Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и раскрытие особенностей аудита основных средств. При написании работы были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты аудита, его сущность;
рассмотреть методику проведения аудита по основным средствам;
осуществить аудит основных средств на примере ООО "Ника".
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ 4
1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ АУДИТА. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 4
1.2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 8
1.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АУДИТА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ 9
ГЛАВА II МЕТОДИКА АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. 12
2.1 АУДИТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 12
2.2 ПРОВЕРКА ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ СРЕДСТВ 16
2.3 АУДИТ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 17
2.4 АУДИТ РАСХОДОВ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 20
2.5. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ АУДИТЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ДЕЙСТВИЯ АУДИТОРА ПО ОКОНЧАНИИ ПРОВЕРКИ 22
ГЛАВА III АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «НИКА» 26
3.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «НИКА» 26
3.2 ПЛАН АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ООО «НИКА» 29
3.3 РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ В ООО «НИКА» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
При списании объектом основных средств отражение убытка осуществляется аналогично, однако убытки от списания не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
В
случае если объект основных средств
списывается в результат
Материальные
ценности, остающиеся от списания непригодных
к восстановлению и дальнейшему использованию
основных средств, приходуются по рыночной
стоимости на дату списания и соответствующая
сумма зачисляется на финансовые результаты:
Дебет 10 «Материалы» Кредит «Прочие доходы
и расходы».
2.2
Проверка порядка
налогообложения
операций поступления
и выбытия средств
Если
организация приобретала
Аудитор должен установить методом прослеживания: выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, в расчетных документах организации; имеется ли счет – фактура на приобретенные основные средства; используется ли в учете счет 19 «Налог на добавленную стоимость» при осуществлении капитальных вложений; для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок списания сумм налога с кредита указанного счета.
Особое внимание следует обратить на операции приобретения организацией основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли- продажи, составленным в письменной форме с указанием паспортных данных продавца.
При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства.
При проверке операций по реализации основных средств и их передаче по договору дарения необходимо обратить внимание на составление счетов-фактур и их регистрацию в книге продаж.
При безвозмездном выбытии объекта основных средств следует иметь в виду следующие налоговые нюансы:
-
поскольку безвозмездная
-
если основные средства
2.3
Аудит операций
по учету амортизации
основных средств
Важным направлением методики аудита основных средств является проверка обоснованности применения норм и достоверности начисления амортизации, поскольку эти данные связаны с формированием себестоимости продажи товаров, продукции, работ, услуг и в конечном итоге влияют на финансовые результаты предприятия (его прибыль или убыток), сумму налога на имущество и размер уплачиваемого в бюджет налога на прибыль. В то же время следует помнить о том, что амортизация характеризует окупаемость (восстановление) основных средств. Выбор амортизационной политики оказывает значительное влияние на формирование финансовой стратегии организации. На данном этапе аудита осуществляется:
1.
проверка соблюдения положений
учетной политики организации
по амортизации основных
2.
проверка правильности
3.
проверка расчетов сумм
4.
проверка своевременности и
Аудитору необходимо получить перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения, в частности: с истекшими нормативными сроками эксплуатации, по которым амортизация не начисляется; находящихся на консервации, по которым начисление амортизации приостановлено, по которым применяется ускоренная амортизация; непроизводственного назначения, используемых организацией по договору аренды, переданных организацией в аренду.
Затем проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Проверка заключается в пересчете аудитором норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации. Следующий шаг – определение срока полезного использования (амортизационного периода) объекта основных средств. Организации имеют право пересматривать срок полезного использования в случаях улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта в результате проведенной реконструкции или модернизации. Аудитору целесообразно выяснить, являются ли установленные на предприятии сроки полезного использования объектов основных средств характерными для данной сферы бизнеса. Для проверки аудитор должен изучить акты ввода объектов в эксплуатацию, материалы переоценки основных средств.
