Аудит продажи продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание

Выпуск и продажа готовой продукции является основным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи. Они отражают эффективность основной деятельности хозяйствующего субъекта, его способность к расширению производственного ассортимента, к удовлетворению социальных и материальных потребностей коллектива, к выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями.

Работа состоит из  1 файл

1 часть.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)


8

 

1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.

1.1Экономическое содержание аудита продажи готовой продукции.

Выпуск и продажа готовой продукции является основным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи. Они отражают эффективность основной деятельности хозяйствующего субъекта, его способность к расширению производственного ассортимента, к удовлетворению социальных и материальных потребностей коллектива, к выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями.[20,стр.279]

Готовая продукция — часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, конечный результат производственного процесса, законченный обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которого соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. [19,стр.665]

Целью аудита готовой продукции и ее реализации является установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции. [22]

Однако можно дать более развернутое определение цели аудита готовой продукции, а именно: цель проверки выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, т.е. выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи. [20,стр.279]

При этом в процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:

анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

контролируется договорная дисциплина в соответствии с законодательством; [20,стр.279]

проверка обеспечения физической безопасности ресурсов: готовой продукции, тары, упаковочных материалов; [14,стр.212]

проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;

изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;

оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;

анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции; [20,стр.279-280]

правильность отражения готовой продукции и товаров отгруженных в бухгалтерской отчетности; [17,стр.248]

контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции. [20,стр.280]

Источником информации при проведении проверки являются:

1. Первичные документы по учету готовой продукции:

приемо-сдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции;

акт сдачи на склад готовой продукции;

карточка складского учета готовой продукции. [20,стр.280]

2. Первичные документы по отгрузке готовой продукции:

приказ-накладная (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);

счет-фактура;

товарно-транспортная накладная;

договор;

счет-фактура для целей налогообложения.

3.              Регистры аналитического и синтетического учета:

ведомость выпуска готовой продукции;

ведомость отгрузки и реализации готовой продукции.

4.              Бухгалтерская отчетность, в которой отражается раздел (участок, бухгалтерский счет) и которая должна включать в себя бухгалтерский баланс (ф. № I), в частности строки баланса:

214 «Готовая продукция и товары для перепродажи»;

215 «Товары отгруженные»;

     217 «Прочие запасы и затраты», по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения в других строках подраздела «Запасы» раздела II бухгалтерского баланса, в частности не списанная в установленном порядке со счета 44 «Расходы на продажу» часть коммерческих расходов, отно­сящихся к остатку неотгруженной (нереализованной) продукции;

231 «Покупатели и заказчики», по которой показываете дебиторская задолженность. [19,стр.666]

              На начальной стадии проверки цикла выпуска и продажи готовой продукции следует ознакомиться с учетной политикой организации. С этой целью анализируются элементы учетной политики:

- методы определения даты реализации продукции для целей налогообложения (счет 90); [20,стр.292]

Существует 2 метода определения даты реализации:

1. по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг), день оплаты товаров (работ, услуг);

2.По мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг) [20,стр.293]

-методы списания общепроизводственных расходов (счет 25) и общехозяйственных расходов (счет 26);

-методы учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости продукции (счет 20);

-способы учета выпуска готовой продукции с использованием и без использования счета 40; [20,стр.292-293]

Если организация не использует счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», тогда на счете 43 «Готовая продукция» учет вы­пуска продукции отражается по фактической себестоимости.

Если организация использует счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», то на счете 43 «Готовая продукция» продукция отражается по нормативной или плановой производственной себестоимости, а отклонение ее от фактической производственной стоимости списывается со счета 40 в дебет счета 90-2.

Необходимым условием использования счета 40 является применение на предприятии показателей нормативной или плановой себестоимости, что достигается обычно при нормативном методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. [19,стр.669]

- методы оценки готовой продукции (счет 43) и товаров отгруженных (счет 45) для целей аналитического уче­та; [20,стр.293]

Готовая продукция в зависимости от выбранного организацией метода калькулирования себестоимости может учитываться:

по фактической производственной себестоимости (в сумме фактических затрат, связанных с ее изготовлением);

по нормативной (плановой) себестоимости с использованием учетных цен. В качестве учетной цены единицы готовой продукции может быть применена:

фактическая производственная себестоимость прошлого периода;

