Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:04, реферат
Существует множество классификаций кризисов . В частности, за рубежом широко используется классификация кризисов на внезапные (Sudden) кризисы и тлеющие (Smoldering) кризисы. Причем, на долю внезапных кризисов приходится 29% всех кризисов организаций в мире, а на долю тлеющих - 71%.
Типология кризисов и их признаки на предприятии
Существует множество
классификаций кризисов . В частности,
за рубежом широко используется классификация
кризисов на внезапные (Sudden) кризисы и
тлеющие (Smoldering) кризисы. Причем, на долю
внезапных кризисов приходится 29% всех
кризисов организаций в мире, а на долю
тлеющих - 71%.
Внезапный кризис - непредвиденное и внезапное
нарушение экономической деятельности
организации. Внезапные кризисы можно
подразделить на два подтипа:
1. кризис непрерывности (бесперебойности)
деятельности организации из-за катастрофы
или несчастного случая;
2. кризис репутации (доверия,
огласки), под которым понимается
неожиданное негативное
Тлеющий кризис - это проблема, скрыто существовавшая и развивавшаяся в организации, но о которой вплоть до момента ее выявления не было известно ни внутри организации, ни вне нее, и которая может привести к превышающим всякие ожидаемые размеры расходам, убыткам и прочим угрозам.
Структурный кризис выражается в неадекватности структуры организации параметрам внешней экономической среды и является следствием принятия неверных стратегических решений. Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой.
С позиции теории регуляции
кризисы можно классифицировать
следующим образом:
- кризис как результат «внешнего» шока.
В этом смысле под кризисом понимается
ситуация, когда продолжение экономического
развития той или иной географической
общности оказывается заблокированным
из-за нехватки ресурсов, связанной с природными
или экономическими катастрофами,
- циклические кризисы.
Здесь кризис представляет
- структурный (большой) кризис. Любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;
- кризис системы регуляции.
Ситуация, когда механизмы, связанные
с существующей системой регуляции, оказываются
не в состоянии изменить неблагоприятные
конъюнктурные процессы, хотя режим накопления
остается вполне жизнеспособным,
- кризис способа производства. Этот кризис
характеризуется обострением противоречий,
развивающихся в недрах наиболее важных
институциональных форм, определяющих
режим накопления В ходе кризиса оказываются
нежизнеспособными самые важные закономерности,
на которых базируется организация производства,
перспективы прибыльного использования
капитала, распределение стоимости и структура
общественного спроса. Это ситуация, когда
блокируется вся динамика, воспроизводства
данной конкретной экономики.
Симптомы неблагополучия.
Нарушения прав части акционеров,
выражающиеся в преднамеренном или
непреднамеренном создании условий, при
которых они не могут принимать
участие в общих собраниях, получении
ими необоснованных отказов по предложениям
о включении вопросов в повестку
дня собраний или выдвижении кандидатур
в совет директоров, неполучении
дивидендов в установленные сроки
и в установленных размерах, создании
препятствий для свободной
Создание условий, препятствующих эмиссии и размещению дополнительных акций с целью привлечения капитала инвесторов, заинтересованных в развитии производства; в том числе, противодействие этому со стороны части акционеров.
Нарушения прав работников, установленных трудовым законодательством: задержка выплаты заработной платы, отказ в предоставлении отпусков, компенсаций и т.д.
Принятие органами управления
решений, не соответствующих
Низкая загрузка производственных
мощностей, низкая рентабельность или
убыточность деятельности, длительная
или систематическая
Непрозрачность бухгалтерской и иной отчетности для собственников, кредиторов, потенциальных инвесторов; сокрытие работниками аппарата управления некоторых затрат от руководства предприятия и иные признаки дезорганизации учета и отчетности.
Неэффективная организация
производства, высокий уровень
Высокий процент брака, наличие рекламаций и жалоб потребителей на качество продукции
Систематическое запаздывание или непринятие управленческих решений в ситуациях, требующих неотложной реакции, проявления бюрократизма.
Неоднократное принятие решений органами управления предприятием, ухудшающих финансовое состояние предприятия, приводящих к потере рынка сбыта, покупке сырья и материалов по завышенным ценам или ухудшающих другие показатели деятельности предприятия.
С перечисленными симптомами неблагополучия особенно часто приходится встречаться вновь назначенным руководителям, на которых возложена задача вывода предприятия из кризисного состояния.
Приведенный перечень оснований для внесения собственнику предложения о реформирования предприятия, разумеется, не является исчерпывающим.
Однако целью реформирования является не просто устранение этих симптомов, а осуществление коренных изменений в деятельности и структуре предприятия, которые позволят ему устойчиво функционировать и развиваться как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Информация о работе Типология кризисов и их признаки на предприятии