Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель работы - провести аудит основных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты аудита, его сущность;
рассмотреть порядок проведения аудита по основным средствам;
определить законодательно-нормативную базу аудита;
осуществить аудит основных средств на примере ОАО «Дальтрубопроводстрой».
Введение
1. Теоретические аспекты аудита основных средств
1.1 Понятие аудита и порядок его осуществления по основным средствам
1.2 Первичные документы для проведения проверки основных средств
1.3 Приемы аудита и законодательно-нормативная база
2. Обзор методик аудита основных средств
2.1 Методика Шеремета А.Д. и Суйца В.П.
2.2 Методика Агеевой Ю.Б. и Агеевой А.Б.
2.3 Методика Суглобова А.Е. и Жарыгласовой Б.Т.
2.4 Типичные ошибки по учету основных средств
3. Аудит основных средств ОАО "ДАЛЬТРУБОПРОВОДСТРОЙ"
3.1 План и программа аудиторской проверки учета основных средств
3.2 Первичный учет и оценка основных средств
3.3 Проверка учета основных средств по существу
3.4 Аудит основных средств
Заключение
Библиографический список
При аудите операций по движению основных средств следует проверить: приложены ли соглашения при передаче основных средств качестве взноса в уставный их перечень, с указанием первоначальной стоимости, износа и цены; подложены ли к перечню вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны; оформлен пи договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения при приобретении основных средств; вписана ли в инвентарную карточку расшифровка-перечень отдельных предметов при приобретении объектов основных средств в комплекте; учитываются ли на счёте 001 объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды; установлена ли рыночная стоимость основных средств при их продаже; создана ли в организации постоянно действующая комиссия для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию; оприходованы ли на склад все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования (эта операция отражается записью Д-т сч.10 - К-т сч.01).
При аудите учета выбытия основных средств необходимо проверить: перечень основных средств и технической документации при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал; договор купли-продажи; первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных за иностранную валюту; установлена ли рыночная стоимость при продаже основных средств; начислен ли НДС по безвозмездно переданным основным средствам (плательщиком НДС является передающая сторона).
При аудите учета резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств аудитору необходимо проверить: отражены ли в учетной политике нормативы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, определена ли предельная сумма этих отчислений; списывается ли сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта за счет средств указанного резерва; ведется ли аналитический учет расходов на ремонт основных средств по видам производства, по видам деятельности (если по этим видам деятельности отдельно исчисляется налоговая база в соответствии со ст.274 НК РФ); ведется ли аналитический учет формирования сумм расходов с учетом группировки всех осуществленных затрат.
Аудитор должен проверить соблюдение законодательно-нормативных документов по налогообложению.
Типичными ошибками при учете основных средств являются неправильное определение первоначальной стоимости и начисление амортизации.
Первая причина - неправильное определение первоначальной стоимости основного средства или нематериального актива. Порядок определения первоначальной стоимости основных средств изложен в разделе II «Оценка основных средств» ПБУ 6/01, где сказано, что первоначальная стоимость определяется исходя из фактических затрат по возведению или приобретению объектов основных средств, включая расходы по доставке, монтажу, установке.
Распространенной ошибкой является неправильное включение в первоначальную стоимость основного средства процентов по заемным средствам, привлеченным для приобретения, сооружения или изготовления объекта основных средств.
Включать в первоначальную стоимость основного средства можно лишь ту часть процентов, которая начислена до принятия объекта к бухгалтерскому учету на счете 01 «Основные средства». Общехозяйственные расходы и вовсе нельзя включать в первоначальную стоимость ни основного средства, ни нематериального актива.
Следует помнить и о суммовых разницах, которые возникают в тех случаях, когда расчеты за внеоборотный актив производится в рублях в сумме эквивалентной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах.
Вторая причина ошибок заключается в том, что бухгалтер начисляет амортизацию на те объекты основных средств, стоимость которых не погашается посредством начисления амортизации. В соответствии с разделом III ПБУ 6/01:
1) амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки т.п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста. По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций начисляется износ в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений, а движение сумм износа учитывается на отдельном забалансовом счете 010;
2) не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования;
3) объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию;
4) в течение срока полезного использования объекта основных средств приостанавливается начисление амортизационных отчислений в случае его перевода по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Довольно часто бухгалтеры путают порядок начисления амортизации по основным средствам, установленный в бухгалтерском и налоговом учете. Например, в бухгалтерском учете начисляют амортизацию по объектам жилищного фонда и отражают ее по счету 02 «Амортизация основных средств».
Еще одна ошибка заключается в неверном определении срока полезного использования внеоборотных активов.
