Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 23:42, курсовая работа
При написании работы была поставлена цель исследования – изучение порядка проведения аудита оценки МПЗ в ФГОУ СПО «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить цели, задачи, объекты аудита учёта материально-производственных запасов и источники информации для их проверки.
2. Рассмотреть основные нормативные документы, приёмы и методы, используемые при аудите.
3. Рассмотреть методику аудита материально-производственных запасов.
4. Изучить план и программу аудиторской проверки.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
1.1 Законодательные и нормативные акты по аудиту и контролю производственных запасов
1.2 Цель, задачи и источники информации аудита МПЗ
1.3 Организация аудиторской проверки учета МПЗ
1.4 Разработка плана аудиторской проверки использования
производственных запасов, связь с учетной политикой предприятия
2. АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ФГОУ СПО ЧЕБОКСАРСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2.1. Характеристика ФГОУ СПО Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства
2.2 Аудит системы внутреннего контроля
2.3 Документальная проверка своевременности и правильности оприходования производственных запасов
2.4 Проверка фактического наличия производственных запасов приемами аудита
2.5 Оформление результатов проверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Учет материальных запасов в Техникуме ведется на синтетическом счете 010500000 "Материальные запасы".
Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.).
В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).
Приобретение материальных запасов по фактической (сформированной) стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 "Материальные запасы" (010531340 - 010536340) и кредиту счетов 030234730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов", 020834660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов".
Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих первичных документов:
- Требование-накладная (ф. 0315006);
- Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Списание материалов и продуктов питания производится на основании следующих документов:
- Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
- Путевой лист (ф.ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), применяющийся для списания в расход всех видов топлива;
- Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
- Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), применяющийся для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).
Списание израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды, на основании оправдательных документов отражается по дебету счетов 040120272 "Расходование материальных запасов", 010634340 "Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения", соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 "Материальные запасы".
Основными источниками информации для аудитора здесь служат доверенности, приходные ордера, накладные, в том числе и накладные на отпуск материалов на сторону, акты об оприходовании материально-производственных ценностей, а также лимитно-заборные карты, служащие для документарного отражения отпуска материалов, постоянно применяемых в производственном процессе. Данная документация должна быть проверена аудитором с целью подтверждения учётных данных об оприходовании и движении производственных запасов и на предмет выявления несоответствия требованиям, установленным законодательством РФ.
По общему правилу предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе единицы бухгалтерского учёта МПЗ. Главным условием здесь выступает обеспечение возможности формирования полной и достоверной информации о МПЗ, и установление системы надлежащего контроля над их поступлением и расходованием. Запасы отражаются в финансовой отчетности в соответствии с их классификацией исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации. На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов [18].
Особое значение в ходе проверки приобретает правильное документальное отражение хозяйственных операций. В ходе прослеживания проверяются операции, отраженные в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности, для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов.
Все бухгалтерские записи необходимо составлять только на основании правильно оформленных первичных документов, которые должны содержать обязательные реквизиты, подтверждающие достоверность хозяйственной операции: наименование документа, дату составления, содержание операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей ответственных лиц и их личные подписи, по необходимости расшифровку фамилий должностных лиц.
Особое внимание следует обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического учета и синтетического учета.
При сопоставлении наличия ТМЦ в различные периоды, данных отчета о движении ТМЦ с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применить аналитические процедуры. Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин таких ошибок и искажений. Аналитические процедуры можно использовать на этапе получения информации, чтобы собрать прямые доказательства ошибок, нарушений и ложных утверждений в финансовой отчетности. По мнению аудиторов, аналитические процедуры помогают выявить 27 % ошибок. [24]
В ходе анализа применяемого порядка приобретения материалов необходимо основываться на следующих документах: хозяйственные договоры по материалам, принятым на ответственное хранение; договоры комиссии; приходные ордера; накладные; счета-фактуры, авансовые отчеты, акты приемки МПЗ; первичные документы складского учета.
Аудит учета МПЗ в Техникуме показал, что материально-производственные запасы учитываются на складе ответственным лицом (кладовщиком) и в бухгалтерии.
