Аудит лизинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 00:09, реферат

Описание

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) аудит (аудиторская деятельность) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Работа состоит из  1 файл

Аудит.docx

— 32.92 Кб (Скачать документ)
 

  1. Отличие аудита от других форм финансового контроля

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) аудит (аудиторская деятельность) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Федеральный закон "Об аудиторской  деятельности" определяет правовые основы регулирования аудиторской  деятельности в РФ. Правительство  РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

Аудит представляет собой  одну из форм финансового контроля и осуществляется наряду с другими его видами: государственным финансовым контролем, ревизией, судебно-бухгалтерской экспертизой.

Государственный финансовый контроль указом Президента РФ от 25.07.96 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2001) возложен на:

— Счетную палату РФ; Центральный банк РФ;

— Федеральное казначейство; Минфин России; ФНС России;

— Государственный таможенный комитет РФ;

— Центральный банк РФ;

— иные  органы,   осуществляющие  контроль  над поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Методами финансового  контроля являются: документальная  и  камеральная  проверка,   экономический  анализ,   обследование,   ревизия.   По   мнению  абсолютного большинства  специалистов,   первое  место  принадлежит ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Цель ревизии - определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств.

Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Основными задачами ревизии  являются:

• осуществление контроля за соблюдением государственной финансовой дисциплины и экономным использованием государственных средств;

•   обеспечение  сохранности  материальных  и  денежных ресурсов;

•   правильность постановки бухгалтерского учета;

•   пресечение хозяйственных  правонарушений.

Ревизор назначается проверяющей  организацией и отчитывается перед ней. Она же оплачивает его труд. По результатам ревизии составляется акт, на основе которого делаются организационные выводы в отношении руководства проверяемой организации и ее бухгалтерского аппарата, налагаются взыскания.

Аудит (аудиторская  деятельность) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Цель аудита -  выразить мнение:

•  о  достоверности  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности аудируемых лиц;

•  о соответствии  порядка  ведения  бухгалтерского учета аудируемых  лиц законодательству  Российской Федерации.

Таким образом, аудит отличается от ревизии по целому ряду оснований:

•    по целям,  на которые они направлены:

-   аудит выявляет и фиксирует недостатки хозяйственной деятельности организации;

-   ревизия не только  выявляет недостатки,   но и  способствует их устранению и  наказанию виновных;

•    по правовому  регулированию:

-  отношения в области аудита регулируются гражданским правом (на основе хозяйственных договоров);

-   отношения ревизии  регулируются административным правом (на основе законов, приказов);

•    по объектам контроля:

-  объект аудита - то, что ухудшает платежеспособность организации,  ее финансовое состояние;

-   объект ревизии  -  то, что нарушает законодательство РФ и учетную политику организации (государства);

•    по типу управления:

-   в аудите присутствуют горизонтальные (добровольные) связи;

-  при проведении ревизии  -  вертикальные (основанные на административном приказе и принуждении);

•    по решаемым практическим задачам:

- проведение  аудита способствует  привлечению новых пассивов, а  также укреплению платежеспособности;

-  ревизия направлена  на сохранение активов организации,  а также пресечение различных злоупотреблений (правонарушений);

•    по достигнутым результатам:

- при аудите составляется аудиторское заключение, а также различные рекомендации для проверяемой организации;

-   при ревизии  -  акт ревизии,  делаются организационные  выводы,   взыскания,   обязательные указания.

Аудит является методом осуществления  независимого вневедомственного контроля, но он не подменяет собой Государственный  финансовый контроль.

Хотя различий между аудитом  и ревизией много, тем не менее, ряд  ревизорских методов, приемов, подходов к Проверке может и должен рационально  использоваться в аудите.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что СБЭ проводится по решению судебных органов и направлена на получение источника доказательств при наличии уголовного или арбитражного дела.

Общие положения о судебной экспертизе, закрепленные в Федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», распространяются на все виды судебных экспертиз, включая и судебно-бухгалтерскую.

Судебная экспертиза -  процессуальное действие, составляющее из проведения исследований и подготовки заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Специфика судебно-бухгалтерской  экспертизы проявляется, во-первых, в  том, что для ее проведения требуются  специальные познания в области  бухгалтерского учета и смежных  дисциплин  (экономический анализ хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит и др.), и, во-вторых, в том, что объектом расследования и судебного разбирательства являются хозяйственные операции, получившие отражение в документах или в учетных регистрах.

