Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:25, курсовая работа
Целевая направленность курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
- рассмотрение теоретических положений аудита основных средств коммерческой организации;
- изучение организационно-методических основ аудита основных средств коммерческой организации;
- рассмотрение планирования аудита основных средств коммерческой организации;
- изучение программы аудита основных средств коммерческой организации;
- ознакомление с типичными ошибками, выявленными по результатам проведения аудита основных средств коммерческой организации.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические положения аудита основных средств коммерческой организации.........................................................................................................................5
1.1. Понятие, сущность и классификация основных средств………………..5
1.2. Понятие и виды аудита…………………………………………………...11
2. Организационно-методические основы аудита основных средств коммерческой организации……………………………………………………………...15
2.1. Цель, задачи и информационное обеспечение аудита основных средств……………………………………………………………………………15
2.2. Планирование аудита основных средств коммерческой организации………………………………………………………………………………..16
2.3. Программа аудита основных средств коммерческой организации……20
2.4. Типичные ошибки, выявленные по результатам проведения аудита основных средств коммерческой организации…………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список литературы…………………………………..…………………………..29
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;
- передачи по договору мены, дарения;
- внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;
- выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации;
- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
- в иных случаях.
Основные средства могут классифицироваться по ряду признаков:
1. По степени участия в процессе производства:
- активная часть;
- пассивная часть.
2. По принадлежности организации:
- собственные;
- привлеченные.
3. По назначению и сфере
- производственные;
- непроизводственные.
4. По амортизационным группам:
I. от 1 года до 2 лет;
II. от 2 до 3 лет;
III. от 3 до 5 лет;
IV. от 5 до 7 лет;
V. от 7 до 10 лет;
VI. от 10 до 15 лет;
VII. от 15 до 20 лет;
VIII. от 20 до 25 лет;
IX. от 25 до 30 лет;
X. свыше 30 лет.
5. По роли в производственном процессе:
- объекты, находящиеся в эксплуатации;
- объекты в запасе;
- объекты на реконструкции;
- объекты на консервации.
Таким образом, основные средства относятся к средствам труда, предназначенным для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, и способны приносить организации экономические выгоды в будущем.
1.2. Понятие и виды аудита
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Рассмотрим основные виды аудита в табл. 1 [13, с.39].
Таблица 1
Виды аудита
№ пп. |
Критерии |
Виды |
1 |
По отношению к пользователям информации |
- Внешний - Внутренний |
2 |
По отношению к требованиям законодательства |
- Обязательный - Инициативный |
3 |
По назначению |
- Аудит финансовой отчетности - Налоговый - Аудит на соответствие требован - Ценовой - Управленческий аудит - Аудит хозяйственной - специальный (экологический, оп |
Продолжение табл. 1
4 |
По времени осуществления |
- Первоначальный - Согласованный (повторяющийся) - Оперативный |
5 |
По характеру проверки |
- Подтверждающий - Системно-ориентированный - Аудит, базирующийся на риске |
Остановимся подробнее на классификации аудита по отношению к требованиям законодательства. По этому критерию различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.
Обязательный аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно ст. 5 Закона об аудиторской деятельности Российской Федерации осуществляется в следующих случаях:
1. если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2. если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
3. если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4. если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5. если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6. в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
2. Организационно-методические
основы аудита основных
2.1. Цель, задачи и информационное обеспечение аудита основных средств
Целью аудита основных средств является оценка достоверности отражения в бухгалтерском учете и отчетности наличия и движения основных средств, соблюдения законодательства по регистрации прав на объекты имущества, а также формирования базы по налогу на имущество и налогу на прибыль организации.
Задачи аудита ОС:
- проверка принадлежности основных средств организации;
- проверка правильности оценки и переоценки основных средств;
- проверка правильности отражения движения основных средств и их выбытия;
- проверка правильности начисления амортизации;
- проверка правильности налогообложения по операциям с основными средствами.
