Аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение постановки учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Эстетика Плюс» с позиции действующего законодательства, нормативных документов.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучение нормативных документов, регулирующих учет расчетов с покупателями и заказчиками и ознакомление с учетной политикой предприятия, в части учета расчетов с покупателями и заказчиками ;
2. Рассмотрение порядка документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками;
3. Разработка мероприятий по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические и методические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчикамии 4
1.1. Понятия, классификация, оценка, мнения авторов 4
1.2.Нормативно-законодательное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками 7
Глава 2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 12
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Эстетика Плюс» 12
2.2. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками 15
2.3. Организация аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками 18
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками 28
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

ЛЛЛ.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 
 
 
 
 
 

Введение 

     В процессе хозяйственной деятельности у предприятий и организаций  возникают договорные отношения  с различными юридическими и физическими  лицами при осуществлении товарных операций, выполнении работ и оказании услуг. Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной договора в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При этом любая организация может выступать как дебитором, так и кредитором.[9]

Эффективная организация бухгалтерского учета  расчетов является одним из  немаловажных факторов, влияющих на результат деятельности предприятия, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Объектом исследования в данной курсовой работе является бухгалтерский учет расчетов  с покупателями и заказчиками в ООО «Эстетика Плюс».

    Предмет исследования- учет расчетов с покупателями и заказчиками.

    Целью настоящей работы является изучение постановки учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Эстетика Плюс» с позиции действующего законодательства, нормативных документов.

    Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. Изучение нормативных документов, регулирующих учет расчетов с покупателями и заказчиками и ознакомление с учетной политикой предприятия, в части учета расчетов с покупателями и заказчиками ;
  2. Рассмотрение порядка документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками;
  3. Разработка мероприятий по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками.

    Информационной  базой к написанию курсовой работы послужили: учебники , пособия, внутренние документы ООО «Эстетика Плюс». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретические  и методические аспекты  учета расчетов с  покупателями и заказчиками 

    1. Понятия, классификация, оценка, мнения авторов.

     Расчетные операции сопровождают деятельность любой  организации. Их можно разделить на две группы: внешние расчетные операции и внутренние расчетные операции. К первой группе относятся операции данной организации с другими юридическими лицами или физическими лицами, не являющимися ее штатными работниками. Вторая группа – это операции по расчетам со своими штатными работниками. В составе внешних расчетных операций рассмотрим расчеты с покупателями и заказчиками.[11]

Денежные  расчеты осуществляются организацией либо наличными, либо в виде безналичных платежей. Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Их применение  позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность. Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счетах  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», и др. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».[15]

     Формы безналичных расчетов избираются организациями  самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организацией с банками. В рамках безналичных расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.[10]

     В ходе расчетов организации с другими  лицами может возникать дебиторская и кредиторская задолженность.

Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за купленную продукцию). Дебиторская задолженность отражается в активе баланса. Задолженность может быть срочной и  просроченной, образовавшейся при невыполнении должником в срок своих обязательств. Бухгалтеру важно следить за своевременным погашением задолженностей если задолженность дебиторская, то можно случайно пропустить срок исковой давности и потерять возможность вернуть свои деньги, а если кредиторская, то возникают ситуации, при которых организация обязана будет уплатить штрафы, пени, неустойки. Реальность  дебиторской и кредиторской задолженности должна быть подтверждена. Для этого организация направляет контрагентам выписки из карточек аналитического учета о числящихся по ним суммам или запрос о состоянии расчетов.[20]

В бухгалтерском  балансе дебиторскую и кредиторскую задолженность отражают по срокам ее возникновения как краткосрочную, со сроком погашения не более 12 месяцев после отчетной даты, и долгосрочную, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. При этом исчисление указанного срока, осуществляется, начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был принят к бухгалтерскому учету.[17]

Срок, в  течение которого дебиторская и  кредиторская задолженности отражаются в учете и отчетности, определяются соответствующим законом, иными правовыми актами и договором. При ведении расчетов используется понятие «исковая давность». Гражданский кодекс определяет ее  как срок защиты права по иску лица, право которого нарушено. В течение этого срока можно требовать принудительной защиты нарушенного права. Общий срок исковой давности равен трем годам. Но существуют и специальные сроки исковой давности, которые могут быть короткими или более длительными.

Основанием  для списания долгов с истекшим сроком исковой давности в бухгалтерском  и налоговом учете является приказ руководителя по результатам инвентаризации. По результатам инвентаризации могут быть установлены факты наличия на балансе организации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.[13]

     В соответствии с п.2 ст. 266 НК РФ долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, признаются безнадежными долгами. По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию.

     Дебиторская задолженность по истечении срока  исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва  сомнительных долгов.

 Списание  задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями:

  1. Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

    Кредит  счетов 62,76.

  1. Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»;

    Кредит  счетов 62,76.

Списанная дебиторская задолженность не считается  аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.[12]

При поступлении  средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50,51,52) и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Рационально организованная система бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности позволяет обеспечить:

  • своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
  • контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом, контрагентами;
  • контроль соблюдения форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
  • своевременную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.[25]
 

1.2.Нормативно-законодательное  регулирование учета  расчетов с покупателями  и заказчиками. 

Общее методологическое руководство бухгалтерским  учётом (в том числе учётов расчётов с заказчиками) в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ, который устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации, а также других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности в России состоит из документов четырёх уровней:

I –  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ. Федеральные законы, указы

Президента  РФ и постановления Правительства  РФ Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ.

II - НОРМАТИВНЫЙ . Положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ.

III – МЕТОДИЧЕСКИЙ. Нормативные документы (иные, чем положения), методические указания Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, Институт профессиональных бухгалтеров России.

IV - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Документы, формирующие учётную политику организации (организационно-распорядительная документация).

 При рассмотрении учёта расчётов с заказчиками  необходимо выделить следующие нормативно-правовые документы, которые регламентируют данное направление бухгалтерского учёта:

1) Положение  по бухгалтерскому учёту «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008);

2) Положение  по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).[16]

     В остальном учёт расчётов с заказчиками осуществляется на общих основаниях.

Так, в  ПБУ 2/2008 устанавливается порядок  формирования в

бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность

выполнения  которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. В частности, в данном ПБУ отмечается, что бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору (по каждому заказчику). Доходы по договору признаются организацией доходами от обычных видов деятельности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации»

ПБУ 9/99 .

     Величина  выручки по договору определяется исходя из стоимости работ по определенной в договоре цене, корректируемой в случаях и на условиях, предусмотренных договором. Выручка по договору корректируется на суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей, если существует уверенность, что такие суммы будут признаны заказчиками или иными лицами, указанными в договоре, которым они предъявлены, и сумма их может быть достоверно определена.

     Выручка по договору и расходы по договору признаются способом «по мере готовности», если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно определен. Способ «по мере готовности» предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы независимо от того, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором).

Информация о работе Аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками