Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является закрепление на основе теоретических знаний с использованием научной литературы и практического материала практических навыков в области бухгалтерского учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции.
В связи с этим в курсовой работе поставлены следующие задачи:
– дать общее понятие и сущности затрат на производство продукции;
– привести классификацию затрат: отечественный и зарубежный опыт;
– раскрыть основные методы учета затрат и калькуляции себестоимости продукции;
– провести анализ состава и структуры затрат на производство продукции предприятия;
– определить порядок организации учета затрат на производство продукции в исследуемом предприятии и предложить пути его совершенствования.
Себестоимость реализованных товаров (работ и услуг) включает следующие статьи затрат: «Материалы», «Расходы на оплату труда рабочих», «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов», «Накладные расходы».
В подстатью «Материалы» включаются затраты
на используемые непосредственно при
выполнении работ материалы, топливо,
электроэнергию, пар, воду и другие виды
материальных ресурсов. Указанные затраты
определяются исходя из стоимости приобретения
этих ресурсов, расходов на их доставку
до приобъектного склада и заготовительно-складских
расходов, включая затраты на комплектацию
материалов, осуществляемую конторой
материально-технического снабжения или
управления производственно-
Из затрат на материалы, отражаемых в себестоимости работ, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки материалов, деталей и других материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе выполнения работ и утратившие полностью или частично потребительские качества исходных ресурсов (физические или химические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению. Не относятся к отходам остатки материальных ресурсов, которые передаются в другие подразделения организации в качестве полноценного материала для производства других видов работ (услуг).
По подстатье «Материалы» не отражаются затраты на материалы, запасные части, энергию и смазочные материалы, предназначенные для содержания и эксплуатации машин и механизмов, затраты на материалы, используемые в подсобных производствах, обслуживающих и прочих хозяйствах, а также на материалы, расходуемые на административно-хозяйственные и другие нужды производства, предусматриваемые в составе накладных расходов.
По подстатье «Расходы на оплату труда рабочих» отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад), занятых непосредственно в работах, исчисленные по принятым в организации системам и формам оплаты труда.
В подстатью «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов» включаются: затраты по принятым в организации системам и формам оплаты труда работников: рабочих, занятых управлением машинами и механизмами (механиков, машинистов, мотористов и других рабочих профессий, занятых управлением машинами и механизмами) и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад); затраты материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатационные цели; амортизационные отчисления на полное восстановление машин и механизмов, а также производственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе основных фондов и т.п.
К накладным расходам
относятся административно-
Рассмотрим себестоимость реализуемой продукции по статьям затрат, представленным в таблице 5 (см. приложение). Как видно из таблицы 5 в 2004 году наибольшую долю составляли затраты на материалы 80, 91%, расходы на оплату труда составили 8, 62%, расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов 7,12% и накладные расходы 3,36%.
В 2005 году затрат на материалы составила 370146 тыс. тенге или 79, 21% от общей суммы затрат, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 188213 тыс. тенге, но их доля в общей сумме затрат за 2005 год сократилась по сравнению с 2004 годом на 1,7%. По статье расходы на оплату труда также наблюдается увеличение суммы затрат на 36301 тыс. тенге. Доля данного вида затрат в общей сумме 2005 года по сравнению с 2004 годом увеличилась на 3,29, связано это с пересмотром руководством ТОО «Арай» материального стимулирования труда в сторону их увеличения. В 2005 году расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов составили 27259 тыс. тенге или 5,83% и накладные расходы 14215 тыс. тенге или 3,04%.
По результатам 2006 года видно, что на материалы сумма затрат увеличилась на 117424 тыс. тенге, что составило 81,03% в общей доле затрат рассматриваемого года, а расходы на оплату труда на 19478 тыс. тенге составив 75152 тыс. тенге или 12, 49%. Расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов составили лишь 26397 тыс. тенге или 4,39% уменьшившись по сравнению с 2005 годом на 862 тыс. тенге, а накладные расходы составили 12622 тыс. тенге или 2,10% уменьшившись на 1593 тыс. тенге.
Таким образом, что общая стоимость затрат в 2005 году увеличилась по сравнению с 2004 годом на 242434 тыс. тенге, а в 2006 году еще на 134447 тыс. тенге. Такому результату способствовало повышение объема производства товарной продукции, а также увеличение рыночной цены материалов используемых при производству кислорода и сопутствующих ему товаров и увеличение объема заработной платы рабочего персонала организации за счет уменьшения затрат на содержание машин и накладных расходов.
В ТОО «Арай» учет затрат на производство и реализацию товаров (работ и услуг) осуществляется на основе первичной учетной документации, оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.