Отдельно аудитором должно быть проверено начисление амортизации в налоговом учете. При проверке аудитор должен руководствоваться нормами гл. 25 НК РФ, в соответствии с которыми можно выделить два принципиальных аспекта методики:
Аудитор должен убедиться, что из состава амортизируемого имущества исключены основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переведенные по решению руководителя организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. Для начисления амортизации амортизируемое имущество должно быть распределено по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, сущность которого достаточно четко определена в целях налогообложения. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика (ст. 258 НК РФ). Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1). Организации по вновь введенным с 1 января 2002г. основным средствам для целей бухгалтерского учета могут применять порядок начисления амортизации аналогичный налоговому учету, т.е. на основании новой Классификации основных средств, используемой для расчета сумм амортизационных отчислений в целях налогового учета.
Налоговое законодательство позволяет организациям самостоятельно избрать метод начисления амортизации не по всем основным средствам. Статьей 259 НК РФ определен перечень основных средств, по которым применяется только линейный метод (здания, сооружения, передаточные устройства и др.).
Результаты
проверки начисления амортизации в
налоговом учете влияют на мнение
аудитора в отношении достоверности
формирования налоговой базы по налогу
на прибыль, так как сумы начисленной амортизации
формируют расходы, связанные с производством
и реализацией.
2.4
Аудит расходов
на ремонт основных
средств
Ремонт объектов основных средств представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как объекта основных средств в целом, так и его отдельных конструкций. Помимо технического осмотра, мелкого и среднего ремонта основных средств организации осуществляют также их восстановление в виде капитального ремонта разной степени сложности. Таким образом, указанные затраты организаций имеют либо текущий характер, либо являются долговременными вложениями.
Бухгалтерский учет ремонта объектов основных средств должен обеспечивать:
Аудиторская проверка показывает, что налоговые органы в первую очередь обращают внимание на подобного рода затраты организации (поскольку их величина подчас соизмерима с балансовой стоимостью ремонтируемого объекта), но тем не менее нормативно обосновать элементы перестройки и реконструкции они не могут и вынуждены соглашаться с отнесением столь больших сумм на производственные затраты. В подобной ситуации первостепенная роль отводится правильно оформленным первичным документам, подтверждающим характер произведенных ремонтных работ.
Расходами
признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты, осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком. Под
обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена
в денежной форме. Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные
документами в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены
для осуществления деятельности, направленной
на получение дохода. При формировании
профессионального суждения бухгалтера
о признании затрат по ремонту основных
средств в качестве расходов от обычных
видов деятельности, в первую очередь,
нужно исходить из содержания данных операций
и оценить, насколько адекватно первичные
документы отражают характер выполненных
работ, и в случае необходимости получить
дополнительные данные от соответствующих
производственных и технических служб.
2.5.
Основные ошибки, выявляемые
при аудите основных
средств и действия
аудитора по окончании
проверки
Обнаружив расхождение между фактическим наличием основных средств и учетными данными, аудитор анализирует причины отклонений. В результате составляется сличительная ведомость, которая является доказательством присутствия нарушений. Ее данные служат информационной базой для осуществления последующих процедур. По итогам инвентаризации аудитор формирует информацию по собственным, арендованным и находящимся на особом хранении основным средствам. Инвентаризируя здания, сооружения и другую недвижимость, аудитор проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности, зарегистрированное в установленном порядке в соответствующем учреждении юстиции. При инвентаризации производится осмотр объектов по местам хранения и эксплуатации. Если в ходе проверки выявлены неучтенные объекты, аудитор должен определить причины, по которым основные средства не отражены в учете. Непригодные к эксплуатации предметы отражаются в отдельной инвентаризационной описи.
Аудитору необходимо убедиться в следующем:
Как видно из практики аудиторских проверок, типичными ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются1:
1)
неотражение на забалансовых
счетах стоимости
2)
оприходование некоторых
3)
несоблюдение момента перехода
права собственности от