планово-расчетная (нормативная) цена, установленная организацией;

договорная цена. [17,стр.248]

- метод распределения по видам выпускаемой продукции расходов на продажу (счет 44). [20,стр.293]

Далее проверяется полнота оприходования готовой продукции по данным первичных документов и производственных отчетов, регистров синтетического и аналитического учета (счетов 43 «Готовая продукция», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»). Если у аудиторов возникают сомнения в полном оприходовании готовой продукции, они должны составить альтернативный баланс выхода готовой продукции. Неучтенная продукция может быть выявлена аудитором посредством сопоставления документов, отражающих получение продукции (накладных на отпуск готовой продукции, отчетов о движении ее на складах, производственных отчетов) с актами инвентаризаций готовой продукции. Аудиторы могут произвести инвентаризацию готовой продукции для определения ее фактических остатков и сличения сданными учета. В результате проверки может быть выявлено наличие фиктивных актов инвентаризации. При этом проверяются условия хранения готовой продукции (защита от воровства, пожаров, умышленных повреждений и т. п.), порядок ее учета в местах хранения. [14,стр.213-214]

Должен быть налажен аналитический учет готовой продукции по местам хранения и отдельным видам готовой продукции. В соответствии с отраслевыми требованиями продукция должна быть сертифицирована по артикулам, сортам, размерам, типам и т.п. [20,стр.287]

Также аудитору следует обратить внимание на то, что продукция из давальческого сырья не отражается на счете 43, а затраты учитываются как услуги. [20,стр.287]

Аудит документооборота осуществляется по формальным признакам (соответствие типовой унифицированной форме, наличие всех реквизитов, подписей, печати, даты, номера документа) и по существу отраженных операций (законность, целесообразность, достоверность, арифметический контроль сумм и итогов). Проверенные аудитором первичные учетные документы, отражающие движение готовой продукции, заносятся в рабочий документ:

по первичным учетным документам, имеющим нарушения, заполняются все графы таблицы;

по остальным документам при необходимости делаются записи в соответствующие графы.

Ниже приводится шапка рабочего документа «Аудит оформления первичных учетных документов, отражающих движение готовой продукции»:

Наименование учетного документа

Номер и дата документа

Содержание хозяйственной операции

Сумма по документу

Сумма по расчету аудитора

Суммовое расхождение

Характер нарушений

[20,стр.295]

Одновременно проверяется соблюдение договорной дисциплины: платежеспособности и добросовестности контрагентов по договорам, добросовестности менеджеров, принимающих решения по данным операциям.

Проверке подвергаются также правильность списания расходов на продажу, связанных с реализацией продукции, которые учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». При этом аудитор должен проверить:

правильность включения затрат в состав расходов на продажу;

соблюдение установленных нормативов расходов;

соблюдение порядка учета тары;

правильность ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу»;

соответствие данных синтетического и аналитического учета записям в Главной книге и балансе и т. п. [14,стр.214-215]

Аудитор должен проверить обоснованность и правильность отражения в учете операций по списанию готовой продукции. Стоимость готовой продукции, учтенная на счете 43, при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи должна быть списана на счет продаж (90). Списание готовой продукции (как и материалов) должно производиться одним из четырех способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первой по времени оприходования готовой продукции;

по себестоимости последней по времени оприходования готовой продукции. [17,стр.249]

Кроме того, аудитор проверяет:

наличие и правильность оформления договора на поставку;

правильность документирования операций по отгрузке товаров;

случаи снижения рыночных цен на товары в течение года (при моральном устаревании или частичной потере первоначального качества);

возврат товаров покупателями в связи с низким качеством;

случаи отказа от акцепта;

соблюдение сроков подачи документов на оплату в банк. [18,стр.148]

Проверке также подвергается правильность отражения готовой продукции и товаров отгруженных в бухгалтерской отчетности. В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация о способе учета готовой продукции. [17,стр.250]

              На последнем этапе проверки проводятся анализ и оценка действующей системы учета, выявляются ошибки, нарушения и устанавливается степень их влияния на финансовую отчетность и финансовый результат. [14,стр.217]

К типичным ошибкам, которые выявляются в ходе проверки выпуска готовой продукции и ее реализации, являются следующие: [16,стр.158]

несоответствие оценки готовой продукции методу оценки, установленному учетной политикой организации;

Информация о работе Аудит продажи продукции