Организациям предоставлено право самостоятельно определять срок полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов. При этом следует учесть, сколько лет будет использоваться объект, режим его эксплуатации, влияние агрессивной среды, порядок проведения ремонтов, а также срок, установленный прилагаемой технической документацией. Определить срок полезного использования нематериального актива можно исходя, например, из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объекта интеллектуальной собственности, или из ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).
Так как срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией только один раз - при принятии объекта к бухгалтерскому учету - то изменять этот срок в период его эксплуатации нельзя.
При планировании аудита основных средств, прежде всего, составляется программа аудита. В ней содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении и т.д.
Открытое акционерное общество «Дальтрубопроводстрой» (ДТПС) зарегистрировано постановлением администрации г. Харовска №1360 от 15.12.1993г. Это предприятие создано на базе строительно-монтажных организаций, действовавших на территории Хабаровского края с 1960 года. В 1993г. зарегистрирован единственный выпуск именных обыкновенных бездокументарных акций ОАО «Дальтрубопроводстрой». Контрольный пакет акций принадлежит работникам общества, что обеспечивает ему самостоятельность. Пакетом в 20% акций общества владеет Комитет по управлению государственным имуществом г. Харовска. Уставный капитал Общества составляет 19835 тыс. руб.
Общество является юридическим лицом и создано без ограничения срока действия. Предприятие выполняет строительно-монтажные работы, а также оказывает услуги с целью извлечения прибыли, развития производственной базы и удовлетворения общественных потребностей.
Основными направлениями деятельности ОАО «Дальтрубопроводстрой» являются: строительство и капитальный ремонт магистральных газонефтепродуктопроводов, компрессорных станций; реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих газотранспортных объектов; строительство жилых и производственных зданий. Общество имеет пакет разрешительных документов на все виды деятельности.
Каждая аудиторская фирма самостоятельно устанавливает требования к формам аудиторских программ.
Программа аудита основных средств ОАО «Дальтрубопроводстрой» приведена в Приложении 1.
Движение основных средств, связанное с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств, в ОАО «ДТПС» оформляется следующими типовыми формами первичной учетной документации.
Акт о приеме-передаче основных средств, кроме зданий и сооружений (ф. № ОС-1) применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших за плату от других организаций. Акт используется для учета ввода объектов в эксплуатацию, внутреннего перемещения основных средств, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также выбытия при их продаже.
При оформлении приемки объекта акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии, а затем вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию. Акт утверждается руководителем организации. Выбытие основных средств оформляется аналогичным актом (накладной) с отражением в инвентарной карточке учета основных средств.
Накладная на внутреннее перемещение объекта основных средств (ф. № ОС-2) используется в ОАО «ДТПС» при оформлении внутреннего перемещения объектов акт выписывается в двух экземплярах: первый - с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию; второй - структурному подразделению-сдатчику.
Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3) оформляется приемка-сдача основных средств из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт подписывается представителем принимающего подразделения и представителем подразделения, выполнившего работы по ремонту (реконструкции, модернизации). При выполнении работ сторонней организацией акт составляется в двух экземплярах; первый - остается в ОАО «ДТПС»; второй - передается производителю работ. Оформленные акты сдаются в бухгалтерию, а в технический паспорт объекта вносятся необходимые изменения в раздел характеристики объекта. Акт, подписанный главным бухгалтером, утверждается руководителем ОАО «ДТПС».
Для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных) применяется Акт о списании объекта основных средств (ф. № ОС-4). Составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем ОАО «ДТПС». Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материалов, запасных частей после разборки (демонтажа) объекта. Затраты по списанию и стоимость оставшихся материальных ценностей отражаются в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания».
Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) составляется в ОАО «ДТПС» в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр вместе с документом, подтверждающим снятие объекта с учета в автоинспекции, передается в бухгалтерию; второй - остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, оставшихся после списания.
Для пообъектного учета всех видов основных средств применяется Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. № ОС-6), которая заполняется в одном экземпляре на основании первичных документов на поступление, выбытие, ремонт основных средств. При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта (достройка, дооборудование и т.п.) может быть открыта новая карточка, а старая сохраняется как справочный документ.
Обязательными реквизитами карточек являются:
наименование и назначение объекта,
инвентарный номер,
организация-изготовитель,
дата и номер документа на оприходование,
первоначальная стоимость,
признак собственности,
краткая индивидуальная характеристика объекта,
срок полезного использования, норма амортизации, ее код.
В процессе эксплуатации в карточках делаются отметки о перемещении объекта внутри организации, о его ремонте и выбытии с указанием причины. Основанием для того служат данные первичных документов - актов (накладных) приема-передачи основных средств, актов на списание основных средств. При этом обязательными являются подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций. По наиболее важным объектам в отделе главного механика организации оформляется специальный паспорт.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в ОАО «ДТПС» по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. К ним относятся:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые ОАО «ДТПС» за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств.
В первоначальную стоимость объектов основных средств также включаются фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.