Аудит материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание

Одним из основных направлений аудита является аудит материально-производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1.Законодательные и теоретические основы аудита материалов.......................................................................................................4
2. Цели аудита ……………………………………………………………8
3. Аудит сохранности товарно-материальных ценностей…………...12
4. Аудит операций по оприходованию материальных ресурсов……17
5. Аудит по списанию материальных ценностей……………………..19
Заключение………………………………………………………………22
Библиографический список…………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая аудит.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

     Аудитор в процессе проверки операций с материально-производственными  запасами решает следующие задачи:

     - изучает состав материально-производственных  запасов, знакомится с условиями  их хранения;

     - оценивает систему внутреннего  контроля за использованием сырья и материалов в производстве;

     - подтверждает правильность оценки  запасов и отражения операций  по их движению в учете;

     - оценивает качество проводимых  инвентаризаций материально-производственных  запасов.

     В процессе проверки операций с материально-производственными запасами используются следующие источники информации: договоры поставки, накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, книга покупок, номенклатура-ценник, доверенности, приходные ордера, акты о приемке материалов, накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, лимитно-заборные карты, акты-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов, карточки складского учета материалов, реестры карточек, инвентаризационные описи материально-производственных запасов, книга продаж, договоры с материально ответственными лицами, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы ) по счетам 10, 14, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 26, 41, 60, 76 и др., Главная книга и т.д.

     Основными источниками информации являются первичные  документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:

     - доверенность по форме № М-2 и по форме № М-2а — применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;

     - приходный ордер по форме № М-4 — используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;

     - акт о приемке материалов по  форме № М-7 для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

     - лимитно-заборная карта по форме  № М-8 применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;

     - требование-накладная по форме  № М-11 — используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами;

     - накладная на отпуск материалов  на сторону по форме № М-15 применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;

     - карточка учета материалов по  форме № М-17 — предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;

     - акт об оприходовании материальных  ценностей, полученных при разборке  и демонтаже зданий и сооружений  по форме № М-35 применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

     Объем процедур аудита производственных запасов  в большей степени зависит  от сегмента бизнеса. Так, наиболее подробно это направление аудита реализуется  в материальных отраслях производства, в организациях, где сосредоточены большие запасы, а также в торговых организациях при аудите запасов товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Аудит сохранности товарно-материальных ценностей.

     Проверка  сохранности и использования  товарно-материальных ценностей на предприятии, как правило, начинается знакомством с работой материального отдела бухгалтерии.

     Предметом внимания аудитора являются:

     - состав, подчиненность и квалификация  учетных кадров; перечень используемых  нормативных документов;

     - наличие графика (схемы)документооборота; обоснованность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем отражения на счетах хозяйственных операций с материально-производственными запасами; используемые методы внутреннего контроля (инвентаризация, документирование, нормативный учет, партионный раскрой ) для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм;

     - соблюдение сроков проведения  инвентаризаций товарно-материальных  ценностей и порядок оформления  их результатов. Аудитору следует убедиться в наличии оформленных договоров с материально ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и ознакомиться с порядком проведения инвентаризаций.

     Сохранность сырья и материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства на предприятии. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, проверяет условия для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.

     После этого целесообразно провести тестирование по специальной анкете и определить, какую следует проводить инвентаризацию материально-производственных запасов – полную или частичную, а также осуществить сплошную документальную проверку отдельных направлений движения ценностей или ограничиться выборочной.

     Выводы  делаются на основе изучения системы  внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии по примерной анкете.

     Вопросы для оценки системы  внутреннего контроля материально-производственных запасов:

     • созданы ли условия, обеспечивающие сохранность материально-производственных запасов;

     • кто осуществляет функции контроля сохранности и использования материально-производственных запасов;

     • производятся ли инвентаризации материально-производственных запасов, когда и сколько раз;

     • проводятся ли проверки полноты и  своевременности оприходования  материально-производственных запасов;

     • осуществляется ли контроль за обоснованностью норм расхода материалов на производстве;

     • выявляются ли лица, виновные в перерасходе  сырья и материалов;

     • сличаются ли первичные данные о  расходе материально-производственных запасов с данными отчетов  об их движении, производственных отчетов;

     • проверяется ли законность и целесообразность расходования материально-производственных запасов и т.д.