Правовой основой для  проведения судебно-бухгалтерской  экспертизы являются Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Судебно-бухгалтерская экспертиза не относится к числу обязательных экспертиз, а назначается в случае необходимости. По каждому конкретному  делу лицо, производящее дознание, следователь и суд должны разрешать этот вопрос исходя из конкретных обстоятельств. В некоторых случаях, оговоренных законом, экспертиза должна назначаться обязательно (например, при несоответствии результатов ревизии материалам следствия, если разногласия не могут быть устранены в ходе проведения повторной ревизии или если обвиняемый оспаривает результаты ревизии, заявляя, что ревизор не принял к зачету документы, предъявляемые ему обвиняемым).

Аудит же выступает как  услуга, которую оплачивает клиент, и которая выполняется с использованием норм гражданского права, хозяйственных  договоров и направлена на улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аудит лизинговых операций

     Аудит лизинговых операций основывается на следующих основных процедурах:

  • юридическая экспертиза договоров лизинга с определением влияния их положений на ведение учета;
  • проверка полноты, оценки стоимости и документального оформления принятия к учету объектов лизинга;
  • проверка учета лизинговых платежей;
  • проверка сумм амортизации, начисленных по объектам лизинга;
  • проверка обоснованности включения лизинговых платежей в состав расходов, принимаемых в целях налогообложения прибыли;
  • изучение регистров налогового учета.

Одним из важнейших источников информации аудиторской проверки является договор  лизинга, составляющийся в соответствии с требованиями действующего Федеральный закон «О лизинге», который  заключают лизингодатель и лизингополучатель. В договоре лизинга содержаться следующие необходимые данные:

а)  предмет лизинга (должно быть указано  наименование передаваемого имущества, его характеристики и т.п.);

б) дата передачи имущества лизингополучателю  продавцом предмета лизинга;

в) размер, способ осуществления и периодичность  лизинговых платежей

При отсутствии точной характеристики предмета лизинга, размера платежей и т.п. договор считается незаключенным.

Источниками информации аудиторской проверки служат поступающие лизинговые платежи - общая  сумма платежей по договору лизинга  за весь срок действия договора лизинга, в которую входит:

а) возмещение затрат лизингодателя, связанных  с приобретением и передачей  предмета лизинга лизингополучателю (амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства);

б) возмещение затрат, связанных с оказанием  других предусмотренных договором  лизинга услуг;

в) доход лизингодателя (комиссионное вознаграждение лизингодателя).

Лизингодатель передает лизингополучателю основные средства на сумму, которая включает в себя все расходы, связанные с приобретением, поставкой и приведением в рабочее состояние предмета лизинга.

Лизингополучатель на основании договора лизинга и  акта (накладная) приемки-передачи основных средств, которая так же служит источником информации,   приобретает для предпринимательских целей во временное владение и пользование объекты основных средств.

Акт приемки оформляет  лизингополучатель, и подписывают  три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и поставщик. Подписание акта приемки имущества в эксплуатацию свидетельствует о фактической поставке предмета лизинга, его монтаже, вводе в эксплуатацию. Все документы, подтверждающие право собственности на имущество-предмет лизинга, передаются лизингодателю.

Так же, для получения  информации при проведении аудита у лизингодателя необходимо ознакомиться с выпиской счета 03 у лизингодателя, а так же изучить заявку лизингополучателя на приобретение имущества.

К действующим в настоящее время  нормативным документам лизинговых отношений относятся:

Гражданский кодекс РФ (часть вторая, гл. 34 "Аренда", параграф 6);

Методические  рекомендации по расчету лизинговых платежей (утв. Минэкономики России 16.04.1996);

Указания  об отражении в бухгалтерском  учете операций по договору лизинга (утв. Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 в редакции от 23.01.2001);

Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о  лизинге), (в редакции от 26.07.06).

Договор лизинга независимо от срока должен быть заключен в письменной форме. Квалифицируется  данный договор в качестве договора лизинга при наличии условия  о необходимости приобретения предмета лизинга лизингодателем и передачи этого предмета лизингополучателю.

Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают  обязательные и сопутствующие договоры (п. 2 ст. 15 Закона о лизинге). К обязательным договорам относится договор  купли-продажи, который заключается  между лизингодателем и продавцом  лизингового имущества. При этом продавца имущества может выбрать  как лизингополучатель, так и  лизингодатель, в зависимости от условий договора.

Договор с продавцом (поставщиком) имущества  заключает от своего имени лизингодатель. При заключении договора купли-продажи  лизингодатель обязан уведомить  продавца о том, что имущество  будет передано по договору лизинга  определенному лицу (ст. 667 ГК РФ).

Существенным  условием договора лизинга является указание данных, позволяющих определенно  установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга (п. 3 ст. 15 Закона о лизинге). Без таких данных договор лизинга  не считается заключенным.