Можно выделить следующие источники информации при проведении аудиторской проверки основных средств (табл. 2):
Таблица 2
Источники информации при проведении аудиторской проверки ОС
Наименование источника |
Содержание источника |
Нормативные документы |
- Гражданский кодекс РФ; - Налоговый кодекс РФ; - Федеральный закон «О бухгалтер - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» - ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; - Методические указания по - Методические указания по - Постановление государственного комитета Российской Федерации по статистике №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»; - Постановление Правительства РФ № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». |
Продолжение табл. 2
Бухгалтерская финансовая отчетность |
- Бухгалтерский баланс; - Отчет о прибылях и убытках; - Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. |
Первичные документы |
- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений). Форма ОС-1; - Акт о приеме-передаче здания (сооружения). Форма ОС-1а; - Акт о приеме-передаче групп
объектов основных средств ( - Накладная на внутреннее переме - Акт о приеме-сдаче - Акт о списании объекта - Акт о списании - Акт о списании групп объектов
основных средств (кроме - Акт о приеме (поступлении) оборудования. Форма ОС-14; - Акт о приеме-передаче - Акт о выявленных дефектах оборудования. Форма ОС-16; - Договоры купли-продажи основны |
Регистры аналитического учета |
- Инвентарная карточка учета объекта основных средств. Форма ОС-6; - Инвентарная карточка групповог - Инвентарная книга учета |
2.2. Планирование аудита основных средств коммерческой организации
В соответствии с п. 8 Правила (стандарта) №3 «Планирование аудита» аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
- деятельность аудируемого лица;
- системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- риск и существенность;
- характер, временные рамки и объем процедур;
- координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;
- прочие аспекты.
Начальным этапом аудиторской проверки является предварительное планирование. На данном этапе аудитор должен достигнуть понимания деятельности данного субъекта в следующих вопросах:
- организационно-правовая форма, масштаб деятельности;
- соблюдение условия непрерывности деятельности;
- вид производственной деятельности и номенклатура выпускаемой продукции;
- структура капитала и курс акций;
- внешние и внутренние факторы, влияющие хозяйствующую деятельность экономического субъекта.
- соблюдение обоснованной классификации основных средств;
- права организации на основные средства.
Аудитору также необходимо провести оценку системы внутреннего контроля аудируемого лица. Система внутреннего контроля может считаться действенной, если она эффективно предупреждает возникновение недостоверной информации и эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени, после того как недостоверная информация возникла. В зависимости от полученной оценки аудитор определяет состав процедур, необходимых для получения достаточной уверенности о достоверности бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета.
При оценке системы внутреннего контроля аудитору необходимо получить ответы на ряд вопросов (табл. 3):
Таблица 3
Оценка внутреннего контроля
Элемент системы внутреннего контроля |
Вопросы |
Организация бухгалтерского учета в части объектов основных средств |
- Закреплены ли положения об учете основных средств в учетной политике; - Выявлены ли расхождения между фактическим наличием основных средств и учетными данными; - Соответствует ли рабочий план счетов потребностям организации; - - Обеспечен ли аналитический учет основных средств; - Ведутся ли инвентарные карточки основных средств; - Все ли первичные документы присутствуют; - Обоснованы ли способы начисления амортизации по объектам ОС; - По всем ли объектам основных средств применяются унифицированные формы; - Соблюдается ли график документооборота по движению основных средств; - Применяется ли сплошная нумерация документов по приобретению и списанию объектов основных средств; - Правильность определения срока полезного использования основных средств; - Осуществляется ли учет арендованных основных средств. |
Средства бухгалтерского контроля |
- Как часто осуществляется контроль за совершением хозяйственных операций; - Кем осуществляется контроль за совершением операций по учету основных средств; - Разработаны ли должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с основными средствами; - Разделены ли обязанности по санкционированию, юридическому оформлению, учету и контролю операций с основными средствами; - Имеются ли неучтенные объекты основных средств; - Производится ли проверка отчётов на арифметическую точность; - Производится ли проверка полноты оприходования основных средств; - Выявлены ли расхождения между фактическим наличием основных средств и учетными данными. |
Обеспечение сохранности основных средств |
- Определен ли круг материально-ответственных лиц, обеспечивающих сохранность ОС; - Материально-ответственные лица; - Проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию ОС; - Выявляются ли лица, виновные в повреждении объектов ОС; - Проверяется ли объем и качество ремонтов ОС; - Проверяется ли использование объектов ОС по различным направлениям деятельности; - Имеются ли инвентарные карточки по основным средствам, принятым в аренду; - Наличие документов, характеризующих техническое состояние основных средств. |
Информация о работе Аудит основных средств коммерческой организации