     Вопросы для проверки системы бухгалтерского учета:

     • проведена ли классификация материально-производственных запасов на соответствующие группы;

     • выбраны ли методы оценки и учета  на счетах материально-производственных запасов в учетной политике;

     • разработаны ли схемы отражения на счетах движения материально-производственных запасов;

     • используется ли расчет среднего процента для списания отклонений от стоимости  материалов;

     • организован ли эффективный аналитический  учет материально-производственных запасов, ведутся ли карточки складского учета;

     • соблюдается ли график документооборота по учету движения материально-производственных запасов;

     • выделяется ли НДС отдельной строкой  во всех расчетно-платежных документах;

     • с какой периодичностью сверяются  данные аналитического и синтетического учета материально-производственных запасов и т.д.

     Аудитор по результатам анализа системы  внутреннего контроля и учета  на предприятии составляет программу  проверки операций с материально-производственными  запасами :

     Программа аудиторской проверки операций с материально-производственными запасами (МПЗ): 

     Перечень  процедур      Источники информации
     Проверка  данных регистров учета МЗП и  сверка их со счетами Главной книги      Карточки  учета МЗП, ведомости, журналы-ордера, машинограммы, Главная книга
     Проверка  полноты оприходования и правильности определения фактической себестоимости  МЗП      Договора, счета-фактуры, накладные, авансовые  отчеты, машинограммы, Главная книга
     Проверка  данных инвентаризации МЗП и сравнение  ее результатов с данными аналитического учета      Инвентаризационные  описи, карточки учета материалов, Главная  книга
     Выбор контрольных групп МЗП по данным регистров учета и проведение выборочной инвентаризации МЗП      Инвентаризационные  описи, карточки учета материалов, результаты текущей инвентаризации, накладные, машинограммы
     Проверка  правильности выделения и возмещения НДС по поступившим МЗП  и других налогов по реализации и прочему  выбытию МЗП      Расчетно-платежные  документы, расчеты по налогам, счета-фактуры, накладные, книга покупок, книга  продаж
     Анализ  правильности проверки МЗП при отпуске  их на производство и ином выбытии  методом, выбранным на предприятии      Учетная политика, карточки учета материалов, счета-фактуры, накладные, договора, машинограммы
 

     Если  у аудитора сложилось мнение о  неудовлетворительном уровне хранения ценностей на складах предприятия, он может порекомендовать его руководству провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных, дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально ответственными лицами. При получении согласия и назначении инвентаризационной комиссии аудитор составляет перечень подлежащих проверке ценностей; далее требует от заведующего складом (кладовщика) отчета по приходу и отпуску материалов на дату начала инвентаризации (один экземпляр отчета передается в бухгалтерию, второй остается у аудитора), получает от него расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей. Во время инвентаризации аудитор наблюдает за правильным проведением членами инвентаризационной комиссии установленных процедур (пересчет запасов, их взвешивание, заполнение инвентаризационных описей и т.д.).

     Подписанные аудитором, членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию для определения результатов инвентаризации. При обнаружении по некоторым материалам отклонений от учетных данных по ним составляются сличительные ведомости. По всем фактам недостач и излишков материально ответственные лица должны дать письменные объяснения. Если размеры нарушений значительны, то аудитор может рекомендовать руководителю провести сплошную инвентаризацию материальных ценностей на предприятии.

     В случае отказа руководства аудируемого  лица допустить аудитора к проведению инвентаризации аудитор вправе выдать аудиторское заключение с оговоркой из-за ограничения объема аудита.

     Оговорка  может быть сформулирована следующим  образом:  «Мы полагаем, что проведенный  аудит предоставляет достаточные  основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

     Вместе  с тем мы не наблюдали за проведением  инвентаризации товарно-материальных запасов по состоянию на 31 декабря 20(ХХ) г. из-за отказа руководства ЗАО «YYY» включить аудитора в состав инвентаризационной комиссии.

     По  нашему мнению, за исключением корректировок (при наличии таковых), которые  могли бы оказаться необходимыми, если бы мы смогли проверить количество товарно-материальных запасов, финансовая (бухгалтерская) отчетность ЗАО «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно». 
 
 

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов