Аудит подоходного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение методики проведения аудита учета расчетов с персоналом по удержанию НДФЛ, его отражение в аудиторском заключении с целью повышения уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, сущность налога на доходы физических лиц 4
1.1. Сущность, значение налогов 4
1.2. Характеристика НДФЛ 8
2. Цель и методика аудита НДФЛ 12
2.1. Цель, задачи, нормативное регулирование аудита НДФЛ 12
2.2. Планирование проверки учета расчетов по НДФЛ 15
Заключение 22
3.Расчетная часть………………………………………………………………...23
Литература……………………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

Аудит подоходного налога, Н-46444.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

      В данной работе рассматривается вопрос аудита учета расчетов по НДФЛ. Актуальность данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по удержанию НДФЛ является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов по удержаниям имеет большое значение в успешной работе предприятия, так как позволяет не только правильно рассчитывать налоги, но и достоверно формировать себестоимость продукции.

      Целью  написания  данной работы является  изучение  методики проведения аудита учета расчетов с персоналом по удержанию НДФЛ, его отражение в аудиторском заключении с целью повышения уровня профессиональных знаний в области бухгалтерского учета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемых вопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучения теоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критически оценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственные выводы.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

      -  изучить понятие, сущность налогов и НДФЛ;

      - осуществить планирование аудита, для чего необходимо оценить  аудиторский риск, уровень существенности, составить план и программу  аудита.

 

1. Понятие, сущность  налога на доходы  физических лиц

1.1. Сущность, значение  налогов

 
 
 

     Каждое  юридическое или физическое лицо должно участвовать в формировании бюджета и внебюджетных государственных фондов по законодательству, установленному государством, путем внесения обязательных платежей. Совокупность платежей представляют собой налоговую систему.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в государственный или местные бюджеты, взимаемый в законодательно установленном порядке с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований 1.

     Обязательность  означает, что все юридические и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.

     Индивидуальная  безвозмездность предполагает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику.

     Система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и их изменения устанавливаются законодательно — Налоговым кодексом Российской Федерации 2.

     Как уже отмечалось, налоги являются основным источником формирования финансовых ресурсов страны, используются на содержание государственного аппарата и предоставление определенных услуг населению (пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение).

     Выделяют  пять основных функций налогов  3:

  1. Фискальная;
  2. Распределительная;
  3. Регулирующая;
  4. Контрольная;
  5. Поощрительная.

     Рассмотрим  данные функции более подробно.

    Фискальная  – основная функция налогообложения. Заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами,  необходимыми для осуществления его деятельности, то есть по средством этой функции реализуется государственное предназначение налогов – формирование и мобилизация финансовых ресурсов.

    Распределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируется средства, направляемые затем на важнейшие государственные нужды. При этом перераспределении средств приоритеты выбирает государство. Оно может направить значительные средства, например, на социальные нужды, на экологию, на сельское хозяйство и т.д. Таким образом, данная функция состоит в распределении общественных доходов между различными категориями населения, а именно происходит передача средств в пользу слабых и незащищенных категорий, например, в виде дотаций, субсидий.

    Регулирующая. Налоги – один из финансовых рычагов, которыми управляет рыночная экономика. Маневрируя налоговыми льготами и ставками, изменяя условия налогообложения, вводя один и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей производств и решения социальных задач.

    Регулирующая  функция имеет  три подфункции:

    - стимулирующая – то есть направленная  на поддержку развития тех  или иных экономических процессов  (применение налоговых льгот и освобождений);

    - дестимулирующая – направлена  на установление препятствий  для развития тех или иных  процессов (установление повышенных  ставок);

    - воспроизводственная – предназначена  для аккумуляции средств для  восстановления используемых природных ресурсов (водный, земельный налоги).

    Контрольная – через налоги осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

    Поощрительная – это поощрение государством особых заслуг граждан (например, предоставление по НДФЛ вычета 3000 руб. участникам войны).

    Таким образом, с помощью налогов государство  способно создать более или менее  благоприятные условия для развития тех или иных деловых сфер.

    Налоги  играют большую роль не только в  формировании доходной части бюджета, но и в решении задач экономического роста государства, его стабильности и экономической безопасности.

    Как уже отмечалось, совокупность взаимосвязанных  налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора  и использования налогов, а также  налоговых органов представляют собой налоговую систему. Действующая в настоящее время в Российской Федерации налоговая система базируется на следующих принципах (законодательных началах) 4:

  1. Всеобщность, равенство и справедливость. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  3. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (однако допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ);
  4. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  5. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  6. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  7. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  8. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

1.2. Характеристика подоходного  налога

 
 

      Характеристику  налога на доходы физических лиц (НДФЛ) представим в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика  НДФЛ

Элемент налога Характеристика Основание
Налогоплательщики 1. Физические  лица - резиденты РФ, 
2. Физические лица – не резиденты, получающие доходы от источников в РФ
Ст. 207 НК РФ
Объект  налогообложения Доход, полученный налогоплательщиками: 
1. от источников в РФ или за пределами РФ - для физических лиц – резидентов РФ; 
2. от источников в РФ - для физических лиц – не резидентов РФ.

Ряд доходов  не подлежит налогообложению НДФЛ, в частности государственные пособия, трудовые пенсии, алименты и др. в соответствии со ст. 217 НК РФ.

Ст. 208, 209, 217 НК РФ
Налоговая база Налоговая база - все доходы, как в денежной, так и натуральной форме, полученные налогоплательщиком, а также доходы в виде материальной выгоды.  
Налоговая база исчисляется отдельно для каждого вида доходов, для которых установлены разные ставки налога.
Ст. 210-214 НК РФ
Продолжение таблицы 1
Налоговый период Календарный год  Ст. 216 НК РФ
Налоговые вычеты Стандартные налоговые  вычеты

Социальные налоговые  вычеты

Имущественные налоговые вычеты

Профессиональные  налоговые вычеты

Наиболее существенные изменения, которые вступили в силу 1.01.09 коснулись стандартных вычетов. Размер вычета на детей был увеличен до 1000 руб., а лимит доходов составил 280000 руб. Лимит по вычету 400 руб. для каждого налогоплательщика был увеличен до 40000 руб.

Ст. 218-331 НК РФ
Налоговые

ставки

13%, если иное  не предусмотрено ниже

35% в отношении  доходов: 

стоимости выигрышей  и призов, в части превышающей  4000 рублей;

выплат по договорам добровольного страхования;

процентных доходов  по вкладам в банках, если  ставка превышает

ставку ЦБ

30% в отношении  доходов, получаемых нерезидентами РФ.

9% по дивидендам

Ст. 224 НК РФ
Исчисление  Сумма налога определяется как процентная  доля налоговой базы, соответствующей ставке налога

Налоговые агенты перечисляют суммы налога в день фактического получения денег в банке для выплаты дохода или в день безналичного перечисления средств.

Отдельные категории  физических лиц уплачивают налог по месту

Ст. 225-228 НК
Уплата  налога и отчетность учета налогоплательщика  в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют:

отдельные категории  физических лиц и физические лица в отношении отдельных видов доходов

Ст. 228 НК РФ
 

      Таким образом, плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица - налоговые резиденты РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.

      Объектом  обложения НДФЛ признаются доходы налогоплательщика. Все виды доходов при условии, что ст. 224 НК РФ не установлено иное (в том числе заработная плата, надбавки и доплаты, премии) облагаются по ставке 13%.

      Налоговая база равна сумме начисленного за налоговый период дохода работника за минусом необлагаемых доходов и стандартных и (или) имущественных налоговых вычетов.

      В соответствии с Налоговым кодексом РФ каждому налогоплательщику предоставлено  право уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму налоговых вычетов, к которым относятся:

  • стандартные;
  • профессиональные (на основании ст. 221 НК РФ);
  • имущественные (согласно ст. 220 НК РФ);
  • социальные (в соответствии со ст. 219 НК РФ).

      Рассмотрим  более подробно порядок предоставления работодателем стандартных налоговых  вычетов (вычеты предоставляются работнику за каждый месяц налогового периода при получении им доходов, подлежащих налогообложению только по ставке 13%).

      На  основании ст. 218 НК РФ с 1 января 2009 года налоговый вычет в размере 400 руб. предоставляется налогоплательщикам за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый по ставке 13%, не превысит 40 000 руб. Ранее такой вычет предоставлялся до достижения суммы 20 000 руб.

      С 600 до 1000 руб. увеличен размер стандартного налогового вычета на детей. Вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 280 000 руб. (ранее 40 000 руб.). Причем налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе другого родителя (приемного родителя) от его получения. Налоговый вычет в двойном размере теперь предоставляется не одинокому, а единственному родителю (приемному родителю). Право на вычет прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления единственного родителя в брак.

      500 руб. – предоставляются Героям Советского Союза и Российской Федерации и т.д. (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ);

Информация о работе Аудит подоходного налога