Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:52, реферат
Цель аудита основных средств - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об основных средствах, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
классификация в отчетности. Если в отчетности основные средства классифицированы по нескольким группам, например, земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, необходимо, чтобы в выборку попали основные средства, отраженные по каждой статье. Аудитор может принять решение не проверять элементы по какой-либо из статей классификации основных средств, если она значительно меньше уровня существенности и возможные нарушения не повлияют на достоверность финансовой отчетности организации в целом;
классификация по амортизационным группам. Если основные средства организации разделены на несколько амортизационных групп, в выборку должны попасть основные средства из разных амортизационных групп;
другие классификации, в зависимости от особенностей проверяемой организации.
Отбирая операции по приобретению и выбытию основных средств, аудитор должен выборочно проверить следующие группы операций:
операции по приобретению основных средств по договорам лизинга на внутреннем рынке и по импорту;
операции по приобретению основных средств у сторонних организаций на внутреннем рынке и по импорту;
операции со связанными сторонами по приобретению и продаже основных средств;
операции, произошедшие в конце отчетного периода и после отчетной даты;
операции по строительству основных средств;
операции по приобретению и выбытию основных средств, произошедшие в конце проверяемого отчетного периода и начале следующего периода;
другие операции, объединенные по какому-либо признаку, по усмотрению аудитора.
При проверке основных средств аудитор, как правило, изучает и связанные с ними расходы на строительство, ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств. Главное внимание в этом случае нужно уделить тому, подлежат ли такие расходы списанию на расходы организации или их следует включить в стоимость соответствующих основных средств с последующей амортизацией. При решении данного вопроса аудитору необходимо руководствоваться действующими нормативными документами.
Выбирая для проверки операции по строительству, ремонту, реконструкции и модернизации основных средств, аудитор, как правило, руководствуется стоимостным критерием. Аудитор должен обращать внимание не только на существенные по стоимости расходы на строительство, ремонт, реконструкцию и модернизацию, но и на операции, произошедшие в конце проверяемого отчетного периода и в начале следующего периода. Нужно выяснить, не относятся ли расходы на ремонт, осуществленные в начале следующего отчетного периода, к отчетному периоду, т.е. не занижены ли расходы организации в отчетном периоде.
Изучая данные о расходах на строительство, реконструкцию и модернизацию, произведенные в конце проверяемого отчетного периода, аудитор должен убедиться в том, что они действительно относятся к отчетному периоду и подлежат капитализации, т.е. в том, что стоимость активов на конец отчетного периода не завышена.
Планом аудита может быть предусмотрена проверка операций по сдаче и принятию основных средств в аренду, хотя такие операции могут проверяться и в ходе аудита доходов и расходов организации.
Если аудитор исследует операции аренды, ему необходимо особое внимание уделить следующим операциям:
операциям со связанными сторонами. Требуется проверить их реальность, порядок определения стоимости аренды и раскрытия соответствующей информации в финансовой отчетности;
операциям в конце проверяемого отчетного периода и начале следующего периода. Нужно убедиться, что расходы по аренде учтены в том периоде, к которому они относятся;
нетипичным операциям. К таким операциям
относятся: операции, предусматривающие
нестандартную стоимость услуг аренды
и (или) порядок расчетов; операции, осуществленные
без видимой логической причины; операции,
содержание которых отличается от их формы
(например, договор аренды, по существу
являющийся договором продажи основных
средств с рассрочкой платежа); другие
операции, которые, по мнению аудитора,
отличаются от обычно совершаемых организацией.
Программа аудита основных средств. Программа аудита основных средств может выглядеть следующим образом.
┌───┬────────────────────────
│ N │Утверждение, на основе которого │ Направление аудита │
│п/п│подготовлена
финансовая отчетность│
├───┼────────────────────────
│ 1 │Существование /права /полнота │1А. Убедиться в том, что все от-│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
├───┼────────────────────────
│ 2 │Существование/оценка/
│
│и раскрытие
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
├───┼────────────────────────
│ 3 │Возникновение/измерение/
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
├───┼────────────────────────
│ 4 │Представление и раскрытие │4А. Убедиться в том, что вся су-│
│
│
│
│
│
│
└───┴────────────────────────
Чтобы выяснить, все ли учтенные основные средства действительно существуют на конец отчетного периода (п.1А программы аудита основных средств), аудитор осуществляет следующие процедуры:
наблюдение за инвентаризацией основных средств;
проверку физического наличия основных средств (от учетных записей к физическому наличию и от физического наличия к учетным записям);
проверку соответствия данных аналитического учета данным синтетического учета и отчетности.
Наблюдая за инвентаризацией основных средств, аудитор выявляет их физическое наличие на конец отчетного периода, правильность и полноту внесения данных в инвентаризационные описи.
При инвентаризации аудитор может случайным образом выбрать определенное количество основных средств и затем проверить, отражены ли они в бухгалтерском учете организации. Необходима также обратная процедура: выбрать по данным бухгалтерского учета определенное количество объектов основных средств и удостовериться в том, что они физически существуют.
Осуществлять эти процедуры предпочтительно в ходе инвентаризации, но можно и в процессе аудиторской проверки, проводимой после окончания отчетного периода, поскольку обычно движение по счетам учета основных средств небольшое и в физическом наличии основных средств, отраженных в бухгалтерском учете на конец отчетного периода, можно убедиться и после его окончания.
Если выбранные аудитором для проверки основные средства, числящиеся в бухгалтерском учете на конец отчетного периода, на момент аудита выбыли из организации, аудитору нужно просмотреть документы, обосновывающие их выбытие (договор купли-продажи, акт приемки-передачи, акт на списание основных средств и др.) и таким образом получить косвенное подтверждение того, что основные средства на конец отчетного периода существовали.
В случае, когда аудитор выявил факты несоответствия учетных записей и физического наличия основных средств, он должен увеличить объем выборки, оценить масштабы ошибки и выяснить, в какой степени эта ошибка может повлиять на достоверность финансовой отчетности и аудиторское заключение.
При выявлении несоответствия данных аналитического учета данным синтетического учета и отчетности аудитору необходимо установить причины, оценить возможную ошибку, пересмотреть оценку внутреннего контроля и на основе пересмотренной оценки принять решение, есть ли необходимость в расширении масштаба аудиторских процедур.
Проводя аудиторские процедуры с целью убедиться в том, что права организации на основные средства подтверждены и не ограничены правами третьих лиц (п.1Б программы аудита основных средств), аудитору нужно проанализировать документы, подтверждающие эти права. К таким документам относятся договоры купли-продажи основных средств, договоры лизинга, договоры на пользование земельными участками, документы, подтверждающие государственную регистрацию прав собственности на имущество, в отношении операций с которым необходима такая регистрация. В рамках этой процедуры обычно изучают разрешения на строительство, свидетельства о регистрации прав, другие документы, подтверждающие права организации, связанные с недвижимым имуществом и его созданием.