По мере совершения хозяйственных операций материально ответственное лицо производит записи в карточки складского учета материалов; при этом после каждого факта их движения выводится количественный остаток.
В ходе документальной проверки своевременности и правильности оприходования производственных запасов аудитором осуществляется такие процедуры как:
- Проверка документов. Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности первичного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
- Прослеживание (трассирование) осуществляется в противоположном направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяет системы учета и контроля, чтобы найти заключительную бухгалтерскую запись операции. С помощью прослеживания аудитор может определить, все ли операции учтены, и дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимо учитывать возможность того, что некоторые события не отражены в первичной документации и системе учета.
При проверке правильности оформления первичных документов по учету материалов, аудитор использует формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике; график документооборота; первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.); регистры аналитического учета. Проводится просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку [26].
Осуществляя просмотр первичных документов Техникума, можно сказать о том, что при заполнении документов прописываются все реквизиты (в некоторых случаях за исключением цены), и арифметические подсчеты, как правило, верны.
При выявлении в ходе аудита материалов фактов отсутствия обязательных реквизитов документа каждое нарушение необходимо рассматривать отдельно, с точки зрения правомерности принятия документа к учету. Все нарушения и результаты анализа оформляют в рабочем документе аудитора.
При проверке полноты оприходования материалов аудитору следует учитывать условия и формы расчетов с поставщиками, выбранный вариант оценки, порядок возмещения НДС по приобретенным ценностям. В ходе аудита учета материалов аудитор проверяет порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям.
В Техникуме проводится постоянный внутренний аудит по учету и использованию материалов. На складе кладовщик осуществляет прием, размещение и отпуск товарно-материальных ценностей; проверку принимаемых на склад и отпускаемых со склада ценностей на соответствие их товарно-сопроводительным документам по количеству, ассортименту, качеству, комплектности, а также по иным характеристикам, в зависимости от конкретных ценностей; ведение складского хозяйства, поддержание складских помещений, складского оборудования, инструментов и инвентаря в надлежащем и работоспособном состоянии; ведение необходимой складской и иной документации (первичные документы, учетные документы, товарно-сопроводительные документы, и др.). Далее при поступлении документации в бухгалтерию бухгалтер осуществляет прием, обработку, контроль документации по учету материалов [22].
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию материалов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их фактическое наличие, состояние и оценка.
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов;
- определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
- сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
- проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния
- проверка соблюдения правил и условий хранения товарно-материальных ценностей.
Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что в организации установлены: порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии; организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества материалов; материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи.
В случае если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация [22].
При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи МПЗ, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости (форма №ИНВ‑3).
В Техникуме инвентаризация материальных запасов проводится: полная - один раз в ноябре или при смене материально-ответственного лица; выборочная – один раз в квартал; при смене МОЛ, если были выявлены факты хищения ТМЦ; инвентаризируются участки в конце каждого квартала.
Инвентаризация проводится на основании приказа директора Техникума, в котором прописываются направления проведения инвентаризации, состав комиссии, сроки проведения инвентаризации. Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, назначенная приказом директора. В состав включается представитель администрации, бухгалтерии, другие специалисты, способные оценить состояние ТМЦ.
Результаты инвентаризации отражают в инвентаризационной описи ТМЦ (форма № ИНВ-3), которая составляется не менее чем в 2-х экземплярах, в нее заносятся сведения о фактическом наличии имущества. Если данные описи или акта отличаются от данных бухучета, то составляется сличительная ведомость (ф. № ИНВ-19). Также заполняется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, в которую заносятся сведения о факте излишков или недостачи ТМЦ, порчи имущества.
Результаты инвентаризации отражают в инвентаризационной описи ТМЦ (форма № ИНВ-3), которая составляется не менее чем в 2-х экземплярах, в нее заносятся сведения о фактическом наличии имущества. Если данные описи или акта отличаются от данных бухучета, то составляется сличительная ведомость (ф. № ИНВ-19). Также заполняется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.
Оприходование излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 "Материальные запасы" (010531340 - 010536340) и кредиту счета 040110180 "Прочие доходы".
Информация о работе Аудит материально-производственных запасов