Аудит бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение и оценка бухгалтерской отчетности. Задачи работы – провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия; оценку имущественного положения ; оценку ликвидности и платежеспособности. вероятности банкротства предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………............………………...............3
1.Теоретические основы аудита учета бухгалтерской отчетности….............................5
1.1. Правовые основы аудиторской деятельности……………………............................5
1.2. Нормативные акты и положения, регулирующие бухгалтерскую отчетность.......7
1.3. Обзор литературных источников аудита бухгалтерской отчетности……...........10
2. Общая характеристика аудиторского лица………………………………................13
2.1. Организационно – экономическая характеристика……………………................13
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия...............................15
2.3. Оценка имущественного положения предприятия...............................................18
2.4. Оценка ликвидности и платежеспособности. вероятности банкротства предприятия.......................................................................................................................22
3. Аудит бухгалтерской отчетности................................................................................27
3.1. Объекты аудита. Источники информации. Типичные ошибки в отчетности…..27
3.2. Расчет уровня существенности и оценка аудиторского риска…………………...30
3.3. Планирование проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности…34
3.4. Аудиторские доказательства и применения аудиторских процедур…………….38
3.5. Письменная информация руководителя аудируемого лица……………………...48
3.6. Аудиторское заключение…………………………………………………………...51
4. Пути совершенствования бухгалтерского учета и контроля на предприятии……54
Заключение…………………………………………………..........…………..………….60
Список использованной литературы………………………………............…………...62
Приложение 1.....................................................................................................................64
Приложение 2 ....................................................................................................................65

Работа состоит из  1 файл

аудит бухгалтерской отчетности.doc

— 504.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………............………………...............3

1.Теоретические основы аудита учета бухгалтерской отчетности….............................5

1.1. Правовые основы аудиторской деятельности……………………............................5

1.2. Нормативные акты и положения, регулирующие бухгалтерскую отчетность.......7

1.3. Обзор литературных источников аудита бухгалтерской отчетности……...........10

2. Общая характеристика аудиторского лица………………………………................13

2.1. Организационно – экономическая характеристика……………………................13

2.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия...............................15

2.3.  Оценка имущественного положения предприятия...............................................18

2.4. Оценка ликвидности и платежеспособности. вероятности банкротства предприятия.......................................................................................................................22

3. Аудит бухгалтерской отчетности................................................................................27

3.1. Объекты аудита. Источники информации. Типичные ошибки в отчетности…..27

3.2. Расчет уровня существенности и оценка аудиторского риска…………………...30

3.3. Планирование проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности…34

3.4. Аудиторские доказательства и применения аудиторских процедур…………….38

3.5. Письменная информация руководителя аудируемого лица……………………...48

3.6. Аудиторское заключение…………………………………………………………...51

4. Пути совершенствования бухгалтерского учета и контроля на предприятии……54

Заключение…………………………………………………..........…………..………….60

Список использованной литературы………………………………............…………...62

Приложение 1.....................................................................................................................64

Приложение 2 ....................................................................................................................65

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

              Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и

отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой

отчетности – КМСФО.

              С целью проведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета

и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам. Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Рассмотрев значение бухгалтерской отчетности, как важнейший источник информации о финансовом состоянии предприятия для всех пользователей можно сказать, что избранная тема дипломной работы весьма актуальна.

              Цель курсовой работы – изучение и оценка бухгалтерской отчетности. Задачи работы – провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия; оценку имущественного положения ; оценку ликвидности и платежеспособности. вероятности банкротства предприятия.

              В результате своей деятельности любое предприятие  осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете. Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами. Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной де­ятельности конкретного предприятия. Пользователями такой информации являются руководи­тели, учредители, участники и собственники имущества пред­приятия. Актуальность теме состоит в том, что содержание отчетности о деятельности предприятия, иму­щественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заин­тересованных во вложении капитала.

1. Теоретические основы аудита учета бухгалтерской отчетности

1.1. Правовые основы аудиторской деятельности

 

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России – регламентация централизованными органами - относят нашу страну к первой концепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для стран континентальной Европы. Сейчас в отечественном аудите преобладает государственное регулирование. В нем можно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связан в основном с созданием и вводом в действие законодательных и иных нормативных актов, второй - с воздействием на отдельные аудиторские организации: аудиторские фирмы и аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Определяющим из них является первый, поскольку действие второго в значительной степени именно на нем и базируется. А первый канал реализуется преимущественно через систему нормативного регулирования аудиторской деятельности. Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйства. К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся: - Гражданский кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  - Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;[1] - Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в последней редакции). - Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190;

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Наиболее целесообразной, по мнению проф. В.И. Подольского, представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Первый (самый верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Закон относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Определяет цель и задачи аудита в финансово-экономической системе. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся: 1) Федеральные правила (стандарты). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности» – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.  Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности для всех субъектов рынка аудиторских услуг. Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ. В настоящее время разработано и принято 23 федеральных правил  (стандартов). Вместо неразработанных используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. 2) подзаконные нормативные акты, устанавливающие общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (нормативные документы в области лицензирования аудиторской деятельности и аттестации аудиторов). К таким нормативным актам относится Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190. К регулирующим актам третьего уровня относятся: 1) внутренние стандарты аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности» профессиональные аудиторские объединения, если это предусмотрено их уставами, могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам). При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов); 2) нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.

 

1.2. Нормативные акты и положения, регулирующие бухгалтерскую отчетность

 

              В настоящее в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

     Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996г. и одобрен Советом Федерации 20 марта того же года, (ред. от 30.06.2003г.), с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2004г.. Данным законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этимиосновами общее руководство бухгалтерским учетом Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству Финансов Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

              В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах» № 208 ФЗ от 26.12.1995г.(ред. От 24.02.2004г.), Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 ФЗ от 08.02.1998 г. (ред. От 21.03.2002г.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, например Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской

(финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является

Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21

октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ. Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, не смотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.[2]

     Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе

перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999г. № 43н, пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказом Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20.

              Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой. Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 22 июля 2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».[3]

     Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня. Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства. Чтобы правильно составить отчетность за 2003 год, необходимо учесть все изменения в законодательстве. В минувшем году их немало. Помимо новых форм отчетности, были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета. Этот документ дополнили новыми счетами 09 и 77 для учета отложенного налога на прибыль. Разъяснил Минфин и как отражать расходы по НИОКР. Стоимость тех работ, которые дали результаты и разработки которых будут использоваться в дальнейшем, теперь надо учитывать в составе нематериальных активов на счете 04.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности