Аудит безналичных расчётов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание

В данной работе было рассмотрено современное состояние безналичных расчётов предприятия, изучены особенности аудита безналичных расчётов, на основании экономической характеристики компании ЗАО «Промсвязь-Инвест» мы изучили показатели финансовой деятельности организации, освятили практические вопросы проведения аудита безналичных расчётов на предприятии.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты учёта и аудита безналичных расчётов предприятия 6
1.1. Организация бухгалтерского учёта безналичных расчётов предприятия 6
1.2. Нормативно-законодательное регулирование учёта и аудита безналичных расчётов предприятия 11
1.3. Особенности аудиторской проверки безналичных расчётов организации 16
2. Практическое проведение аудиторской проверки учёта безналичных расчётов компании ЗАО «Промсвязь-Инвест» 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании 20
2.2. Планирование аудиторской проверки безналичных расчётов компании ЗАО «Промсвязь-Инвест» 27
2.3. Проведение аудиторской проверки безналичных расчётов компании ЗАО «Промсвязь-Инвест» 35
3. Выводы и рекомендации по результатам аудиторской проверки безналичных расчётов организации 46
3.1. Оценка результатов аудиторской проверки безналичных расчётов компании ЗАО «Промсвязь-Инвест» 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию учёта безналичных расчётов компании 49
Заключение 56
Библиографический список 59

Работа состоит из  1 файл

Аудит безналичных расчётов2.doc

— 598.00 Кб (Скачать документ)
 

      Организации имеют право открывать валютные счета на территории Российской Федерации в любом банке, уполномоченном Центральным банком на проведение операций с иностранными валютами.

      Для обобщения информации о наличии  и движении средств в иностранной  валюте используют счёт 52 «Валютные счета». По дебету этого счёта отражают поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту - списание денежных средств с валютных счетов. Операции по валютным счетам отражаются на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчётных документов [18, с. 146].

      На  счёте 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платёжных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. К счёту 55 могут быть открыты следующие субсчета:

      55.1 «Аккредитивы»;

      55.2 «Чековые книжки»;

      55.3 «Депозитные счета» и др.

      Основными задачами учёта безналичных расчётов предприятия являются:

      - своевременное и правильное документирование  операций по движению денежных средств и расчётов;

      - контроль за использованием денежных  средств строго по целевому  назначению;

      - контроль за правильными и  своевременными расчётами с бюджетом, банками, персоналом;

      - контроль за соблюдением форм  расчётов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками.

      Итак, можно сделать вывод, что безналичные расчёты не предполагают физического перемещения денег от одного предприятия к другому, равно как и перемещение их от одного банка к другому. Смысл безналичных расчётов заключается в списании сумм денег с одного расчётного счёта на другой в соответствии с документами, имеющими юридическую силу. Такая форма расчётов является более медленной, чем форма наличных расчётов, однако более надёжной и безопасной. Кроме того, она позволяет легко осуществлять любой объём денежных платежей. Эта форма легко автоматизируется и скорость взаимных платежей с каждым годом увеличивается.

      Бухгалтерский учёт и аудит безналичных расчётов предприятия регулируются нормативно-законодательными актами. Более подробно о них расскажем в следующей главе.

      1.2. Нормативно-законодательное  регулирование учёта  и аудита безналичных  расчётов предприятия

 

     Нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учёта представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности.

     Ведение бухгалтерского учёта осуществляется в соответствии с нормативными и законодательными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учёте» [3], Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.)), другие носят рекомендательный характер (План счетов (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.) [8], методические указания, комментарии).

     Основным  актом первого уровня является Федеральный  закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ [3]. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчётность.

     План  счетов бухгалтерского учёта представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте. В нём приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

     Инструкция  по применению Плана счетов бухгалтерского учёта устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространённых фактов.

      Также к основным документам, регулирующим операции по расчётному и прочим счетам в банках, относятся следующие:

  1. Гражданский кодекс РФ, часть 2, гл. 42, п. 2;
  2. Налоговый кодекс РФ (ч. I), утв. Федеральным законом № 146-ФЗ от 31.07.98 (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 30.12.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2007);
  3. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10 декабря 2003г.;
  4. Положение ЦБ РФ «О безналичных расчётах в Российской Федерации» №2-П от 03.10.2002г. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.2008 N 1964-У);
  5. Указание Центрального банка Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 1256-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
  6. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006);
  7. Инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентам и нерезидентам уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» №117-И от 15 июня 2004г. (в ред. Указания ЦБ РФ №1713-У от 8 августа 2006г.).

     Итак, на основании нормативных документов осуществляется учёт денежных средств в России.

      Рассмотрим  нормативное регулирование безналичных  расчётов.

