Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение возникновения кризисных ситуаций.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучить основные причины возникновения кризисных ситуаций;
Введение.
1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций.
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях и в организациях.
1.2 Антикризисное управление и регулирование.
1.3 Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью.
1.4 Причины и последствия возникновения кризисов. Разновидность кризисов.
1.5. Кризисы как закономерность развития предприятия.
2. Антикризисное управление организацией.
2.1 Диагностика кризисов в организации.
2.2 Методы преодоления финансового кризиса в организации.
Список использованной литературы.
Если согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.
Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.
Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.
Если есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько подсистем.
По проблематике
кризиса следует указать макро–
и микрокризисы. Макрокризис охватывает
всю народнохозяйственную систему.
Микрокризис распространяется на отдельную
проблему или группу проблем. Но кризис,
будучи минимальным, по принципу «домино»
может вовлечь в противоречия
всю систему или весь процесс
развития, так как все элементы
взаимосвязаны и
В совокупности социальных кризисов следует указать политический кризис – противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.
Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.
Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис – это кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия.
Рис. 1. Классификация кризисов
Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).
Предсказуемые
кризисы могут предсказываться
и возникают под воздействием
объективных факторов развития –
необходимости модернизации производства,
бизнеспроцессов под
Неожиданные
кризисы возникают вследствие ошибок
в управлении, действия сил природы,
активизации
Глубокие
кризисы могут
Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.
1.5. Кризисы как закономерность развития предприятия
Кризисы являются закономерностью развития любого предприятия, главная задача руководства вовремя диагностировать зарождающийся кризис и предпринять адекватные действия – единственный путь преодоления как для предприятия, так и для макроэкономической системы. Можно сказать, что результативность кризисной идентификации актуальна лишь тогда, когда кризисная диагностика на предприятии реализуется по определённому алгоритму, предусматривающему все этапы её выполнения.
В первую очередь следует идентифицировать класс анализируемого объекта выявить принципиальные различия данного предприятия от иных, подобных ему. Сопоставить реальные параметры предприятия с эталонными. Далее можно выявить допустимые уклоны от базовых показателей. После проведения кризисной диагностики нужно выработать технику и порядок антикризисных операций на предприятии.
Поскольку каждое
предприятие уникально, антикризисную
диагностику и её алгоритмы для
каждого конкретного случая нужно
разрабатывать индивидуально. При
этом конкретизация понятия «кризис»
объясняет процесуальную
Как правило, кризис зарождается ещё задолго до «открытого» проявления. Его первым этапом может стать снижение предельной эфективности капитала, ухудшение характеристик рыночной активности фирмы, ухудшение рентабельности и падение общего объема прибыли. То есть – первые признаки финансового «нездоровья» предприятия.
А далее нарастает
кризис в финположени предприятия,
закономерно «тают» инвестиционные
резервы и финансовые запасы. Как
можно решить проблемы на данном этапе
кризиса? В первую очередь, можно
сменить стратегию развития предприятия,
реструктуризировать
Если кризис
продолжает развиваться - обычно фирма
становится убыточной. Тут уже необходимо
либо реструктуризировать
Третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия. Это плохо влияет на перспективы его развития, долго- и среднесрочное планирование финансовых показателей, адекватное составление бюджета. Обычно на этом этапе падают и объёмы производства – начинается цепная реакция дестабилизации всех процессов на предприятии.
Если на третьей
стали развития кризиса не принимтаь
должные меры (их должны осуществлять
собственники, учредители и (или) управляющие
предприятия, то кризис может дойти
до степени кризиса ликвидности
фирмы и практически
Обычно в
четвертой фазе кризиса возникает
состояние состояние полной неплатеже
способности фирмы. Здесь теряется
возможность финансировать
Итак, тщательно
изучив финансовые и производственные
показатели фирмы, проводя антикризисную
диагностику, можно в каждом конкретном
случае выработать наилучшие рекомендации
– как для собственников
Любая организация,
начиная с момента своего возникновения,
сталкивается с целым рядом проблем,
которые могут спровоцировать острый
кризис, сопровождающийся резким ухудшением
показателей деятельности: ликвидности,
платежеспособности, рентабельности,
оборачиваемости оборотных
В тот момент, когда организация начинает свою деятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число фирм-конкурентов. Занять определенную нишу на рынке, позиционировать свою торговую марку непросто. Многие организации разоряются, не выдержав конкуренции. Поэтому во многих странах с развитой рыночной экономикой разработана система мер поддержки малого бизнеса, которая заключается в выдаче льготных кредитов, временном освобождении от налогообложения, передаче на выгодных условиях патентов и технологий. При такой поддержке организации проще пройти этап количественного и качественного роста, добиться устойчивости позитивных тенденций в развитии. Кризисы часто возникают и в зрелых организациях, которые утрачивают свою положительную динамику и способность добиваться соразмерной прибыли.
Кризисы в
организации могут проявляться:
в форме ужесточения
Информация о работе Возникновение кризисов в организации, их сущность