеджмента.