Аудит финансовых вложений и ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: рассмотрение финансовых вложений и аудита данной категории. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие, состав, порядок учета финансовых вложений
2.Рассмотреть теоретические и нормативные аспекты организации аудита финансовых вложений
3.Дать краткую характеристику аудируемого предприятия
4.Разработать план и программу аудита на предприятии.
5. Предоставить отчёт руководству о проведённой проверке, в котором нужно указать все выявленные недостатки и дать рекомендации по их устранению.

Содержание

Введение………………………………………………………..………………....3
1. Планирование аудита…………………………….…………………................ 5
2. Аудит финансовых вложений и ценных бумаг
2.1 Цели и задачи аудита финансовых вложений и ценных бумаг…….. 1
2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Гатика» ……………………………
2.3 План и программа аудита финансовых вложений и ценных бумаг.... 26
2.4 Источники информации для проверки…………………………………….30
2.5 Отчет аудитора…………………………………………………….…....32
Заключение…………………………………………………………………....….35
Список использованной литературы………………………………………...... 36

Работа состоит из  1 файл

Аудит.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)
stify">     Кроме того, не относятся к финансовым вложениям активы, имеющие материально-вещественную форму, такие как основные средства, материально-производственные запасы и нематериальные активы (п. 4 ПБУ 19/02).

     Проверяя  обоснованность признания активов  в качестве финансовых вложений, аудитор  должен оценить одновременное выполнение следующих условий:

     - наличие надлежаще оформленных  документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение

     денежных  средств или других активов, вытекающее из этого права;

     - переход к организации финансовых  рисков, связанных с финансовыми  вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

     - способность приносить организации  экономические выгоды (доход) в  будущем в форме процентов,  дивидендов либо прироста их  стоимости (в виде разницы между  ценой продажи (погашения) финансового  вложения и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

     В бухгалтерском учете и отчетности, в зависимости от сроков отвлечения средств и их целевого назначения, финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. К краткосрочным финансовым вложениям можно отнести займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок до 12 месяцев. Под долгосрочными вложениями (на срок более 12 месяцем) понимают вклады в уставные капиталы и совместную деятельность, затраты на приобретение акций других экономических субъектов, паи, а также займы, предоставленные другим экономическим субъектам.

     Основная  цель аудита финансовых вложений - составить  обоснованное мнение аудитора о достоверности и полноте информации о них в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого экономического субъекта. Чтобы достигнуть этой цели аудитор в ходе проверки должен ответить на следующие вопросы:

     1) Насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы по:

     - оценке, учету и инвентаризации  финансовых вложений;

     - сохранности, выбытию (погашению)  и реализации ценных 
бумаг;

     учету результатов от финансовых вложений.

     2) Соблюдены ли требования налогового законодательства.

     В процессе аудиторской проверки операций с финансовыми вложениями следует руководствоваться следующими нормативными документами:

     - Постановление правительства РФ "Об оформлении взаимной задолженности  предприятий и организаций векселями  единого образца и развитии  вексельного обращения".

     - Положение по бухгалтерскому  учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02.

     Для того чтобы сформулировать объективное  мнение о достоверности и законности операций, осуществленных на предприятии  с финансовыми вложениями, правильности их оформления и отражения в бухгалтерском учете и отчетности аудиторы должны решить ряд задач:

     1) Изучить состав финансовых вложений  по данным первичных документов  и учетных регистров.

     Аудиторы  должны проанализировать данные первичных  документов и учетных регистров и выяснить состав финансовых вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные; государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи и акции; облигации; предоставленные займы; вклады по договору простого товарищества и др.). Аудиторы знакомятся с организацией учета и хранения ценных бумаг. На основе анализа доходности устанавливается экономическая целесообразность финансовых вложений, исследуется влияние отвлечения средств на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     2) Подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений.

     Аудиторы  на основе полученной информации заполняют  заранее разработанные тесты. По результатам тестирования устанавливается  оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.

     3) Установить правильность отражения  в учете операций с финансовыми  вложениями.

     Аудиторы  рассматривают хозяйственные операции, в результате которых произошло  изменение размера и состава  финансовых вложений предприятия. К числу таких операций относятся: предоставление и возврат займов, покупка и продажа ценных бумаг, безвозмездное их получение и передача, осуществление и получение вклада в уставный капитал. Изучая порядок оформления этих операций, аудиторы производят взаимную сверку документов, которыми оформлялось движение финансовых вложений: договоры, акты приемки-передачи, ценные бумаги, сертификаты ценных бумаг, выписки из реестра акционеров, выписки по счету "депо" и др. При этом обращается внимание на соответствие самих документов действующему законодательству, наличие в них всех необходимых реквизитов и правильность произведенных арифметических расчетов.

     Для проверки стоимости отдельных финансовых вложений (акции, доли в уставном капитале других предприятий, предоставленные займы) следует изучить договор купли-продажи ценных бумаг, учредительные договоры, договоры займа, договоры простого товарищества, расчетно-платежные документы, подтверждающие фактическое перечисление средств. Для оценки правильности формирования стоимости ценных бумаг, необходимо выяснить состав затрат, связанных с их приобретением и отражаемых по дебету счета 58 на соответствующих субсчетах по видам вложений. Помимо сумм, уплаченных продавцу, затраты по приобретению ценных бумаг включают: расходы по оплате информационных и консультационных услуг, вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, расходы по уплате процентов по заемным средствам, использованным на покупку ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету, и др. Если в счет оплаты за приобретаемые ценные бумаги передаются готовая продукция, основные средства и другое имущество, то эти операции отражаются в учете с использованием счетов реализации 90 и 91. Аналогичная методика используется при учете вкладов в уставный капитал другого предприятия (или простое товарищество). При этом следует проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставный капитал (простое товарищество). Эта разница списывается на счет 91. Сальдо по счету 58 должно подтверждаться аналитической информации о составе, количестве и стоимости ценных бумаг, указанной в книге регистрации (учета) ценных бумаг.

     Аудиторам следует подтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике предприятия (по себестоимости каждой ценной бумаги, по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения ценных бумаг (метод ФИФО)). Для этого изучаются аналитические данные к счету 58, отражающие количество и себестоимость приобретенных и реализованных (выбывших) ценных бумаг. Необходимо проверить также правильность отражения в учете фактической себестоимости ценных бумаг и финансовых результатов при их реализации.

     Аудитору  следует установить правильность формирования, использования и учета резервов под обесценение ценных бумаг, отражаемых на счете 59. Для этого необходимо проверить, что такой резерв формируется в конце года по итогам инвентаризации, в отдельности по каждому виду ценных бумаг, действительно котирующихся на бирже или специальных аукционах. Подтверждением такого обстоятельства могут служить сведения, распространяемые в открытой печати, в специальных бюллетенях и т.п. Уменьшение ранее сформированного резерва под обесценение ценных допускается при росте рыночной стоимости ценных бумаг по сравнению с их стоимостью на момент формирования резерва.

     Особое  внимание должно быть уделено проверке предоставления предприятием займов другим юридическим лицам. Законность предоставления займов изучается путем проверки заключенных договоров займа и расчетно-платежных документов.

     4) Подтвердить достоверность начисления, поступления и отражения в  учете доходов по операциям с финансовыми вложениями.

     Аудиторы  должны подтвердить полноту и  своевременность выполнения учетных  записей. При отражении доходов  в учете должен применяться принцип "начисления". Начисленные доходы должны отражаться в составе прочих доходов на счете 91.

     Для получения исчерпывающей информации о суммах и сроках начисления доходов  по финансовым вложениям, аудиторы могут  сделать от своего имени или от имени предприятия-клиента запрос в адрес предприятий и организаций, выплативших доходы (в виде процентов, дивидендов и т.п.). Полученные сведения сравниваются с данными, указанными в регистрах бухгалтерского учета, проверяемого предприятия.

     5) Оценить качество инвентаризаций  финансовых вложений.

     Для этого аудиторам целесообразно  самостоятельно провести инвентаризацию. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными книг (реестров), хранящихся в бухгалтерии предприятия. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок этих организаций. Финансовые вложения в уставные капиталы других предприятий, а также займы, предоставленные другим предприятиям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами (учредительными договорами, договорами займа, расчетно-платежными документами).

     Если  результаты инвентаризаций, поведенных аудиторами и сотрудниками предприятия, совпадают, то можно сделать вывод  о качественной инвентаризации финансовых вложений перед составлением годового отчета.

     6) Подтвердить правильность документального оформления вложений в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность.

     Обнаруженные  в ходе проверки ошибки и нарушения  фиксируются в рабочей документации аудиторов и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

     Анализ  аудиторской практики свидетельствует, что наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с финансовыми вложениями, являются следующие:

     - отсутствие документов, подтверждающих  фактические финансовые вложения;

     - оформление документов с нарушением  установленных требований;

     - фиктивные документы и операции;

     - исправления записей в документах  без необходимых оснований;

     - некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;

     - отсутствие подлинников или заверенных  в соответствии с законодательством документов;

     - несвоевременное отражение доходов  по операциям с ценными бумагами;

     - неправильное исчисление фактической  себестоимости ценных бумаг;

     - несоблюдение тождественности данных  регистров бухгалтерского учета и показателей отчетности;

     - отсутствие инвентаризации или проведение ее с нарушениями действующего законодательства;

     - неправильное исчисление налога  на доходы;

     - неисполнение требований законодательных  и нормативных документов;

       - несовпадение данных синтетического и аналитического учета финансовых вложений. 

     2.2 Организационно-экономическая  характеристика предприятия  ОАО «Гатика» 

     Открытое  акционерное общество «Гатика» создано  по решению учредителей (решение  №1 от 19 июня 1996 года) в соответствии с Федеральным законом РФ «Об  акционерных обществах», Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством. ОАО «Гатика» создано для осуществления деятельности и получения прибыли.

     Общество  зарегистрировано по адресу: 119435, г. Москва, Саввинская наб., д. 25-27. Имеет филиалы  и представительства в городах: Москва, Тюмень, Киев, Салехард, Минск, Тегеран, Пекин, а также в Московской области.

     Основным  видом хозяйственной деятельности ОАО «Гатика» является инжиниринг. Общество также осуществляет другие виды деятельности, в том числе  предоставление имущества в аренду и оказание комиссионных услуг.

Информация о работе Аудит финансовых вложений и ценных бумаг