Шпаргалка по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:17, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Антикризисное управление"

Работа состоит из  1 файл

шпоры по АУ.docx

— 61.23 Кб (Скачать документ)

Жизнедеятельность фирм на стадии национального виолента подробно исследована швейцарским ученым X. Фризенвинкелем. Некоторые группы крупных национальных виолентов, несмотря на

свои размеры, не утрачивают способности  к быстрому росту. Они динамичны  и дают наиболее яркие примеры  агрессивной конкуренции в верхнем  эшелоне (их состояние определяется как состояние «гордого льва»). Особенности  их позиций на рынке часто связаны  с обладанием технологическими и  организационными преимуществами в  конкретной области производства и  экономической деятельности. Стремление полностью использовать выгоды часто  заставляет эти фирмы выступать  возмутителями спокойствия, делает их минимально заинтересованными в  сотрудничестве с другими гигантами (рис. 5.7).

В процессе развития компании нередко  утрачивают былой динамизм, обретая  взамен устойчивую стабильность (их положение  называют позицией «могучего слона»). Последняя обеспечивается

преимущественно тремя факторами: большими размерами, диверсификацией, наличием широкой международной  сети филиалов. В условиях жестокой конкуренции трудно оставаться постоянно

первым в создании новшеств, но широкий в ассортиментном и географическом отношении охват рынка позволяет  стать менее зависимым от исхода конкурентной гонки. Ни одно новшество, реализованное соперниками, не затронет всех сегментов рынка. Следовательно, всегда остаются возможности догнать  конкурентов. Часто «слоны» вполне сознательно избегают чести быть первыми. Ведь риск у первопроходца  всегда велик. Они пускают в ход  свои гигантские возможности, только когда  успех уже наметился, и нередко  при этом оттесняют новатора. Таким  образом, интернациональный виолент возникает как продолжение развития национального посредством открытия филиалов за рубежом, освоения других национальных рынков сбыта. Интернациональный виолент вынужден действовать по правилам мирового рынка (рис. 5.8). Для России в этом плане есть специфическая проблема, решение которой не осуществимо к настоящему времени. Суть проблемы заключается в том, что более развитые в экономическом отношении страны стремятся перевести в Россию экологически грязные производства, что в конечном счете ставит под угрозу национальную безопасность страны.

Закат монополии связан с состоянием, по образному выражению, «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, фирма постепенно утрачивает способность  добиваться соразмерной

прибыли, а то и начинает приносить  убытки. Причиной такого этапа развития может быть и часто бывает распыление активности по слишком широкому кругу  направлений, усложнение организационной  структуры, ометвление значительной части капитала в утративших перспективу производствах.

Но ситуация не является безнадежной. Выход состоит, как правило, в  дезинвестициях, в безжалостном избавлении от убыточных производств и снижении издержек в сохраняемых предприятиях. Уменьшив свои размеры, фирма получает возможность финансового

оздоровления. При этом возможна и  такая ситуация. Попавшая в полосу кризисного развития фирма нередко  утрачивает самостоятельность или  медленно переходит на второстепенные роли в экономическом развитии, превращаясь  в деструктурированный виолент.

Четвертый этап называется коммутантным. Он представляет собой состояние фирмы в период упадка, старения, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, теряет смысл, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а выросшие и окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.

Так появляются фирмы-коммутанты, осуществляющие средний и малый бизнес, ориентированный  на удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуализированный  подход к клиентам, использование  достижений фирм-виолентов. Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и занимающиеся выпуском продукции или услуг, либо частично устаревших, либо имеющих ограниченный спрос в рамках только национального или регионального рынка.

Это могут быть как крупные и  средние, так и малые фирмы. Их научно-техническая политика требует  принятия решений о своевременной  постановке продукции на производство, о степени технологической освоенности  изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей (рис-. 5.9).

Пятый этап называется леталентным. Он характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением ее существования в прежнем виде. На этом этапе появляются фирмы-леталенты. Это фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функционирования, или фирмы, на которых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Такие глубокие изменения, естественно, могут породить целую гамму осложнений самого различного характера, в том числе и рыночных позиций.

27. Финансовая политика  неплатежеспособного предприятия

Основная  роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию  внутренних механизмов финансовой стабилизации.

Основные  этапы финансовой стабилизации предприятия  в условиях кризисной ситуации выражаются в следующем:

1. Устранение  неплатежеспособности. 

2. Восстановление  финансовой устойчивости (финансового  равновесия). Устранение неплатежеспособности  предприятия возможно в течение  короткого периода за счет  осуществления ряда аварийных  финансовых операций. Это позволит  устранить угрозу банкротства  не только в коротком, но и  относительно более продолжительном  промежутке времени.

3. Обеспечение  финансового равновесия в длительном  периоде. Эта задача требует  ускорения темпов экономического  развития на основе внесения  определенных корректив в отдельные  параметры финансовой стратегии  предприятия. 