Предметом договора лизинга (аренды) могут быть только индивидуально определенные вещи, т.е. вещи, обладающие такими признаками, по которым их можно отличить от других таких же вещей (исключением  из данного положения является лизинг предприятия). Вещь, передаваемая в  лизинг (в аренду), должна быть незаменимой, поскольку по окончании договора возврату подлежит та же вещь. Степень  индивидуализации предмета лизинга (аренды) зависит от его природы.

Срок  действия договора лизинга также  является его существенным условием. Срок действия договора устанавливается  сторонами самостоятельно, так как ни в ГК РФ, ни в Законе о лизинге не установлены конкретные минимальный и максимальный сроки договора.

Договором лизинга определяются также размер, способ осуществления и периодичность  лизинговых платежей. Статьей 28 Закона о лизинге определено, что под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

Статьей 17 Закона о лизинге установлен порядок  приемки предмета лизинга лизингополучателем, в соответствии с которым лизингодатель  обязан предоставить лизингополучателю  имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного  имущества.

Предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и  со всеми документами (техническим  паспортом и др.), если иное не предусмотрено  договором лизинга.

По  истечении срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет  лизинга в состоянии, в котором  он его получил, с учетом нормального  износа или износа, обусловленного договором лизинга.

В соответствии со ст. 11 Закона о лизинге  предмет лизинга является собственностью лизингодателя, а лизингополучателю  передается во временное владение и  пользование независимо от того, на чьем балансе учитывается предмет  лизинга.

По  окончании договора предмет лизинга  либо возвращается лизингодателю, либо переходит в собственность лизингополучателя (п. 1 ст. 19 Закона о лизинге).

Как правило, право собственности на лизинговое имущество признается перешедшим к лизингополучателю только после  соблюдения следующих условий:

- полной оплаты лизинговых платежей;

- совершения соглашения о передаче  в собственность предмета лизинга;

- постановки лизингового имущества  на баланс лизингополучателя.

Согласно  п. 3 ст. 11 Закона о лизинге лизингодатель  имеет право изъять предмет лизинга  у лизингополучателя, если последний  нарушит определенные условия договора.

Права и обязанности сторон, вступающих в отношения по договору лизинга, определены параграфом 6 гл. 34 ГК РФ и  Законом о лизинге.

В обязанности лизингодателя входят:

1) покупка предмета лизинга и  уведомление поставщика о цели  такого приобретения;

2) устранение выявленных недостатков  лизингового имущества;

3) оплата стоимости предмета лизинга  в установленные сроки;

4) передача предмета лизинга лизингополучателю  на условиях договора лизинга;

5) передача лизингополучателю права  требования к продавцу;

6) гарантирование лизингополучателю  права пользования и владения  предметом лизинга;

7) страхование объекта лизинга,  если это предусмотрено условиями  договора лизинга;

8) несение риска несостоятельности  продавца и несоответствия предмета  лизинга целям его использования  при выборе им продавца (поставщика) и предмета лизинга, если иное  не предусмотрено договором;

9) передача права владения и  пользования предметом лизинга  лизингополучателю в полном объеме;

10) заключение договора купли-продажи  на согласованных с лизингополучателем  условиях (в случае выкупа лизингополучателем  предмета лизинга).

Договором устанавливается порядок балансового  учета предмета лизинга. Предмет  лизинга, переданный лизингополучателю  по договору финансового лизинга, учитывается  либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя по соглашению сторон. Данная норма прописана  в п. 1 ст. 31 Закона о лизинге. От условий  балансового учета лизингового  имущества зависит бухгалтерский  и налоговый учет лизинговых операций у лизингодателя и лизингополучателя.

Целью аудиторской проверки является выражение аудитором мнения о  достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (далее - организация) и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (при этом выражается мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях). Аудит лизинговых операций аудитором проводится в тех случаях, когда объем (размер) лизинговых платежей существенен или проверка предусмотрена  договором.

1). Объект аудита: договор лизинга,  договор купли-продажи лизингового  имущества. 

Цель: аудит начинается с проверки соответствия договора лизинга и  договора купли-продажи лизингового  имущества требованиям действующего законодательства [глава 34 «Аренда» и  § 1 главы 30 ГК РФ, Федеральный закон  «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98 г. № 164-ФЗ (далее -Закон о лизинге)].

Задачи: аудитору необходимо установить соответствие договора лизинга действующему законодательству: наличие в нем  предмета лизинга, обязательного приложения - договора купли-продажи лизингового  имущества; правильность определения  лизинговых платежей; структуру заключенного договора, т.е. наличие в договоре лизинга элементов других договоров (купли-продажи, комиссии и т.д.), а также наличие у лизинговой компании необходимой лицензии.

2). Объект аудита: амортизационные  отчисления.

Цель: проверка правильности и полноты  заполнения первичных документов, правильности начисления амортизации предмета лизинга (основного средства).

Информация о работе Аудит лизинговых операций