Первичная документация составляется с обязательным кодированием, обеспечивающим учет по видам работ (в необходимых случаях в разрезе статей и элементов затрат), а также в разрезе участков, бригад, подразделений и служб организации, в соответствии с требованиями внутрипроизводственного хозрасчета. К первичным документам учета расходов по реализации товаров (работ услуг) относятся: расходные кассовые ордера, счета фактуры, товарно-транспортные накладные, авансовые отчеты чеки, инвентарные карточки (карточки на основные средства).
Синтетический учет ведется
на активном, собирательно-
Таблица 6. Хозяйственные операции за декабрь 2006 года
№ пп |
Содержание хозяйственных операций |
Сумма тенге |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Начислена заработная плата работникам, связанным с реализацией товаров, а также работникам, обслуживающим процесс отгрузки и реализации товаров, работ, услуг |
396413,00 |
7110 |
3350 |
2. |
Начислена амортизация основным средствам, используемым в процессе реализации: – здание, – автомобиль «Газель», – прочие. |
30724,17 4560,00 12366,02 |
7110 |
2420
|
3. |
Расходы на топливо, бензин |
38317,00 |
7110 |
1310 |
4. |
Аренда склада АО Биназар |
44270,00 |
7110 |
1610 2910 |
5. |
Рекламное агентство плюс: Авансовый отчет №1 Авансовый отчет №4 Авансовый отчет №5 Реклама |
23402,00 21650,00 15574,00 17071,67 |
7110 |
1610 2910 |
6. |
Услуги почты «АО «Казпочта» Авансовый отчет №2 |
6925,00 |
7110 |
1610 2910 |
В конце года счет 7110 закрывают, списывая в Дебет счета 5430, т.е. в конце отчетного периода (года), учтенные расходы списываются на счет итогового дохода (убытка). Аналитический учет расходов по реализации товаров (работ услуг) ведется в журнале-ордере №14.
К общим и административным
расходам относятся расходы, связанные
с обслуживанием ТОО «Арай» в
целом и управлением всей его
производственно-хозяйственной
На рисунке 3 представлена организация документооборота по учету общих и административных расходов. К первичным документам относятся: расходные кассовые ордера, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные на внутреннее перемещение товара, товарные чеки, авансовые отчеты, квитанции, уведомления об оплате штрафа, акты на списание продукции, акты о краже, акты недостачи, а также выписки банка.
Предприятие понесло
следующие общие и
Синтетический учет этих расходов ведется на активной счете 7210 «Общие и административные расходы». В конце года счет 7210 также закрывают, списывая в Дебет счета 5430
К расходам по процентам ТОО «Арай» относит оплату процентов по кредитам банков и по кредитам поставщиков. Процент (вознаграждение) – часть дохода, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежный капитал. Источником погашения процентов является стоимость, создаваемая в процессе использования ссудного капитала.
К первичным документам относятся: договора с банком, выписки банка, платежные поручения.
Для учета расходов по процентам в ТОО «Арай» предназначен счет 7310 «Расходы по процентам» на котором и ведется синтетический учет. Так, 1 октября 2006 года ТОО «Арай» получило в АО «Банк Центр Кредит» кредит в размере 2066039 тыс. тенге по ставке 18% годовых сроком на 1 год. При начислении процентов по кредиту дебетуют счет 7310 «Расходы по процентам» кредитуют счет 3380 «Проценты к оплате». Оплата всех видов процентов отражается по дебету счета 3380 «Проценты к оплате». В конце года счет 7320 закрывают, списывая в Дебет счета 5480.
Аналитический учет расходов по процентам ведется в ведомости по видам процентов.
Для учета себестоимости работ, услуг и реализованных товаров используется счет 7010 «Себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг). На себестоимость реализованных товаров дебетуют счет 7010 и кредитуют счет 1320 «Готовая продукция», 1330 «Прочие товары». К счету 7010 предприятия открывают субсчета по видам (группам) реализуемых работ и товаров. В конце отчетного периода суммы, учтенные на дебете счета 7010, записываются по кредиту этого счета и дебету счета 5430 «Итоговый доход (убыток)». Счет 7010 в конце отчетного периода закрывается.
Для аналитического учета в ТОО «Арай» используются машинограммы, в которых указано количество и себестоимость продукции, работ и услуг, реализованных (отгруженных, отпущенных) за месяц и с начала года.
В таблице 7 приведена
корреспонденция счетов по учету
себестоимости реализованных
Таблица 7. Хозяйственные операции по учету себестоимости реализованных товаров (работ и услуг)
№ |
Содержание хозяйственных операции |
Сумма тыс. тенге |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
кредит | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
На основании приказов- |
100124 |
7010 |
1320 |
2. |
Сданы по актам выполненные для заказчиков работы и услуги |
122400 |
7010 |
8010, 8030 |
3. |
Предъявлены АО «Сана» налоговые
счета-фактуры и расчетно- |
600240 |
1210 |
6010 |
На сумму НДС, 14% |
90036 |
2210 |
3130 | |
Итого |
690276 |
X |
X |