4. Если использование  внутренних механизмов финансовой  стабилизации не достигло своих  целей или если по результатам  диагностики был сделан вывод  о бесперспективности попытки  выхода из кризисного состояния  за счет мобилизации только  внутренних резервов, предприятие  имеет возможность прибегнуть  к внешней помощи, которая приобретает  форму его санации.

Санация представляет собой систему мероприятий по предотвращению предприятия - должника банкротом и его ликвидации. Санация  предприятия проводится в трех основных случаях. Если предприятие в попытке  выхода из кризисного состояния прибегает  к внешней помощи по своей инициативе до возбуждения кредиторами дела о банкротстве. Если само предприятие, обратившись в арбитражный суд  с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей  санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных  предприятий). Если решение о проведении санации выносит арбитражный  суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и выполнить  его обязательства перед бюджетом. В двух последних случаях санация  осуществляется в процессе производства дела о банкротстве при условии  согласия собрания кредиторов по срокам выполнения их требований и на перевод  долга.

5. Процесс реорганизации санируемых  предприятий требует предварительной  разработки проекта санации. Разработка  санации их осуществляется, как  правило, представителями санатора, предприятия - должника и независимыми аудиторами.

6. Основой  выбора той или иной формы  санации является расчет ее  эффективности: соотношение результатов  (эффекта) и затрат на осуществление  санации в предложенной форме.  Результаты санации (хотя и  направлены на устранение неплатежеспособности  и восстановление финансовой  устойчивости предприятия), в конечном  итоге, могут быть оценены размером  дополнительной прибыли (разницей  между ее значениями после  и до осуществления санации). 

7. Затраты на осуществление санации  определяются путем разработки  специального бюджета. Принципиально  эти затраты могут рассматриваться  как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде. 

Цель санации  считается достигнутой, если удалось  за счет внешней финансовой помощи при реорганизации нормализовать  производственную деятельность и избежать объявления предприятия - должника банкротом  с последующим прекращением его  деятельности и продажей имущества. 

В любом случае, целесообразно при  устойчивой тенденции падения рентабельности обратиться в консалтинговое агентство, чтобы не допускать пагубных последствий  для своего предприятия. В 90% случаев  самые простые решения на начальном  этапе ухудшения финансового  состояния предприятия способны уберечь от антикризисного управления, и действовать в рамках обычного менеджмента, зачастую это связано  с психологией или некомпетентностью  высшего руководства предприятия.

 

15.Институциональные,  политические, правовые и финансовые  механизмы антикризисного управления.

Институциональный: Участники: арбитражный суд, саморегулирующиеся организации, профсоюзы, представители трудового коллектива, учебные заведения, которые готовят антикризисных управляющих, институт окружающей среды, защита прав собственности, страховые оргнаизции.

Политический:

Государственная политика в регулировании кризисных  ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется  на трех уровнях:

поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;

предупреждение  и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

уменьшение  негативных последствий банкротства  предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

Правовой:

Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Финансовое  оздоровление вводится арбитражным  судом на основании решения собрания кредиторов.

Главная цель внешнего управления – финансовое оздоровление должника, достигаемое за счет продажи части имущества должника, а также при помощи организационных и экономических мероприятий.

Срок  конкурсного производства не может  превышать один год; суд может  продлить этот срок на шесть месяцев. При открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.

Обязательным  условием ведения мирового соглашения является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.

Мировое соглашение заключается на равных условиях для всех кредиторов и оформляется  в письменном виде.

Наблюдение  осуществляется в целях обеспечения  сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Финансовый:

Процесс стабилизации финансового состояния  предприятия условно можно разделить на три этапа:

устранение  неплатежеспособности - принцип "отсечения  лишнего";

восстановление  финансовой устойчивости - "сжатие предприятия";

обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

 

18.Система государственного  мониторинга состояний предприятий.  Порядок учета неплатежеспособных  предприятий.

Система показателей для  мониторинга состояния предприятия, как минимум, должна включать следующие финансовые коэффициенты:

-тенденция изменения выручки;

-относительный валовый доход.  Доход, который компания получает от своей основной деятельности, обычно от продажи товаров или услуг потребителям.

-средний период погашения дебиторской  задолженности;

-оборачиваемость товарно-материальных  запасов;

         -коэффициент срочной ликвидности.  Способность предприятия выполнять свои обязательства за счет более ликвидной части активов ((Гот.пр.+ДЗ+ден.ср-ва)/(ТП- дох.буд.пер.))

Порядок учета неплатежеспособных предприятий:

-определяем  список предприятий

-есть  система мониторинга, которая  просчитывает все коэффициенты  и в случае отрицательной динамики создаем балансовую комиссию (держатели акций, администрация_

-приглашаем  директора с объяснениями причин

-в  зависимости от его слов уже  решаем снять его с поста  или помочь предприятию

 

40.Общая методика  разработки инвестиционной политики  в антикризисном управлении.

Инвестиционная политика – это часть общей финансовой политики предприятия, представляющая собой систему мер, план мероприятий,  направленных на реализацию инвестиционных стратегий. Она предполагает выбор наиболее эффективных форм инвестирования доступных предприятию.

Информация о работе Шпаргалка по "Антикризисному управлению"