      Термины «банковский счёт» и «счёт» используются в ГК РФ не так часто, как денежные средства, а, по сути, только в трёх аспектах: во-первых, в контексте денежных средств (абз. 2 п. 4 ст. 185, п. 3 ст. 810); во-вторых, в контексте договоров, заключаемых между банком и владельцем счёта либо вкладчиком (ст. ст. гл. 44 и 45); в третьих, в контексте безналичных расчётов (ст. ст. гл. 46) [1].

      По  своему назначению банковский счёт нацелен в современных условиях на обеспечение циркуляции денежных средств. Счёт представляет собой специальную экономическую конструкцию, отражающую отношения, связанные с зачислением и перечислением денежных средств. Поэтому, давая характеристику счёта, следует подчеркнуть, что, во-первых, это бухгалтерский документ, на котором в банке фиксируется состояние и движение денежных средств, а, во-вторых, счётом нередко также именуют конкретное платёжное требование об оплате указанной в нем денежной суммы за определённые товары, работы или услуги.

      Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.

      Открытие  кредитной организацией банковского  счёта юридическому лицу осуществляется на основании:

  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе.

      Общие требования к оформлению документов, предъявляемых в банк для осуществления  безналичных расчётов, приведены в «Положении о безналичных расчётах в Российской Федерации» [5].

      С расчётного счёта банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчётов, а также выдаёт средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчётный счёт или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчётного счёта (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платёжных требований) или с их согласия (оплата платёжных требований поставщиков и подрядчиков).

      Операции  по расчётному счёту отражаются в бухгалтерском учёте на основании выписок банка по расчётному счёту и приложенных к ним денежно-расчётных документов.

      Основные  документы, которые используются в  безналичных расчётах, следующие:

  • договор (о поставках, купли-продажи и т.п.);
  • заявление на открытие счёта (форма N 0401025);
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати (форма N 0401026);
  • платёжное поручение (форма N 0401060);
  • сводное платёжное поручение;
  • платёжное требование (форма N 0401061);
  • заявление об отказе от акцепта (форма 0401004);
  • инкассовое поручение (форма N 0401071);
  • реестр передаваемых на инкассо расчётных документов (форма N 0401014);
  • аккредитив (форма N 0401063);
  • реестр счетов (форма N 0401065);
  • платёжный ордер (форма N 0401066);
  • заявление на выдачу чековой книжки;
  • чековая книжка;
  • реестр чеков (форма N 0401007);
  • вексель;
  • кредитно-корпоративная карта;
  • расчётно-корпоративная карта;
  • выписка из расчётного счёта.

      Система нормативного регулирования деятельности в сфере аудита, принятая в России, насчитывает пять уровней:

      Первым  уровнем выступает Закон «Об аудиторской деятельности» [4], а также Указы Президента РФ и Кодексы РФ.

      Вторым  уровнем – Постановления Правительства  РФ, а также всевозможные правовые акты федерального органа по регулированию аудиторской деятельности.

      Правила и стандарты аудиторской деятельности формируют третий уровень. Они разработаны  для однозначного понимания норм аудита.

      На  четвёртом уровне – методики, которые применяются в аудиторской деятельности, которые регламентируют порядок проведения аудиторами проверок по конкретным отраслям, а также по вопросам налогообложения.

      Внутренние  стандарты компаний-аудиторов формируют пятый уровень. Они направлены на разъяснение правил этой деятельности, а также на разработку отдельных аудиторских процедур. Эти стандарты разрабатываются самими компаниями-аудиторами, они в целом формируют единый подход по осуществлению проверок.

     Итак, порядок совершения и оформления операций по расчётному счёту регламентируется правилами, инструкциями и положениями Центрального банка РФ. В процессе проведения аудиторской проверки необходимо руководствоваться Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2008г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

      Мы  обратили внимание на основные общеобязательные правила (нормы) ведения бухгалтерского учёта и проведения аудита в организации, на основании которых можем сделать  акцент на особенностях непосредственно самой аудиторской проверки безналичных расчётов предприятия.

      1.3. особенности аудиторской проверки безналичных расчетов организации

 

      Основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчётности предприятий и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным и законодательным актам, действующим в Российской Федерации.

      Целью аудиторской проверки операций на расчётном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчётности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учёта денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

      При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учёта [30, с. 152].

     Аудиторская проверка по счетам в банке начинается с того, что аудитор устанавливает количество, номера и виды (расчётный в рублях, валютный и прочие виды) счетов, открытых в банках. Это необходимо для того, чтобы проверить наличие банковских выписок по всем счетам, а также регистров синтетического учёта по каждому регистру.

           Далее определяются юридические  основы взаимоотношений между  организацией и банком, т.е. необходимо  определить наличие договора.

      Каждая  организация вправе открывать в  любом банке расчётные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций.

      Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками, дающими возможность  открыть расчётный счёт: производственным (структурным) единицам производственных и научно-производственных объединений; другим хозрасчётным подразделениям организаций, расположенным вне их местонахождения; кооперативам по месту нахождения их филиалов и др.

Информация о работе Аудит безналичных расчётов предприятия